На этом фоне в связи с принятым в 2012 году Законом «Об образовании в РФ» произошла незамеченная революция:  дошкольное образование стало полноценным уровнем образования, получив фактически свой правовой статус наравне со школой и вузом. В результате возникла острая необходимость и разработки стандарта дошкольного образования, и ликвидации очередей взволнованных родителей, а тем самым и «великих дошкольных строек» XXI века.
Казалось бы, лед тронулся. Но существует опасность, что суета вокруг детства, желание «все к завтрему вышить» может привести к росту рисков в образовательной политике дошкольной жизни. Главные из этих рисков: превращение детских садов в школы; подмена социализации личности ребенка обучением дошкольника чтению, счету и письму вплоть до ужастиков в стиле ЕГЭ для дошкольников; отставание воспитателей от информационных акселератов 4-5 лет; резкий рост нарушений психологического и физического здоровья дошкольников; вытеснение игры из мира детства...
В этой ситуации с учетом возможностей культурно-деятельностной методологии образования (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин) и позиций различных стейк-холдеров дошкольного образования от «индустрии детства» (строительство, книгоиздание, игры, детская одежда, питание и т. п.) необходимо социальное конструирование доктрины дошкольного детства «детство ради детства». Ее база - политический детоцентризм как оценка любых управленческих решений через призму интересов детства. В этом плане весьма интересны данные лауреата Нобелевской премии Джеймса Хекмана о том, что окупаемость инвестиций в программы социализации в дошкольном  детстве на порядки выше, чем  инвестиций в программы  школьного и профессионального образования.
Фундаментальным ядром доктрины дошкольного образования является разработка представлений о стандарте дошкольного образования как стандарте поддержки разнообразия в дошкольном детстве. Не будем, как говорят, размазывать кашу по столу и выделим ориентиры, которые могут служить навигаторами для конструирования стандарта дошкольного образования.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования  представляет собой совокупность государственных гарантий и требований к программам, условиям и результатам получения бесплатного доступного качественного образования посредством:
    расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста;
    обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребенка;
    минимизации рисков кризисов возрастного развития ребенка при переходе от дошкольного детства к начальной школе;
    приобщения детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
    развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;
    реализации вариативных образовательных программ, поддерживающих социокультурное разнообразие детства;
    разработки нормативов условий, обеспечивающих общую организацию содействия детей  и взрослых в дошкольном детстве;
    соблюдения прав ребенка, родителей и других участников образовательного процесса.

С опорой на эти ценностные ориентиры доктрина дошкольного образования предполагает реализацию следующих проектов:
1. Демографический и социологический прогноз динамики развития различных возрастных когорт в условиях современной социально-экономической и социоисторической ситуации развития детства. Обоснование детоцентризма как приоритета государственной политики детства. Детство как потенциал социально-демографического и инновационного развития России.
2. Комплексный мониторинг портрета современного дошкольника с учетом роста разнообразия детских субкультур.
3. Управление рисками социализации дошкольного детства. Проектирование системы различных служб, обеспечивающих раннюю диагностику, профилактику и коррекцию рисков социализации детства, расширение служб медико-психологической, социально-психологической и психолого-педагогической поддержки детства; организация центров психолого-возрастного консультирования семьи и дошкольных учреждений; сети центров лечебной педагогики; службы ювенальной юстиции как социальной адвокатуры детства.
4. Дети в пространстве информационной социализации. Безопасный Интернет. Развитие системы профессиональной экспертизы и оценки воздействий Интернета, СМИ, компьютерных игр на развитие личности детей и их психологическое здоровье.
5. Социальная экология детства. Проектирование архитектуры и инфраструктуры детства как развивающих сред с учетом психолого-возрастных закономерностей развития детей в различных видах ведущей деятельности и социальной периодизации детского развития.
6. Организационно-экономические и правовые аспекты дошкольного детства. Перспективы семейного образования и частно-государственного партнерства в дошкольном детстве.
7. Разработка профессионального стандарта педагога дошкольного образования и программ профессиональной и социальной компетентности управленческих и педагогических кадров в сфере дошкольного детства.

Таков, говоря «партийным» языком, эскиз действий программы-минимум в сфере дошкольного образования.

​Александр АСМОЛОВ, директор Федерального института развития образования, академик РАО