Теоретически хорошее образование - важная предпосылка для получения престижной и высокооплачиваемой работы, что гарантирует финансовую стабильность и ощущение востребованности, социальной значимости и защищенности. Человек, получивший достойное образование, имеет большие шансы на самореализацию и, следовательно, на приближение к состоянию внутренней гармонии, которая традиционно рассматривается как важный элемент качества жизни. Но сегодня именно образованные люди оказываются наиболее уязвимы. Кого, как не дипломированных профессионалов и студентов, мы видели протестующими на площадях Лондона, Каира, Нью-Йорка, Мадрида или Москвы? Высокообразованные слои общества чувствуют свою уязвимость, они видят и осознают нестабильность и неэффективность системы.
В чем причина этого парадокса? Эти люди не реализованы в полной мере, их образование не востребовано обществом. Общество правильно или нет, но формулирует социальный заказ на образование, и, если люди, получившие образование, социумом не востребованы, это значит, что образование некачественное. Оно не соответствует главному критерию качества - социальному заказу. Качество зависит от цели. И если мы примем это положение, нам необходимо определить цель современного образования и наличие пути ее реализации.
Образование служит человеку, позволяет приблизится к тому, о чем так живо писал в своих романах И.Ефремов, - мечте об идеальном человеке, гармоничном, ищущем, творческом, социально активном. В целом мы можем согласиться с тем, что эта глобальная цель сохраняет свою актуальность. Что же изменилось? В условиях информационного общества все ступени образовательного процесса сталкиваются с новыми вызовами. Высшая школа не является исключением, в какой-то степени именно на нее падает значительная нагрузка в рамках подготовки профессионала, востребованного в современном социально-экономическом пространстве, как и подготовка личности, способной легко адаптироваться к быстро меняющимся условиям мировой экономики. Процесс глобализации и переход к информационному обществу предполагает размывание национальных границ, в том числе и в сфере образования, и превращает научно-технические и интеллектуальные разработки в основной фактор конкурентоспособности экономик. То есть образовательная среда является основанием успешности не только отдельных личностей, но и условием эффективного функционирования национальных экономик и гражданских обществ.
Следовательно, основной целью современного образования является подготовка конкурентоспособной личности, востребованной на рынке труда и ориентированной на саморазвитие. Ключевыми задачами выступают как ценностные ориентиры (включая мотивы экономического и гуманитарного характера), так и способность к самообразованию и умение переводить теоретические знания в практические. Высшее образование должно выполнить социальный заказ на эффективных специалистов.
Для достижения этих целей мы можем сформулировать ряд требований к высшему учебному заведению в России:
- Российские образовательные учреждения должны быть готовы к межкультурному обмену с разными регионами мира и не замыкаться в рамках собственного вектора развития. Это должно способствовать повышению качества российского образования и росту его востребованности в мире.
- Необходимо преодолеть разрыв между теоретической и практической образовательными моделями. Это означает не отказ от того колоссального опыта в области теоретического образования, который был накоплен в советское время, но преобразование его, в частности, посредством включения студентов в образовательный и исследовательский процессы. Свою роль здесь играют и разнообразные образовательные технологии, как традиционные, так и интерактивные.
- Не меньшее значение для развития функциональной грамотности и межкультурного диалога имеет личное общение преподавателя и студента.
- Продуктивным представляется использование опыта институтов гражданского общества, таких как некоммерческие организации, общественные советы. Привлечение экспертов может способствовать выполнению социального заказа.
- Проблема финансирования образования не только не теряет своего значения в условиях интернационализации, но приобретает особое значение. Этот аспект напрямую связан со следующим требованием.
- Грамотная кадровая политика остается едва ли не первостепенной задачей российской высшей школы. Система отечественного образования сталкивается с кадровой деградацией, которую необходимо минимизировать, во многом посредством привлечения и сохранения специалистов 30-40 лет.
Это, на наш взгляд, позволило бы минимизировать тот парадокс, когда образование не гарантия высокого качества жизни. Только осознавая стоящие перед нами цели, мы можем обеспечить необходимое качество образования и приблизиться к тому, чтобы реализовать тезис о «качестве жизни» на практике.

Галина КЛИМОВА, доцент исторического факультета Московского педагогического государственного университета, кандидат исторических наук, самовыдвиженец