«Достижение такого уровня и качества образования задача не из легких, она под силу только учителю, обладающему высоким профессиональным мастерством и общественным статусом» - эти слова из обращения министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования Исаака Калины к участникам конкурса «Педагог года Москвы-2013» стали основополагающими в деятельности каждого московского учителя.
Образование - база, «стартовый капитал» выпускника. Потребность в обучении, в умении учиться, в понимании значения знания - основа основ в современной жизни, позволяющая анализировать жизненные ситуации и принимать оптимальные решения, быть успешным. Современные подходы к образованию, отраженные в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, представляют процесс обучения, воспитания и развития человека как непрерывный, проходящий на протяжении всей жизни. Ценность современного знания из плоскости теоретической переходит в сугубо практическую, любое предметное знание и умение должно пригодиться человеку в жизни, повлиять на качество его жизни. Традиционно перед нами, учителями физической культуры, стоят непростые задачи по воспитанию стремления к здоровому образу жизни, формированию стремления к физическому совершенству, силе духа, к занятиям спортом. Спорт - это еще и лидерство, умение работать в команде. Учителю важно научить понимать, что здоровый образ жизни не самоцель, а лишь ступень, твердый фундамент личного успеха в дальнейшей жизни, чем бы человек ни занимался. Изменение отношения учеников в этой связи к предмету физической культуры - основа моей профессиональной позиции.
Современное московское образование сейчас дает широкие возможности для обеспечения высокого качества - повышение профессионализма, материальное стимулирование лучших педагогов, возможность обмена инновационным опытом с такими педагогами-мастерами, как, например, учитель физической культуры школы №335 заслуженный учитель РФ Дмитрий Бесполов, который стал для меня примером в организации работы с учащимися.
Из всего арсенала спортивных игр еще в начале своего педагогического поприща я выбрал футбол - игру миллионов российских мальчишек и девчонок (!), полагая, что это хорошая возможность вернуть предмету «Физкультура» былую популярность. Футбол открывает широкие возможности для формирования и развития личностных качеств каждого школьника, помогает ученикам понять значение системы в жизни каждого человека, обрести возможность достижения успеха как в личностном развитии, так и в целом всего коллектива.
Очень важен пример взрослого - учителя, тренера, родителя. Ребенок очень внимательно наблюдает за ними: искренне, с полной ли отдачей взрослые играют в футбол? Только если это часть твоей жизни, ученик поверит тебе и пойдет за тобой, как в случае с социально-спортивным проектом «Футбол - это шанс!», связанным с созданием в нашей школе команды девушек, одной из самых популярных секций в школе.
Футбол - командная игра, которая помогает научиться взаимодействовать с партнерами на поле, с капитаном команды и нести ответственность за свою позицию в игре, позволяет проявить свои качества и занять место лидера в команде, что предполагает ответственность за всю команду. Не все станут профессиональными спортсменами, но каждому человеку, убежден, нужен системный подход к реализации самых сложных проектов, самодисциплина, умение работать в команде. Футбол - спортивная игра, которая выходит далеко за рамки учебного времени, она настолько захватывает, что ребята с удовольствием принимают участие в играх различного уровня - от муниципального до всероссийского. Это становится возможным при достижении взаимопонимания с родителями, которые, конечно, видя, каким становится их ребенок - собранным, целеустремленным, самостоятельным, поддерживают его в этих начинаниях. В целом футбол помогает подросткам обрести уверенность в себе. Спорт объединяет школу, семью, общество в едином направлении развития ребенка, обеспечивает его успешную социализацию.
Для меня урок физкультуры - диалог со всеми и с каждым одновременно. Совсем не так важно, сколько человек могут выполнить на «отлично» тот или иной физический норматив, гораздо важнее, чтобы каждый из моих учеников пережил свою маленькую победу, УСПЕХ, поверил в свои силы, в то, что все возможно.