Сейчас общество предлагает нам сотни путей реализации. Есть простор для выбора программы и в саду, и в школе, и в вузе. Именно поэтому так сложно выбрать родителям маршрут для своего малыша: садик для маленьких гениев, математические ясли, группы игровой поддержки, чего только нет! Вроде бы уже готовы отдать в садик с двумя иностранными языками, но вдруг... Мама вспомнила свой детский сад около дома и свою воспитательницу Елену Степановну: ее тихий голос, заботливые руки, всегда аккуратную прическу из длинных волос с сединой, и маленький Человек был передан в свой первый самостоятельный день улыбчивой женщине, похожей на добрую фею из детских сказок.
Как быстро пролетели три года! Детский сад позади, а дальше еще сложнее. Выбрать школу - задача очень сложная, нужно поспрашивать соседей, друзей, поискать в Интернете, что модно, престижно, котируется. Любишь математику? Вот и лицей всего в часе езды от дома. Хочешь изучать языки? Пожалуйста, три английские школы и одна французская. Что еще важно? Важно, чтобы ребенок, придя с огромным букетом на свою первую в жизни школьную линейку, сказал потом маме «по секрету», что его учительница самая добрая и красивая из всех учительниц на свете, а потом появилась учительница английского, и сразу захотелось бы все-все выучить, чтобы она похвалила! А учитель физкультуры такой добрый и сильный, и надо сходить записаться в секцию, потому что он сказал, что я способный! И еще много-много таких учителей, которые будут зажигать маленькие звездочки в душе ребенка, а он с благодарностью будет беречь эти огоньки и раздувать их с новой силой.
Человек способен сделать мир лучше. Без научных разработок не было бы многих удобств и благ для человека, без талантливых композиторов не было бы прекрасной музыки. Да что говорить! Без любознательных и смелых мореплавателей не были бы открыты целые континенты! В каждом человеке есть искорка, в каждом человеке - солнце, только дайте ему светить, ведь это солнце разжигают в нас родители, потом поддерживают учителя и подкидывают в этот костер угольки. Только нам решать, как распорядиться этим пламенем. И каждый из нас делает выбор: делать мир лучше своими руками, своими поступками или потреблять то, что создали другие.
Так что же значит достойное образование? Это значит, что из малыша вырастет настоящий Человек, который сможет, захочет и изменит что-то в этом мире в лучшую сторону. Такой Человек, которым будут годиться, который сам будет гордиться собой. Он не обязательно будет ученым, космонавтом или музыкантом, но будет иметь душу и ум - то сочетание, которое, думаю, можно назвать критерием любого образования. Человек, который настроен на созидание, обладает гибкостью ума и «горит» тем, что он делает, может называться образованным.
А тем временем малыш уже окончил школу и выбирает себе дальнейший путь. Столько интересного на свете! Столько дверей открыто тому, кто жаждет эти двери открывать. И все же почему он так спокоен и уверен в себе, почему не мечется, когда некоторые его ровесники так переживают, что на этом их путь в образовании может быть прерван, а то и вовсе закончен? Все потому, что нашего малыша на протяжении всего пути окружали люди, которые отдавали ему частички души, поддерживали его стремления и желания, сочувствовали неудачам и помогали ставить цели. Это они научили его не бояться неудач, быть любознательным, открывать для себя новое, строить свою жизнь так, чтобы дальше он смог обойтись без них и мог учить других разумному, доброму, вечному.
«Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю», - сказал великий ученый-математик Архимед. Так и образование может стать точкой опоры каждого человека. Образование - это показатель развития общества, равно как и общество - это результат образования людей. Но все же и то и другое имеет человеческое лицо. Давайте помнить об этом.

Ирина ЖИЛЯЕВА,
педагог-психолог гимназии №1518, выдвиженец гимназии №1518, выпускница Московского городского психолого-педагогического университета