Это грандиозная задача для всего общества, ведь образование сейчас рассматривается как дело не одной только школы. Стандарты предполагают, что активными участниками образовательного процесса станут и родители, и органы государственной и муниципальной власти, и некоммерческие организации. Хотя, конечно, основными исполнителями реализации ФГОС по-прежнему будут сотрудники образовательной сферы.
В ближайшие годы нам всем предстоит встретиться с новыми сложными задачами, например, с внедрением инклюзивного образования в столичных школах. Конечно, это предъявляет повышенные требования к педагогам. Я бы даже сказала, что это настоящий вызов к личностным качествам и профессионализму учителей. Но только ли от них зависит успех такого социально значимого проекта?
По опыту работы в школе я знаю, что дети с особенностями развития требуют дополнительного внимания со стороны педагога. И это не метафора, это реальное время, которое педагог затрачивает на каждом уроке и на каждой перемене, организуя деятельность такого ребенка. Если при этом в классе обучаются несколько детей с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), то многократно усиливается эмоциональная нагрузка как на учителя, так и на остальных детей в классе. Понятно, что педагог должен быть вооружен эффективными приемами и методами работы с такими детьми, а также защищен от профессионального выгорания.
Предполагается, что эти функции должны выполнять специалисты служб сопровождения: психологи, дефектологи, логопеды, врачи, а мы видим, что в последнее время эти ставки в школах, как правило, сокращаются.
Как-то нелогично получается. Задачи школы усложняются, а специалисты, способные оказать помощь в достижении приоритетных целей школьного образования, оказались невостребованными в большинстве образовательных учреждений.
Анализируя ситуацию, я прихожу к выводу, что в некоторых школах администрация не всегда может точно сформулировать запрос этим специалистам, или наоборот, ресурсов одного-двух психологов или логопедов на всю школу недостаточно, чтобы эффективно решать поставленные администрацией задачи. Поэтому школа остается без поддержки этих специалистов.
На мой взгляд, выход в поиске эффективных моделей работы служб сопровождения. Необходимо по крупицам собирать успешный опыт таких служб и предлагать его для широкого внедрения. Важно, чтобы такие службы работали именно внутри школы, помогая учителю разрабатывать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка.