Типичный разговор двух очаровательных родительниц, которые укоризненно глядят на возлюбленных чад своих, пытающихся засветить другу другу в ухо снежком.
- Ой, не знаю, как учителя с нашими детьми справляются, просто неуправляемые!- восклицает одна мамаша.
- Это точно! Я одного-то усмирить не могу. А их в классе тридцать. Я бы учителям памятник при жизни ставила! - вторит ей другая.
Хорошо, если детей тридцать! А если ты отвечаешь за шестьсот с лишним учеников да еще за человек пятьдесят взрослых, которые, как известно, хуже детей? Вы, конечно же, догадались, что я имею в виду директора школы. Тут уж задумаешься не на шутку: каким же должен быть современный директор?
Школьная реальность меняется настолько стремительно, что казавшееся еще несколько лет назад недостижимым будущим сейчас выступает как вполне обыденная вещь. Электронный журнал и дневник, интерактивная доска, дистанционное обучение, карта ученика... Сколько вопросов возникает у педагогов и родителей в связи с их использованием, причем вопросов подчас довольно каверзных! К кому обратиться за советом, кто способен рассеять все твои сомнения? Несомненно, родители приходят к классному руководителю и завучу, но в первую очередь именно директор должен ориентироваться в этом потоке информации, возрастающем день ото дня. Чем электронный дневник лучше обычного бумажного? Как записать ребенка в первый класс, используя Интернет? И наконец: «Почему мы должны выбрать именно вашу школу, чем она лучше других?» На все эти вопросы директор без длительных раздумий должен дать исчерпывающий компетентный ответ, а это возможно только в том случае, если он свободно ориентируется в том, что происходит в данный момент в системе образования, а также в стране и в мире. Современный директор должен быть универсальной личностью, прекрасно эрудированной, с гибким мышлением, и не важно, сколько руководителю лет. И в двадцать лет встречаются своеобразные «старички», спрятавшиеся устрицей в раковину косных взглядов и убеждений, но чаще всего современные директора настолько молоды духом, современны, что хочется не только с ними общаться, но и брать с них пример в жизни. Возьмем, к примеру, директора нашей школы Людмилу Анатольевну Салонину. Ни разу не видела, чтобы родители поставили ее в тупик каким-либо вопросом, она при случае может и Шекспира процитировать, и немецкую фразу к месту вставить (напомню, что моя дочка учится в школе №1294 с углубленным изучением немецкого языка).
Второе качество, незаменимое в сегодняшних реалиях, - талант хозяйственника, управленца. Прошли те времена, когда школы находились на полном государственном обеспечении независимо от того, как работали, каких результатов достигали. Сегодня новая система финансирования пришла в столичные школы, чем больше детишек придет в школу, тем больше денег поступит на баланс образовательного учреждения, а чтобы их привлечь, нужно быть конкурентоспособными, причем имеет значение абсолютно все: и степень свежести булочек в буфете, и уровень преподавания. Директор, подобно топ-менеджеру, должен просчитывать на сто шагов вперед, насколько экономически выгодным будет то или иное его решение. Привлечь учащихся в школу, по-хозяйски распределить поступившие средства, да еще и приумножить их задача непростая, но у нашего директора, на мой взгляд, это получается просто блестяще. Людмила Анатольевна, как хорошая хозяйка, вникает буквально во все. В солнечный день горит в классе свет - непорядок! Директор лично выключает освещение. В столовой мрачные стены - и вот уже появляются забавные граффити, повышающие настроение и улучшающие аппетит. А уж таких чистых туалетов, вы уж извините, я мало где видела. А это тоже показатель!
Трудно управляться с цифрами, графиками и таблицами. Но еще сложнее управлять людьми. Управлять мудро, соблюдая необходимый баланс между «кнутом» и «пряником». Еще труднее завоевать авторитет среди родителей, ведь они такие разные, но тем не менее объединены общей идеей - любовью к своим детям. Как найти нужные слова, не обидеть, но убедить? Каждый день десятки ситуаций, требующих немедленного вмешательства. Порой директор последняя инстанция, к которой с безграничным доверием и надеждой обращаются ученики, их родители, сотрудники школы. Слово как скальпель хирурга: чуть дрогнет рука, чуть смалодушничаешь или переоценишь свои возможности - и случится непоправимое. И самое главное для директора современной школы - оставаться Человеком. Директор - главный психолог в школе, в его компетенции и подбор кадров, и сохранение атмосферы в коллективе. Знаю, что у нашего директора отсутствует потребительское отношение к сотрудникам. В прошлом году случилось так, что сразу три учителя одновременно оказались в одной и той же больнице, только в разных отделениях. Директор лично навестила каждого, найдя время в плотном графике. Скажите, всякая ли школа может похвалиться таким руководителем? Думаю, что нет. А ведь умение общаться с людьми, находить необходимые компромиссы - одна из главных черт современного директора школы, ключ к успеху. Не пора ли безвозвратно отправить в прошлое суровых директоров Мариванн, видящих в каждом из подчиненных лишь маленький винтик в допотопном и заржавевшем механизме школы, а не самобытную творческую личность?!
Дочка несколько раз щелкает кнопкой компьютерной мыши и заходит на школьный сайт. Здесь практически вся ее жизнь. Расписание уроков, новости, забавные конкурсы, друзья... Приветливо улыбается с фотографии Людмила Анатольевна, словно добрая волшебница. Всегда красивая, подтянутая... И мы с дочкой верим: пока у школьного штурвала такой директор, как она, сочетающий в себе все необходимые качества руководителя новой формации, школа в надежных руках.

Надежда БОРИСОВА, мама