В пустых и просторных комнатах два мальчика. Среди вороха бумаг, порванных учебников и сваленных в кучу контурных карт, пробирок и документов они ищут камни. Вот полевой шпат и кварц легли в найденную специально для коллекции коробку. Осталось найти только кусочек мрамора и гранит со странным названием «рапакиви». Два мальчика - это мой брат и я, только более двадцати лет назад. А в этом здании была деревенская школа, в которой учились наша бабушка и ее сестры. Разоренная и опустошенная школа глубоко врезалась мне в память как образ безразличия, равнодушия к своему будущему.
Всегда поражался тому, сколько моя бабушка знает стихов. Когда в школе мне надо было учить наизусть стихотворение, она направляла меня, подсказывала нужные строчки, даже не смотря в книгу. И хотя высшим образованием она похвастаться не могла, полноценное знание школьной программы всегда помогало ей в нашем обучении.
Абсолютно уверен, что качество жизни человека зависит от него самого: от формулировки им жизненных целей, принципов, внутренней мотивации, трудолюбия. Но в то же время знаю, что и среда, в которой человек растет и развивается, оказывает на него влияние, формируя его жизненные цели, принципы, мотивацию к определенным видам деятельности.
Человек, не желающий развиваться, в современных условиях мало чего может достичь. Ребенка, который не стремится к самосовершенствованию, можно назвать педагогически запущенным. В подобных обстоятельствах роль мотиватора должен брать на себя наставник, педагог, учитель. Только тот, кто умеет донести до ребенка важность получения образования и самосовершенствования, может называться педагогом. Такие люди есть и будут. Главное - найти среди них своего Учителя.
Это не так легко, но возможно. Возможно, когда у ребенка есть выбор, когда ребенок может общаться с уважающими детское мнение взрослыми, когда он может посещать не только школу, но искать своих учителей в домах творчества, в клубах по месту жительства, в детских общественных объединениях. Когда ребенок может пробовать и не бояться, что у него что-то не получится, когда его воспринимают таким, каков он есть, когда образование неформально и притягивает к себе своей красотой и глубиной. Только при такой ситуации взрослеющий человек способен дорожить образованием, стремиться к развитию.
Поколение наших бабушек и дедушек получало образование в военные годы в эвакорайонах, в деревенских и городских школах в тылу. Осознание ценности образования они впитали со всеми трудностями того времени. Мы же, живущие сегодня, не всегда отдаем себе отчет в том, что образование ценно. Качественное образование дает человеку широкий спектр возможностей реализовываться в различных областях жизни.
Получая экономическое образование, я не предполагал, что буду применять его в работе с детьми. Казалось бы, туризм, краеведение, история, какая тут может быть экономика? Но все не так просто. Когда мы говорим о технике безопасности, вспоминаем теорию вероятности. Где больше вероятность упасть на железнодорожный путь? Около края платформы или же вдалеке от него? Когда готовим летнюю экспедицию, знакомимся с основами управления проектами. Когда говорим о московских купцах, знакомимся и с тем, как у них были организованы дела в начале XX века, какая реклама помогала им выйти на должный уровень.
Вот и сейчас употреблю экономический термин, хотя не сторонник мнения о менеджерском управлении школой. Получение образования - это серьезные инвестиции: инвестиции в человеческий капитал, в качество жизни. Если образование лежит мертвым грузом, потраченные усилия и инвестиции бесполезны, окупаемость нулевая.
Но стоит только начать действовать, придумывать, создавать, творить - образование оживает: идеи возвышаются, появляется возможность выходить за рамки стереотипов, с мудростью использовать накопленный опыт, с оптимизмом смотреть в будущее.
В тот июньский день 1993 года, когда мы с братом пошли в соседнюю деревню посмотреть на упраздненную школу, кусочек мрамора из комплекта дидактического материала по геологии мы нашли, а вот кусочек гранита - рапакиви я привез только спустя десять лет из экспедиции в Ленинградскую область.

Игорь Агапов - Константину Андрееву после мастер-класса


Игра меня, конечно, греет.
Но, как занять огромный зал,
Нас Костя обучал. Андреев...
Начальник все не приезжал...
И, балансируя на грани,
Был Константин во всей красе...
Когда подъехал департамент,
Уже готовы были. Все!