«Учительская газета» благодарит всех, кто поддержал нашу идею и принял участие в создании коллективного портрета учителя читающего. Мы получили десятки работ из Москвы и Сибири, с Урала, Дальнего Востока и из республик Северного Кавказа: всего на географической карте акции около двадцати регионов. С самого начала мы понимали, что главными нашими соратниками скорее всего окажутся словесники и школьные библиотекари - так оно и случилось. Но не остались в стороне и историки, биологи, химики, а также информатики и математики - большие мастера поверять алгеброй гармонию. Мы просили учителей по возможности комментировать свои списки: лучшие размышления - пульсирующие, философски глубокие, часто ироничные - в ближайшее время обязательно появятся на нашем сайте www.ug.ru. Там же мы опубликуем полный список произведений, которые участники нашей акции рекомендуют своим коллегам.
Говоря о своем решении написать в «УГ», некоторые замечали, что ухватились за эту возможность, чтобы в суете жизни просто остановиться на пару мгновений и попытаться честно, как на постороннего, взглянуть на себя со стороны. Кто я? Чем наполнена моя жизнь? Как в разные годы повлияла на нее литература? Почему прикипел именно к этим книгам, что зацепило в них и о чем это говорит?
«Не могла пройти мимо вашей замечательной акции, - написала Ольга СЕРГЕЕВА, учитель начальных классов Карагандинской школы Оренбургской области. - Ведь я Человек, Женщина, Мама и Учитель! Поэтому читаю без остановки, читаю как можно больше. К тому же любопытно узнать, что читают мои коллеги».
«Как-то на перемене ко мне подошла наша библиотекарь Наталия Константиновна Ляпунова и показала статью в «Учительской газете», где всем желающим предлагалось составить свой список любимых книг, - рассказывает Юлия ФЕДОТОВА из первой школы города Череповца Вологодской области. - И я задумалась. Это так невероятно трудно - выбрать самое-самое лучшее, если ты прочитал очень многих авторов и у каждого из них нашел что-то очень важное для себя. И все же я взяла лист бумаги, ручку, села за стол и стала вспоминать. Нет, не те произведения, что прочла в последнее время, а те, которые произвели особенное впечатление, не забылись и спустя годы».
Здорово, что в ваших списках появлялись не только знаменитые хрестоматийные имена прошлого и настоящего, но встречались и упоминания о писателях и поэтах, живущих в провинции, не знающих миллионных тиражей, но тем не менее сумевших найти своего верного, думающего читателя.
По словам Антонины ГУРКИНОЙ, директора школы №17 города Сарова Нижегородской области, когда ей становится грустно, когда силы покидают, а надежда гаснет, на помощь приходит сборник нижегородского поэта и педагога Павла Тужилкина «Я почитаю вам стихи».

Я не боюсь быть непонятым.
Я не боюсь быть понятым.
Я боюсь, что будет правителем
Глухой.

Я не боюсь быть уставшим.
Я не боюсь быть упавшим.
Я боюсь, что мой терем
рассыплется
Трухой.

Я не боюсь быть первым.
Я не боюсь быть последним
Я боюсь быть раздавленным
Толпой.

С творчеством целой плеяды поэтов-земляков ознакомила нас Ирина ГЕРБЕР из Омска. А Татьяна ЛАЗОВСКАЯ, школьный библиотекарь села Бобровка Троицкого района Челябинской области, рассказала о поэтессе Асе Горской, о литературных конкурсах ее имени для педагогов области: «Только из ее произведений можно было бы составить блестящую «десятку». К сожалению, книг Аси Горской, так же как и произведений других наших талантливых земляков, в школьных библиотеках практически нет. Отдельные стихи можно прочесть лишь в хрестоматии по литературе родного края».
Поэзия, несмотря на наш прагматичный, лишенный излишней чувствительности век, как оказалось, занимает в жизни педагогов особое место. Бесспорным лидером по числу упоминаний в учительских рейтингах стали, правда, не стихи Пушкина, Тютчева или Блока, а... рубаи Омара Хайяма. По мнению Юлии КОСТИНОЙ, учителя начальных классов из села Мачкассы Пензенской области, это объясняется тем, что они не только остроумны и легко читаются, но полны метких советов на все времена, излечивают от скорби и уныния.
Среди авторов, чьим оптимизмом и внутренней силой они заразились еще в детстве, чьи книги повлияли на выбор жизненного пути, вы чаще всего называли Александра Дюма и Рея Брэдбери, Харпер Ли и Сэлинджера, Михаила Булгакова, Ильфа и Петрова. Информатик Алексей ГУБАРЕЦ из Тамбовской школы Амурской области признался, что прочитал «Золотого теленка» 124 раза! Но на первое место со значительным отрывом вышел Владислав Крапивин. «Много замечательных книг прочитала я за свою жизнь, - пишет учитель истории Сауле ТЛЕБОВА из села Мелехино Тюменской области, - но ни одна не запала в душу так глубоко, как повести Владислава Крапивина. Он говорил, что «у всякого человека есть свой собственный Остров. У одного настоящий, у другого придуманный, у кого-то - целый город, а у кого-то лужайка в городском парке. Или прочитанная в детстве книжка. Или сказка, которую сочинил сам. Остров - это место, где человек может быть радостен и тревожен, счастлив или несчастен, но даже в тревогах и печали на Острове все честно и ясно. И самому хочется быть чистым душой, чтобы Остров, который ты открыл, принял тебя... Такой Остров есть у каждого, и потерять его - подобно смерти». И вот, в который раз устав от тревог и печалей, я перечитываю Крапивина и, о чудо, вновь оказываюсь на своем Острове!»
Опрос показал, что педагоги внимательно следят за тем, что происходит в современной отечественной литературе. Почти в каждом письме можно встретить имена Людмилы Улицкой и Дины Рубиной, Алексея Иванова и Дмитрия Быкова, Виктора Пелевина и Захара Прилепина. Наталья НЕМЫКИНА, учитель русского языка, литературы и МХК белгородской гимназии №3, искренне рекомендует прочитать сборник Прилепина «Именины сердца»: «Прилепин здесь совсем другой, нежели в своих художественных произведениях. После прочтения последних почему-то кажется, что написаны они мизантропом. А вот в беседах с братьями-писателями он жизнелюбивый, светлый и добрый человек. С удивительным тактом и уважением он выстраивает интервью даже с теми, кого считает своими оппонентами. Подкупает язык статей - живой и искренний. Для тех, кто следит за современным литературным процессом, эта книга может стать своего рода биобиблиографическим словарем».
Чаще других встречается имя архимандрита Тихона Шевкунова, автора нашумевшего сборника «Несвятые святые». «Еще в прошлом учебном году большая часть коллектива вникала в духовные тайны, приоткрытые архимандритом Тихоном Шевкуновым, - вспоминает Нина ЗВОНАРЕВА, словесник Отрадненской школы Воронежской области. - Книгу «Несвятые святые» привез из командировки директор, еще одну подарил настоятель местного прихода. Вот они и пошли по кругу. Для кого-то истины духовного плана - фантастика, для кого-то - практическое подтверждение пережитого опыта».
Многолики ваши списки, интересны и противоречивы, как и вы сами, наши читатели-философы. Все в них есть: от Библии и Корана до детективов, любовных романов и фэнтези. Все понятно: мир так многогранен, хочется постичь его, пока есть время, ведь неизвестно, будет ли вторая попытка. Символично, что многие из вас, так же как и Юлия ФЕДОТОВА из Череповца, автор, пожалуй, одного из лучших писем, назвав девять любимых книг, так и не смогли определиться с последней, десятой: «Это труднее всего - замкнуть круг. Я долго размышляла - какое же произведение, какой автор? Но так и не смогла решить, будет ли это великолепный Антон Чехов с его повестями и рассказами, или французский классицист Пьер Корнель с его героическим «Сидом», или Гектор Мало с трогательным произведением «Без семьи», а может, Жорж Санд с поучительной «Историей об истинном простофиле по имени Грибуль», или романтик Вильгельм Гауф со сказкой «Холодное сердце»... Или, или, или... И я решила, что не хочу обидеть ни одного автора, книгу или героя, которые стали частью меня, с кем вместе я плакала и смеялась, посещала самые разные уголки света, летала на другие планеты, совершала открытия - великие и не очень. Им всем я посвящаю десятое место в моем личном списке любимых книг».