- Муса Хираманович, летая вне земного притяжения, вы, вероятно, думали о других мирах, о еще более дальних путешествиях?..
- Там больше думал о земном - о доме, детях... О том, что никуда от Земли мы не улетим, и где бы мы ни были, как бы далеко ни улетали, всегда хочется домой. И еще о том, что Земля у нас одна и ее надо беречь.
- Действительно ли видны из космоса земные беды - экологические катастрофы, загрязнения, свалки, пожары, тайфуны, торнадо?
- Из космоса многое можно увидеть. Мы, например, видели, как танкеры разгружали в порту нефть, а выйдя из залива в океан, мыли их морской водой. И когда они отплывали, за ними долго следовал нефтяной шлейф. Следов таких в океане довольно много, пора обратить на это внимание. Но пока у нас не налажена всемирная служба такого слежения, чтобы тут же сообщать на Землю о подобных фактах и принуждать перевозчиков нефти соблюдать чистоту океана.
Или лесные пожары в Сибири. Мы сообщили на Землю, что горит тайга, об этом на месте уже знали, но не было возможности тушить. Видели огромнейшие пожары на другом конце света - в Калифорнии. Это неприступные горы и субтропическая жара, поэтому их особенно трудно тушить. Леса горят в разных местах Земли, и, учитывая огромные площади, охваченные огнем, с этим трудно справиться. Постоянный мониторинг со спутников помогает бороться с таким бедствием, но дело в том, что в этом нет настоящей заинтересованности.
Хорошо видны следы промышленных загрязнений. Коптят заводы на Урале. Зимой хорошо видно, как сажа ложится на земле по розе ветров, несколькими направлениями по снегу, он черный. Или карьеры, в которых уголь добывают открытым способом. На Земле видны страшные раны, уничтожен поверхностный плодородный слой, экология нарушена.
Бразилия - это легкие планеты, леса Амазонии поставляют кислород в атмосферу. Сейчас там идут огромные вырубки, что хорошо видно из космоса. Люди делают их из нужды, для того чтобы им жилось лучше, как утверждают, в целях развития региона. Но тем самым они вредят природе - основе своей жизни. Получается обратный эффект: решая одну, экономическую, проблему, порождают другую, еще более серьезную - экологическую.
Противоречия между хозяйственными действиями человека и природой очевидны. Приходит понимание серьезного ущерба природе (и населению) от развития гидроэнергетики. Чтобы построить электростанции, перегораживают реки, делают водохранилища, которые затапливают большие площади сельскохозяйственных угодий, вода в них цветет, рыба исчезает, а все потому, что людям нужна электроэнергия. И тут получается, что человек борется с самим собой. Строятся предприятия, которые наносят вред природе и здоровью самих людей. Чем больше по размеру страна, чем больше масштабы экономики, тем больше экологических проблем у нее возникает. Это относится и к нашей стране, мы многие десятилетия увлекались гигантскими стройками и промышленными объектами.
Или взять Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. Когда-то была борьба против его строительства, а теперь борются за то, чтобы его закрыть, - он загрязняет Байкал, наше уникальное озеро. Печальна история с Аральским морем: реки, питавшие его, разобрали на орошение сельскохозяйственных полей. Когда я летал, моря уже не было - оно как бы раскололось на части, обмельчало, уменьшилось. Поэтому здесь начались песчаные бури, в целом регионе изменился климат. Это сильно отразилось на природе планеты. Я видел песчаные бури и в Старом свете, и в Новом свете. Поднятый ветром песок пролетал от Сахары до Америки, от континента к континенту через Атлантический океан.
Мы должны наконец понять, что Земля проживет без людей, а люди без нее - нет. Богатства планеты накапливались всю геологическую историю. Тысячелетиями на ней создавался, например, чернозем, миллионами лет - каменный уголь, углеводороды. А теперь их запасы катастрофически сокращаются, поэтому мы уже стараемся хозяйничать более бережно, думая о том, что останется потомкам.
- Что такое дистанционное зондирование Земли и для чего оно нужно? Какую пользу могут принести космические данные народному хозяйству и сохранению природы?
- Первые опыты дистанционного зондирования проводили космонавты. Мы также проводили эксперименты на борту. Например, съемки леса при помощи спектрометра дают возможность оценить его состояние, состав древесных пород и т. д. Чтобы это видеть, необязательно все время дежурить на орбите. Многое фиксируют спутники, скажем, пожары можно с помощью спутников отслеживать и обнаруживать систематически. Теперь вокруг Земли летает много аппаратов, они помогают решать многие задачи. В частности, картографические - все страны нуждаются в картографической информации, получают информацию по всему миру за плату, то есть покупают снимки, и уже существует рынок подобной информации. Многие страны запустили свои спутники. Я был на одном конгрессе, где говорили, что уже даже страны третьего мира имеют свои спутники и зондируют Землю, чтобы знать обо всех изменениях, которые происходят на их территории.
Конечно, дистанционное зондирование из космоса широко используется в интересах науки о Земле. Радиометры на спутниках измеряют потоки частиц, которые идут от Солнца. Спутники измеряют, например, высоту волн в океане, концентрацию озона в атмосфере, концентрацию углекислого газа, собирают данные для прогнозов погоды. Все это сложные процессы. Приходится сопоставлять данные разных спутников, чтобы понять их и представить себе полную картину.
Мне кажется, в будущем наряду с пилотируемой космонавтикой основной будет все-таки беспилотная. Многие вещи мы не научились делать на орбите. Скажем, нельзя получить сверхчистый материал, потому что на пилотируемой станции нет чистой невесомости. В дальнейшем могут появиться летающие космические заводы, их людям придется посещать, но работать они будут в беспилотном режиме.
- Как космическая погода влияет на земную? Правда ли, что пятна на Солнце влияют на погоду и самочувствие людей?
- Мы все дети Солнца, сама Земля порождена Солнцем, и все, что происходит на планете, зависит от нашего светила. И день, и ночь, и времена года, климат и погода - все определяет наша великолепная звезда. Связь Земли и Солнца очевидна. Солнечная активность имеет свои колебания, вспышки, и они сильно влияют на Землю, на ее магнитосферу, атмосферу, все геосферы. Процессы, происходящие в этой огромной топке, влияют на Землю, но не всегда, может быть, мы это ощущаем так, как многие метеочувствительные люди.
- Говорят о глобальном потеплении. Заметно ли это из космоса? Это правда, что сокращаются площади льдов в Северном Ледовитом океане?
- Трудно сказать однозначно, есть потепление или нет. Ученые давно уже спорят об этом, и у них нет единого мнения. Предполагают, что наблюдается циклическое изменение климата, после которого, возможно, маятник качнется обратно. Пока наука это не установила, хотя делаются попытки прогнозировать изменения климата на десятилетия.
Тем не менее локальные изменения наблюдаются. Скажем, проблема с Каспием, уровень которого понижался до определенного времени. Чтобы предотвратить отток воды в Кара-Богаз-Гол, перекрыли пролив, и залив весь высох. Ветры начали разносить соль, и перемычку пришлось разрушить, чтобы восстановить залив. Тем не менее уровень воды в море стал заметно подниматься. А ведь был даже проект переброски северных рек для пополнения Каспия. Но Каспий ожил и без нашего вмешательства. Реки поворачивать нельзя, потому что реально невозможно просчитать, к чему это может привести. Некоторые процессы в природе происходят непонятно и неожиданно для нас. Никакая модель не может учесть все многофакторные процессы, происходящие в природе.
Льды Арктики из космоса отслеживают спутники разных стран, и, действительно, площадь льдов уменьшается.
- Утверждают, что частые пуски ракет разрушают озоновый слой и вообще вредны для атмосферы. Эти опасения серьезны?
- Сегодня гораздо меньше запускают ракет и спутников, чем раньше. Спутники живут 7-8 лет и дольше, до 13 лет. Они стали меньше по весу, и ракеты стали меньше, поэтому меньше возмущают атмосферу. Но пока продукты сгорания выбрасываются, по-прежнему наносится большой вред экологии. Скажем, отлетавший свое американский «Шаттл» твердотопливный и в экологическом смысле небезопасный. У нашего «Протона» на сбрасываемых ступенях в баках остается большой запас топлива, которое не догорает и разливается, казахстанцы говорят, что мы нарушаем их экологию. Ядовитых веществ будет попадать на землю меньше, когда отработавшие ступени начнуть спускать на парашютах, а топливо станет менее токсичным.
Проблема в том, чтобы ракетные двигатели сделать экологичными. Но тогда изготовление их обойдется дороже. Сейчас уже не проектируют ракеты, которые наносят вред экологии, идут разработки более безопасных материалов и топлива, благодаря чему ракеты становятся более безопасными, например ракета-носитель «Ангара» с кислородно-керосиновыми двигателями.
- Сейчас много говорят о загрязнении околоземного пространства. Нет ли угрозы будущему космонавтики из-за опасности столкновения с обломками?
- За большими объектами в околоземном космосе следим и мы, и американцы. Вероятность столкновения корабля с мусором исключительно мала, потому что пространство очень большое. Но вообще-то мусора скопилось много. На низких орбитах он постепенно опускается и сгорает в верхних слоях атмосферы. Проблема может возникнуть на геостационарных орбитах, на высоте 36 тысяч километров. Там он накапливается.
Вероятность падения обломков ракет также невелика. Они в основном сгорают, не долетев до Земли. Только очень редко долетают большие обломки, бывали случаи, например, убило корову, или на крышу дома они упали.
- Как связать космос и образование? Познавательные уроки о Земле с орбиты, пресс-конференции для школьников, репортажи о событиях на Земле, наблюдаемых с орбиты... Что еще можно придумать?
- Глядя на Землю из космоса, начинаешь понимать, что во всех бедах окружающей среды виновен человек, поэтому мы и говорим об экологической культуре. И нефтяные пятна в океане, и дымные шлейфы, и грандиозные мусорные свалки создает человек. Экологические проблемы в руках людей.
И в бытовом поведении людей отсутствует экологическое сознание. Скажем, молоко в полиэтиленовых пакетах носить удобнее, чем ходить с бидонами, но выброшенные пакеты наносят большой вред. Люди сами многое губят. Например, отдыхая на природе, порой ведут себя просто варварски. Многие водоемы оскудели, потому что ловят рыбу хищнически сетями или используя электроудочки, тем самым убивают мальков. Обочины наших дорог замусорены. Мы к своей стране относимся, как оккупанты.
Мне кажется, это недоработка нашего образования. В школах не учат детей бережно, по-хозяйски относиться к природе, к родным местам, к родной улице, двору. Предмета «Экология» в школе нет, экологические мотивы в учебной программе незаметны.
Конечно, уроки из космоса по телевидению уже были, как и пресс-конференции о полете. Но в основном этим занимаются американцы, а нашим детям ничего такого не показывают, нет такой тенденции. На нашем телевидении, в средствах массовой информации нет понимания, что людей надо образовывать, развивать. Только с образованным человеком можно говорить об экологии. Образованного человека можно убедить, необразованному можно только приказывать.

Проект профессионального стандарта педагога. Обсудим?

Интересный у разработчиков получился документ. Педагог, судя по тексту, и психолог, и тьютор, и социальный педагог, и дефектолог. И даже нарколог! Согласно стандарту он должен владеть технологиями, необходимыми для работы с различными учениками, включая одаренных и тех, у кого особые образовательные потребности (аутисты, СДВГ, дети с ОВЗ, дети с зависимостью). Но может ли один человек уметь все? И притом не плохо, а качественно!
Ждем ваших комментариев на сайте «УГ»!