По моему глубокому убеждению, проблема эта напрямую касается всего российского педагогического сообщества, в том числе и московского. Каждое учебное заведение сталкивается с необходимостью подбора кадров и дальнейшего повышения их квалификации. Очевидно, что источником человеческого капитала для этих учреждений может быть только высшая школа.
В условиях современного общества постоянное обновление систем - ключевое условие их существования, образование - не исключение. Пересматривая принципы его деятельности, мы сталкиваемся и с вопросом о месте педагогического образования в новой структуре. Эта общая проблема может быть рассмотрена через два основных аспекта. Первый - нужны ли педвузы как явление? И второй - если мы признаем необходимость существования пединститутов, то как организовать процесс их работы?
На первый вопрос я с полной уверенностью могу ответить «да». Мысль о том, что не каждый ученый или специалист в своей области может быть педагогом, очевидна в своей простоте. В целом можно сказать, что наличие педагогических вузов в отечественной системе образования не только ее отличительная особенность, но и значительное преимущество. Обеспечивая кадрами все уровни образования, педвузы решают еще одну смежную, но не менее важную задачу. Они создают условия для открытия - назовем это призванием, - одаренности в области преподавания. Академические вузы зачастую не предоставляют своим студентам такой возможности. Педвузы по самой своей структуре обладают также очень высоким потенциалом междисциплинарности, важной не только в контексте преподавания, но и любой сферы жизни современного общества.
Что же касается второго аспекта, то необходимо отметить, что он в еще большей степени, нежели первый, не может быть решен на индивидуальном уровне. У меня есть свой взгляд на возможную структуру высшего педагогического образования. Я полагаю, что педвузы нельзя лишать предметно-научной составляющей по двум причинам: во-первых, необходимо развитие научно-образовательной среды; во-вторых, должна быть возможность для студентов, не увидевших в себе призвания к педагогической деятельности, легко продолжить образование в предметном или предметно-практическом направлении. Поэтому бакалавриат может быть организован в научном и педагогическом направлении, в то время как следующие ступени высшего образования - магистратура и аспирантура - должны быть только педагогическими.