Ситуация самым радикальным образом поменялась в 90-е годы, когда происходила перестройка в понимании властьимущими того, что можно, а чего нельзя. Постепенно оказывалось, что можно многое, и хотя позже Ельцин с Гайдаром заклинали новое поколение чиновников быть скромными и не наживаться, приходящие на руководящие посты не могли устоять перед искушением получить сегодня то, чего были лишены вчера. Скромные и честные управленцы, читавшие по ночам для общего развития труды Макаренко и Сухомлинского, уступили свои места людям, этих авторов не знавшим, но уверенным, что рынок касается всех отраслей, и образование не исключение.
Управленческая сфера постепенно стала надстройкой в системе образования. Она возвышалась над бедным учительством, поражая своим имущественным великолепием и возможностями. Где-то там, внизу, несчастные интеллектуалы, работающие за копейки или вообще без оных, а над ними - удачливые чиновники, разъезжающие на тонированных иномарках, проживающие в просторных квартирах, полученных за госсчет, посещающие капстраны, чтобы перенять их опыт по части рыночных отношений в образовании, возводящие на своих нехилых участках сказочные дворцы. Такая жизнь становилась осуществленной мечтой. Когда же в систему образования пришли огромные средства на информатизацию, на реализацию различных реформ и улучшений, строительство и ремонт, когда настала пора тендеров и конкурсов, грантов и премий, некогда бедная, но самая масштабная по кадрам и объектам недвижимости отрасль стала богатой на разные возможности. Как говорится, можно было наблюдать некую картину маслом - если педагогическое сообщество при этом радовалось улучшению условий для работы в основном по содержательной части, то управленцы нового формата прекрасно оценивали свои возможности для личной карьеры и личного преуспевания. Все это, естественно, не могло не сказаться на изменении кадрового состава тех, кто на разных уровнях принимал решения по части развития, материального обеспечения, укрепления потенциала отрасли. Раньше в управление ею на разных уровнях выдвигали тех, кто последовательно прошел разные ступени, накопил опыт и мог принимать осознанные и оправданные решения. Но в какой-то момент в новой России кто-то великий вдруг решил, что опыт и профильное образование вовсе не обязательны, что нужны лишь эффективные менеджеры. И такие менеджеры в систему образования пошли, что называется, косяком. Цепкие во всем, что касалось денег и связей, верткие, когда нужно «нырнуть» во власть. Телефонные справочники Министерства образования и науки РФ, региональных, муниципальных органов управления образованием нынче прекрасное свидетельство того, как менялась идеология кадровой работы, а общение с чиновниками позволяет вкушать ее плоды. Нынешние чиновники оказываются неосведомленными по таким проблемам, которые должны знать в деталях и решать. Совсем не случайно теперь с чиновником не пообщаешься, просто так интервью не возьмешь: вопросы требуют выслать загодя, - наверное, для того чтобы всей командой подготовить ответы, одного только управленческого ума и знаний для разговора с журналистом оказывается недостаточно, управленческий король может предстать перед обществом, как говорится, голым. Ума и знаний власть имущим, видимо, не хватает во многих вопросах, наверное, поэтому теперь принято приглашать неких экспертов, готовых подсказывать решения, создавать программы, которые будут трудиться исключительно за дополнительное бюджетное вознаграждение. Для «эффективных менеджеров» в образовании ничто не дорого и не близко, именно поэтому реформы замучили отрасль, именно поэтому их буквально списывают с заграничных аналогов, разрушая то, что было создано десятилетиями. Для «эффективных менеджеров» имеет цену только то, что выгодно исключительно с экономической точки зрения.
Справедливости ради нужно обязательно сказать о некотором «странном» явлении. Дело в том, что не только руководители органов управления образованием иногда виновны в том, что совсем не те попадают на какие-то должности. Порой решения принимают вышестоящие (нет, не органы, а конкретные, но не всегда названные «благодетели при портфелях»). Порой министр приходит на работу и узнает, что у него новый директор департамента, управления или отдела, а противодействовать  этому не может, есть риск, что и его самого в этом случае, что называется,  турнут  с должности сильные мира сего.
Вообще, можно долго рассуждать о том, как попадают на высокие должности в Министерстве образования и науки РФ «эффективные менеджеры», но пока уже можно уловить тенденцию того, чем начинает заканчиваться их на первый взгляд удачная карьера. Из событий недавних и симптоматичных на памяти криминальный скандал с председателем ВАК Феликсом Шамхаловым, арестованным по подозрению в организации хищения нескольких сотен миллионов рублей у Внешэкономбанка, выданных на  строительство элитного жилого комплекса в Одинцовском районе Подмосковья. При обыске в его  загородном доме и его рабочем кабинете следователи нашли печати фирм-однодневок, документы, имеющие значение для уголовного дела по ст. 159 УК РФ («мошенничество»), кроме того, чистые бланки дипломов кандидата и доктора наук, говорят, что и задержали Шамхалова в момент передачи таких бланков в обмен на деньги. Между тем чиновник слыл респектабельным сотрудником Министерства образования и науки РФ - последовательно был заместителем руководителя Рособрнадзора, советником министра образования и науки РФ, руководителем департамента подготовки и аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки РФ и председателем ВАК Минобрнауки РФ. Феликс Шамхалов незаконно совмещал госслужбу с предпринимательской деятельностью, мало бывал на работе, но претензий у руководства ведомства к нему не было никаких. Никто и нынче не рвет волосы на голове и не посыпает ее пеплом потому, что взял на работу и продвигал такого человека. Лишь депутат Госдумы РФ Ольга Баталина написала по этому поводу письмо премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой дать поручение на расследование ситуации директору ФСБ Александру Бортникову и главе СКР Александру Бастрыкину: «По информации, изложенной в обращении ко мне, как к депутату ГД, Шамхалов создал в Российской Федерации теневой рынок услуг в сфере образования и разработал незаконную схему работы Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки РФ. Прошу уточнить, какие цели преследует Министерство образования и науки Российской Федерации, назначая на должность руководителя департамента и председателя ВАК человека с подобной репутацией». То, что такой человек, как Феликс Шамхалов, вообще оказался на должности председателя Высшей аттестационной комиссии,  стало дискредитацией и должности, и самого этого органа, и Министерства образования и науки РФ, нанесло репутационный удар по отечественной науке, считает старший эксперт Института экономики имени Гайдара Сергей Жаворонков: «Как ученый-экономист Шамхалов практически никому не известен, что не помешало ему сделать фантастическую «научную» карьеру». Как полагает Жаворонков, и в профильном министерстве, и в научной среде, похоже, знали, с кем имеют дело, ведь хотя бы биографию его при приеме на работу читали. Выпускник сельскохозяйственного техникума в 1986-1988 гг. прошел срочную службу в Советской армии, после чего сразу же стал руководить научно-производственным предприятием без опыта и образования - лишь в 1994 году он окончит Московский коммерческий университет, бывший Заочный институт советской торговли. Через полгода после окончания вуза Шамхалов непостижимым образом стал кандидатом экономических наук. (То, как он за такое фантастически короткое время смог стать соискателем, оформив прикрепление к вузу решением ученого совета, сдать кандидатский минимум - три экзамена, получить научного руководителя, утвердить на кафедре тему диссертации, собрать материалы и, собственно, написать диссертацию, опубликовав перед тем научные статьи в специализированных изданиях, пройти предварительное обсуждение готовой диссертации на кафедре, при приеме на работу в Минобрнауки РФ, похоже, никого не заинтересовало.) Сегодня пытливым блогерам не удалось найти автореферат диссертации Шамхалова в РГБ, там есть только некий труд под таким же названием - «Предпринимательство в России: становление и проблемы развития», изданный Институтом экономики РАН, его соавторы Шамхалов и известный экономист Андреев. Знающим людям сегодня кажется, что уже тогда Шамхалов опробовал как будущие ходы по защите диссертаций, ставшие возможными в стране, которые потом будут процветать в его эпоху, так и ставшие стандартными ходы в карьерном продвижении. В 30 лет защищает докторскую диссертацию по экономике «Взаимодействие предпринимательских и властных структур: вопросы теории и практики», через год - профессор, через два - заслуженный деятель науки Российской Федерации, в 2003 году - член-корреспондент Российской академии наук по отделению общественных наук (секция экономики). К 35 годам добиться всего этого? Да Шамхалов не просто «эффективный менеджер», он гений! Да и не только он, судя по всему, такими же способностями обладают многие «эффективные менеджеры», не случайно их биографии отличаются в деталях и подробностях, но схожи в общем.   Правда, теперь Шамхалову светит лишь тюремное заключение за уголовщину, если, конечно, те люди, которые помогали его карьерному и материальному продвижению, не помогут избежать наказания, ведь и Шамхалов помогал им в трудные минуты. Например, когда в МИСиСе в 2004 году Счетная палата обнаружила незаконно перечисленные на расчетные счета организаций, выполнявших строительные работы, бюджетные 57 миллионов, вывести вуз из-под удара, как писали СМИ, тогда помог брат Феликса, трудившийся как раз в этой палате. Вообще с преступлениями, как известно, у нас дела обстоят лучше, чем с наказаниями - первых полно, вторых пока дефицит. Некоторое время назад ректора одного из столичных вузов - Московского государственного университета пищевых производств Дмитрия Еделева (сына бывшего заместителя министра МВД) заподозрили в том, что он потребовал с хозяина студенческих кафе и столовых 7 миллионов рублей. В противном случае, как сказал сотрудник пресс-службы Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России Владимир Коновалов, было обещано передать материалы проверки в правоохранительные органы и впоследствии снять директора комбината с его поста. Была громкая история с публикацией в СМИ результатов обыска в квартире Еделева, где обнаружили оружие, золото, валюту и... чистые бланки дипломов. Чем дело закончилось? Дмитрий Аркадьевич по-прежнему работает ректором, и можно только гадать: то ли связи помогли уйти от наказания, то ли честного человека оболгали, правда, извинений на этот счет никто и нигде не опубликовал, опровержений на ТВ не давал.
Интересна сумма, фигурировавшая в этой истории, - 7 миллионов рублей предполагаемого отката за право кормления студентов и преподавателей вуза. Потому что ровно такая же фигурирует уже в другом ректорском деле - в деле бывшего ректора Государственного университета управления Виктора Козбаненко. В 2011 году его вуз провел тендер на уборку помещений учебного заведения на 2012 год, после чего Электрогорская городская общественная организация инвалидов обратилась с протестом в Федеральную антимонопольную службу, которая постановила провести новый конкурс.

В результате второго тендера организация инвалидов добилась права заключения контракта на сумму 58 миллионов рублей. Университет согласно договору перевел деньги на счет победителя конкурса, однако Виктор Козбаненко потребовал у электрогорских инвалидов семь миллионов рублей, или около 12 процентов от суммы договора, в качестве отката. При передаче денег ректора задержали и теперь вместе с посредниками обвиняют за получение взятки и за посредничество во взяточничестве (ч. 6 ст. 290 и ч. 4 ст. 291 УК). Уголовный кодекс за эти преступления предполагает до 15 и до 12 лет лишения свободы соответственно.
И у Виктора Козбаненко весьма интересная биография, укладывающаяся в модель карьерного роста «эффективного менеджера»: в 1988 году окончил Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта (ныне Ростовский государственный университет путей сообщения), в 1991 году - Институт молодежи ЦК ВЛКСМ и Госкомтруда СССР, в 1993-1996 годах занимал должность заместителя директора ТОО «СерВик» в  Москве, в 1996-2003 годах - доцент, докторант, заведующий кафедрой Государственного университета управления, в 2003-2004 годах - доцент, профессор Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ, в 2004-2005 годах - советник Управления Президента РФ по вопросам государственной службы Администрации Президента РФ, в 2005-2008 годах - заместитель директора Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в июле 2008 года назначен на должность директора Департамента государственной службы Министерства здравоохранения и социального развития РФ, с июля 2011 года - ректор Государственного университета управления. Спрашивается, кто и с каких пирогов решил, что этот человек может быть руководителем такого вуза, кто одобрил такой кадровый ход?
В университете Козбаненко правил, как хотел, говорят, что ставил на ключевые должности своих людей, что ему многое удавалось в материальном плане. Сегодня обсуждают еще и особые отношения с заместителем министра образования и науки РФ Маратом Камболовым, у которого экс-ректор был оппонентом на защите кандидатской диссертации «Административно-правовое регулирование научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», так сказать, научным крестным отцом. (Кстати, дотошные блогеры обнаружили в научном труде Камболова заимствования из других трудов, непорядок с публикациями. Не Шамхалов ли помог коллеге в том, чтобы диссертацию одобрила ВАК?) «Дружба» чиновников понятие относительное, в том смысле что сегодня они относятся друг к другу по-приятельски, а завтра могут и предать. Во всяком случае, экс-ректор ГУУ Виктор Козбаненко, обвиняемый Следственным комитетом РФ во взятке, рассказал следователям о причастности к его уголовному делу Камболова. СК провел у того обыск, в результате которого у заместителя министра были найдены документы, как говорят, «имеющие значение по делу о взятке в 7 млн руб.». Пока Камболов в деле свидетель, но что будет завтра, пока знают, наверное, лишь Господь Бог и Следственный комитет РФ. Но можно смело утверждать, что и Камболов относится к современным «эффективным менеджерам». Во всяком случае, и у него биография чрезвычайно интересная, причем в ней трудно отыскать причины того, почему Марата Аркадьевича назначили заместителем министра образования и науки РФ, какие такие у него выдающиеся заслуги в отрасли, чтобы отдать ему такие направления, как «разработка и реализация государственной политики в сфере управления федеральным имуществом организаций образования и науки; контроль инвестиционного планирования и развития; координация федеральной адресной инвестиционной программы в сфере образования и науки; обеспечение и реализация кадровой политики в отношении руководящего состава подведомственных организаций, включая аттестационную комиссию, управление делами и организацию работы центрального аппарата Министерства образования и науки РФ, а также иные вопросы». Камболов окончил Горский государственный аграрный институт, потом три года работал в комсомоле (информация о том, кем работал, чем занимался, - большой секрет). Комсомольский лидер, видимо, хорошо усвоил ленинский призыв к молодежи «Учиться, учиться, учиться!», во всяком случае учился он непрерывно: в 1994 году окончил Академию управления при Президенте РФ, в 1996 году - Академию народного хозяйства при Правительстве РФ, в 1998 году - Московский государственный социальный университет, в 2005 году - Российскую академию государственной службы при Президенте РФ. При этом стремящийся к знаниям менял работу так часто, что можно диву даваться: в 1990-1991 гг. - генеральный директор городского Центра делового сотрудничества; в 1991-1994 гг. - главный специалист Государственного комитета РФ по антимонопольной политике; в 1994-1997 гг. - начальник отдела, руководитель Департамента Министерства по делам национальностей и федеративным отношениям РФ; в 1997-2003 гг. - заместитель, первый заместитель директора Института народов России при Министерстве по делам национальностей и федеративным отношениям РФ; в 2003-2004 гг. - советник министра промышленности, науки и технологий РФ; в 2004-2005 гг. - советник руководителя Федерального агентства по науке и инновациям; в 2005 году - заместитель руководителя Федерального агентства по науке и инновациям; в 2008 году - полномочный представитель Правительства РФ в Совете полномочных представителей Правительства РФ и Правительства Республики Таджикистан, в августе 2010 года назначен на должность директора Департамента инвестиционного развития и федерального имущества Министерства образования и науки Российской Федерации; в ноябре того же года стал заместителем министра образования и науки Российской Федерации. Спрашивается, за какие такие заслуги его так продвигали, что в результате поставили рулить солидными бюджетными средствами, ведь Марат Камболов и при Фурсенко, и при Ливанове курировал строительные вопросы? Ответа на этот вопрос нет. Можно только догадываться, что заместитель министра мог быть щедрым по отношению к каким-то вузам, подкидывая им деньги на строительство. Во всяком случае, не случайно Камболов чуть ли не в обморок падал во время обыска в служебном кабинете: он знает о себе и своих делах то, до чего пока не докопались следователи (и вполне вероятно, не докопаются). О части этого пока скрытого знает экс-ректор ГУУ, ведь просто так Козбаненко его подставлять не стал бы, видимо, просто решил, что справедливее будет предстать в этом деле не в гордом одиночестве.
Все эти дела, вероятно, не последние из тех, что еще потрясут общество и вызовут чувство стыда за некогда безгрешную отрасль. Весь вопрос нынче лишь в том, ответит ли кто-нибудь за такую кадровую политику, которая уважения к ней не прибавляет.