В Англии есть такое понятие - «стандарт рекорд», все знают, что его никто не достигнет. На мой взгляд, то, что предложено в стандарте, который разработан группой Евгения Александровича, - это «стандарт рекорд». Я думаю, что если, не дай бог, по этим стандартам сделают аттестационные требования, то я такой экзамен не сдам, хотя вроде на качество моей работы в бытность учителем никто не жаловался.
Недавно было совместное заседание рабочих групп - группы Ямбурга по подготовке стандарта учителя и той рабочей группы, в которой я участвую, по реформе педагогического образования при Министерстве образования и науки РФ. Евгений Ямбург сказал интересную вещь, что положения стандарта не будут проверять, они будут проверяться методом экспертной оценки. Тут есть один вопрос: «А судьи кто?» - и второй: кто кого будет учить?
Мы все очень хотим, чтобы изменения наступали очень быстро. В других странах это не так. В середине 90-х годов мы были в Голландии, изучали там реформу образования. Лектор говорит: «Мы начали пять лет назад». Мы спрашиваем: «А на сколько лет ваша реформа рассчитана?» Он отвечает: «На 50 лет».
Человек пришел в вуз, его надо готовить по новым стандартам. А кто его в этом вузе будет готовить по новым стандартам?
У нас есть три ключевые точки в педобразовании: точка входа в педобразование, точка входа в профессию, когда человек окончил институт, и третья точка - через 3-5 лет после окончания. Надо посмотреть, что делается в этих трех точках. Если мы возьмем Западную Европу, Америку, то точка входа у всех не одна, человек готовится в бакалавриате, а потом собирается в педагогическую магистратуру. В Англии таких программ, по-моему, то ли семь, то ли девять. Теперь точка выхода - все ли, кто выходит из педвуза, приходят в школу? Мы знаем, что их не сто процентов.
Может быть, мы сделаем так, что студент, который принял решение стать педагогом, после 3-4-го курса педагогического вуза будет заниматься серьезной практикой, серьезными стажировками. Мне кажется, нам не надо спешить, нам предстоит решить очень сложную многогранную проблему - это обновление учительского корпуса, модернизация педагогического образования, создание системы непрерывного педагогического образования.
Педагогика у нас всю жизнь была наукой о должном, а она должна стать наукой о сущем.