Один из пяти круглых столов - «Традиции и качество образования» - возглавляла директор Центра образования №1409. Участники круглого стола вели разговор о модернизации российского образования, о работе по федеральным государственным образовательным стандартам. Сама Ирина Викторовна говорила о проблеме слишком большого количества школьных учебников по одному предмету. «Сегодня существуют 64 одобренных учебника по истории для 10-го класса, но должно ли быть видение истории стандартизированным?» - спросила Ильичева. Ректор ЮФУ Марина Боровская согласилась с Ириной Викторовной в том, что учебники по истории слишком разные, причем не только по подходам, поэтому необходимо сделать творческие коллективы, которые смогли бы выработать некий стандарт. Другие участники круглого стола согласились с этим, некоторые назвали проблему во многом политической, поступило предложение провести «общественный тендер» на создание единого учебника и выбрать один из вариантов демократическим голосованием. Помощник президента Андрей Фурсенко, отметив, что «мы ни в коем случае не должны отказываться от борьбы за чистоту в сфере образования, мы должны быть непримиримы к любому нарушению, к любому обману», предложил объявить всероссийский конкурс по созданию единых учебников истории: «Речь не идет «о единой книге», это будет целая линейка книг, предназначенных для учебных заведений различного типа». Ректор МГУ Виктор Садовничий заявил, что на круглом столе мнения совпали по многим вопросам, в том числе в том, что должен существовать один учебник по истории, одна общая линия, ведь тот материал, который содержится в таком учебнике, во многом воспитывает, учит детей любить свою землю, быть патриотами: «В общем, в нашей дискуссии мы достигли определенного успеха. Другой вопрос - как все это реализовать на практике. Мы считаем, что ученые и учителя должны собраться и разработать концепцию одного главного учебника, а вот дополнительная информация в нем может быть разной. Кстати, почти во всех странах подобные учебные пособия существуют довольно давно. И это правильно. Каждая страна защищает свои приоритеты и растит тех людей, которые отвечают за ее будущее». Ректор МГУ отметил, что уровень образования выпускников российских школ резко упал, и  предложил сделать конкурс «Учитель года» глобальнее, чтобы в каждом регионе тысячи учителей пробовали себя, пробивались дальше на вершину. Итоги работы круглых столов были подведены на пленарном заседании с участием первого руководителя государства.

Владимир ПУТИН, Президент РФ:

- Мы в ближайшие месяцы должны будем продолжить нашу работу в таком широком формате, причем на регулярной основе, для того чтобы все, о чем мы договаривались и определили в качестве приоритетов развития нашего государства, страны, не было забыто, заболтано и отправлено в корзину. Жизнь, конечно, может и должна вносить коррективы в любые планы. Жизнь - она многообразнее и сложнее, чем любые планы, которые люди пишут. Но даже если мы будем вносить какие-то изменения, коррективы, это должно делаться публично, понятно для людей, абсолютно прозрачно, и только в этом случае будет восприниматься и приниматься обществом.
Да, жизнь, конечно, может и должна вносить какие-то коррективы, но это не значит, что по принципиальным позициям мы должны куда-то сдвигаться. Я считаю, что все, что мы с вами наметили, несмотря ни на какие сложности и проблемы, реализуемо, но это можно сделать только в том случае, если мы будем действовать настойчиво, инициативно и, что самое главное, творчески. Если мы - извините за моветон - просто втупую будем выкачивать деньги из бюджета, ничего не получится, но если мы будем говорить о структуризации отдельных отраслей, об улучшении работы по тем или другим направлениям, если мы будем думать о том, как эффективно тратить государственные деньги, тогда у нас все получится.
Нельзя делать вид, что мы только хотим решить проблему. Если мы говорим о реструктуризации каких-то отраслей, нужно эту реструктуризацию проводить поэтапно, спокойно, без рывков, приемлемым для людей способом, соотнося эти изменения с реальным состоянием жизни наших граждан и с реальным, конечно, состоянием экономики. Но в то же время мы не можем ставить перед собой какие-то другие масштабные задачи в социальной сфере, не решив еще того, что наметили, потому что, если мы так будем делать, мы тогда не сделаем вообще ничего.
Что такое справедливость? Это равный доступ к качественной и бесплатной медицине, качественному и бесплатному образованию, это забота о семьях с детьми, это поддержка материнства и детства вообще, поддержка сиротства, это уважительное отношение к труду, это достойная заработная плата за свой труд и так далее и тому подобное. Вот в практическом применении, в практическом преломлении эти вопросы не только можно, но и нужно обсуждать, это ключевое направление деятельности любого государства, и нашего в частности.

Галина СЕМЬЯ, доктор психологических наук:

- Благодаря декабрьскому указу Президента РФ сейчас хорошо развивается такая форма, как усыновление, но пока доля усыновления составляет всего лишь 15 процентов. Остальное - это опека и попечительство. Есть опека безвозмездная - для родственников, возмездная форма в виде приемной семьи, патронатной семьи, за счет дохода опекаемого. В этом не то что кандидату - гражданину, который хочет взять ребенка в семью, разобраться сложно, но и специалисты не могут сказать, чем одна форма отличается от другой. Если мы четко разделим эти формы поддержки детей, то будет понятно, какая форма нужна для какого ребенка, увеличится число тех, кто будет брать детей в семьи. И может быть, стоит ввести институт профессионально замещающей семьи. То есть людей, которые готовы пройти обучение и всю жизнь заниматься воспитанием в своей семье, например, детей-инвалидов.
Упрощение процедуры усыновления, а вслед за ней и других форм сейчас привлекает большое количество добросовестных кандидатов, но есть и риски: когда регионы стали платить большие деньги как вознаграждение или пособие, то возникли риски прихода в усыновители недобросовестных людей. Специалисты обсуждают возможность введения психологического тестирования в рамках школы приемных родителей, чтобы можно было выявить людей, склонных к насилию, жестокому обращению, к неадекватным формам воспитания, и помочь семье, в которой есть проблемы, выявленные в ходе тестирования, стать хорошей замещающей семьей. Кроме того, необходимо на федеральном уровне ввести понятие «сопровождение замещающей семьи» и дать возможность органам опеки передать эту функцию уполномоченным организациям, где есть хорошие психологи, юристы, социальные работники, чтобы на самом деле семья получила квалифицированную помощь и не было возвратов в детский дом.
Мы говорим, что низок уровень профессионализма специалистов органов опеки и попечительства, в этих органах работает кто угодно, с каким угодно образованием. У нас, оказывается, есть такая должность, но нет такой профессии, нет профессионального стандарта для этих специалистов, а значит, нет и образовательного стандарта для подготовки этих специалистов. Сейчас Министерство труда и социальной защиты разрабатывает профессиональные межотраслевые стандарты.
С 1 сентября 2013 года при введении нового закона об образовании у нас исчезает детский дом как образовательное учреждение. Теперь регионы сами будут придумывать, что будет вместо этого детского дома. На уровне государства нужны требования к организации жизни в этих домах, чтобы они были приближены к семейным.

Алексей СЕМЕНОВ, академик РАН и РАО, исполняющий обязанности ректора Московского института открытого образования:

- Нам кажется, что математика - это и гуманитарные знания, и наука о человеке, о том, как он мыслит, рассуждает, доказывает, обосновывает. В этом смысле мы так и представляем себе задачу единой концепции развития математического образования в России. Многое уже сделано, в этом принимают участие специалисты, учителя школы, ученые из Московского государственного университета, Российской академии наук, из Екатеринбурга, Новосибирска, Уфы, Петербурга.
Математика, действительно, - это культура мышления, которая воспитывается внутри математики, а применяется во всех областях жизни как общекультурный феномен, свойственный именно России. Мы считаем, что 300 лет развития российской математики - предмет нашей национальной гордости, важнейший элемент национальной культуры, национальной идеи и социальной справедливости. Технология сегодня невозможна без математики, мы уверены, что математическое знание, включая широкие области приложений и информатики, станет основой для выхода России на лидирующие позиции в мире современных технологий, в том числе информационных, то есть математических.
Массовое математическое образование основа для всего этого. Нет детей, не способных к математике, думаю, что это станет принципом деятельности наших школ общего образования и понимания всего общества. Математическое развитие в игре и исследовании начинается уже в детском саду. В начальной школе сегодня мы ведем преподавание математики и информатики по федеральному стандарту. Мониторинг в информационной среде помогает нам отслеживать рост математической грамотности каждого ученика. Мы учим детей применять математику, развивать реальную математику, использовать компьютеры, выходим на передовые позиции в мире.
Важно, что у нас есть единый открытый банк заданий по математике. Это аналог того самого банка исторических данных, о которых сегодня говорят: он формирует нам будущее математического образования. Сейчас мы делаем общий открытый банк, начав это дело вместе с Ассоциацией Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, и это тоже очень важно. Мы знаем, что лидеры математического образования - это Корея, Япония, Сингапур, но мы сейчас идем непосредственно за ними, еще не дышим ноздря в ноздрю, но уверен, что это будет происходить.
Олимпиада помогает нам выбирать самых талантливых, это дополнение к ЕГЭ, важно, что олимпиады напрямую связаны с вузами, что их курирует Российский союз ректоров. Из шести российских участников последней международной олимпиады есть четыре золотые медали и две серебряные.
Что можно сделать, какие у нас в развитие концепции появились предложения? Мы считаем, что государство может дать каждому возможность бесплатного освоения любых областей математики, если это освоение дает результаты, то есть не просто что-то выучить, а показать, что ты это знаешь. Нужно компенсировать дополнительные затраты на повышение качества математического образования, его индивидуализации. Математические инструменты и математическая литература должны быть бесплатно доступны всем в российском Интернете, нужно поддержать лидеров, создать институт высших исследований образования имени Эйлера в Петербурге, который будет концентрировать мировой математический потенциал для развития нашего, российского. Нужно поддержать лучшие математические школы, педагогов, дать им федеральный статус.
Учитель - ключевая фигура в развитии образования. Сейчас идет работа над перспективным профессиональным стандартом учителя математики. Нужно отбирать выпускников школ на специальные потоки подготовки учителей, куда будут входить самые сильные студенты педагогических и других вузов. Учителя старшего возраста, у которых есть трудности с новыми школьными программами, могут работать тьюторами, помогать отстающим. Это опять к тому, что у нас не будет отстающих по математике.
Сейчас в стране инженерные кадры становятся все более востребованными, формируется система реальных целей высшего образования. Математические кадры вузов усилятся работающими математиками. Нужно ввести конкурсное звание федерального профессора как лидера этого образования. Это будет общий федеральный конкурс. У нас есть звание федерального университета, мы даем его тому университету, который вышел на мировой уровень. Я думаю, что есть объективные критерии, в том числе и с использованием международных экспертов, которые позволят быть федеральным профессором. Для кого-то это звание может стать даже пожизненным, потому что математический талант уже не пропьешь.
Я думаю, что в результате реализации концепции задача, чтобы через десять лет в России было лучшее в мире математическое образование, может быть выполнена.