Из всех 32 конкурсантов, которые принимали участие в творческом соревновании в Поведниках, которые стали участниками заключительного этапа конкурса, две трети были выдвинуты именно территориальными профсоюзными организациями и Московской городской организацией Общероссийского профсоюза образования. На наш взгляд, это очень правильно и справедливо - потому что мы, как профсоюзная организация, профессиональное сообщество, главная цель которого сделать голос учителя значимым, а самого учителя - профессиональным, потому что каждый ребенок достоин как хорошего образования, хороших условий для получения образования, так и хорошего учителя. Этот конкурс - одна из главных ступеней для того, чтобы выделить в хорошем смысле этого слова тот слой учителей, которые в дальнейшем могут не только нести дальше идеи самого конкурса, но и становиться учителями учителей. (Наверное, это достаточно заезженная фраза, но тем не менее, по сути, так это и есть.) Учителю нужны не просто система повышения квалификации, не просто профессиональный рост, который обеспечивается какими-нибудь педагогическими или методическими структурами, ему нужны помощь его коллег-учителей, их совет или знания, их опыт, которые он в дальнейшем сможет применить или пересмотреть, применив по-своему. Наверное, смысл этого конкурса состоит именно в этом.
Мы внимательно посмотрели на то, что происходит в судьбе конкурсантов предыдущих лет. Удивительное дело - в апреле мы будем проводить семинар на базе Южного округа Москвы - так вот мы убедились, что все те, кто прошел конкурсное движение («Учитель года», «Воспитатель года» и другие конкурсы), конкурсы педагогического мастерства, лидерские программы, действительно сумели найти свое место либо как очень хорошие и глубокие педагоги, либо обеспечив себе некий карьерный рост в своей жизни. Это лучшее подтверждение того, что конкурсы важны, актуальны и результативны.
Когда-то профсоюз стоял у истоков проведения конкурса «Учитель года» и «Воспитатель года» в рамках конкурса «Московские мастера», который проводит Правительство Москвы. Сейчас эти конкурсы объединились, они идут в одном потоке, и это, наверное, правильно, потому что главное определить не просто профессиональное мастерство учителя, воспитателя, педагога-психолога, педагога-дефектолога, любого другого представителя педагогической общественности, важно определить его интегральные качества, прежде всего личные, человеческие, которые затем станут основой для профессионального мастерства.
Наверное, один из вопросов может быть такой: «А все ли конкурсанты - члены профсоюза?» Я заместитель председателя Большого жюри и скажу откровенно, что мы не знали, кто из наших конкурсантов член профсоюза, а кто нет. Наверное, это не самое главное, потому что, будучи профессиональным сообществом и поддерживая именно этот конкурс, мы будем поддерживать всех учителей, независимо от их профсоюзного членства, исходя из высоких целей и задач нашего конкурса.