Здесь он выбрал ту дорогу, которая вела прямо, и скоро добрался до поселка, жители которого вели спокойную, обеспеченную жизнь. Когда юноша сообщил им, что странствует, мечтая найти море, они начали убеждать его в том, что он зря тратит время и лучше будет ему остаться в этом селе и жить так же счастливо, как и все. Несколько лет молодой человек жил в достатке. Но однажды ночью ему опять приснилось море, он вспомнил о своей несбывшейся мечте и вновь отправился в путь.
Юноша вернулся на развилку и на этот раз пошел в другом направлении. Шел он долго, пока не дошел до большого города. Восхитился его гомоном и пестротой и решил остаться там. Учился, работал, веселился и со временем совсем забыл о цели своего путешествия. Однако через несколько лет он опять увидел во сне море и подумал, что если не исполнит мечту своей юности, то впустую растратит жизнь.
 Поэтому он опять вернулся на развилку и выбрал третью дорогу, которая привела его в лес. На небольшой полянке мужчина увидел избушку, а возле нее прекрасную женщину. Она предложила ему остаться с нею, и мужчина согласился. Много лет они прожили счастливо, вырастили детей, но однажды его, состарившегося, опять навестил сон о море.
И старик оставил все, с чем был связан много лет, вернулся на развилку и пустился в путь последней, доселе не известной ему тропой, очень крутой и каменистой. Он шел с трудом и почти выбился из сил. Оказавшись у подножия большой горы, старик решил подняться на нее в надежде хотя бы издали увидеть море из своих снов. Через несколько часов на исходе сил он добрался до вершины горы. Перед ним раскинулись необозримые просторы: старик увидел развилку дорог, и то счастливое село, и тот большой город, и ту женщину, с которой провел много счастливых лет. А вдали, на горизонте, увидел голубое бескрайнее море...
И прежде чем остановилось его измученное сердце, старик сквозь слезы сожаления заметил еще, что все дороги, по которым он шел, вели к морю, но только ни одну из них он не прошел до конца...
Эту притчу знают все мои выпускники. Она о мечте, которая сегодня так нужна нам в жизни, она о трудностях ее достижения, она  о прекрасном, неизведанном полете, о том, ради чего мы и живем... Наверное, у каждого в жизни наступает момент, когда он оглядывается назад и дает оценку своей жизни и работе. Тридцать лет в школе - это срок, который позволяет подводить итоги.
Я верю в мечту, наверное, поэтому так часто вспоминаю слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Если ты хочешь построить лодку, не зови людей, не бей в барабаны, а всели в них тоску по бескрайнему синему морю»... Я верю в то, что помогаю моим ученикам обрести крылья... «Летите!» - говорю я им, отправляя в большую жизнь, в большой полет... Они улетают, а мы остаемся. Остаемся... «Почему и зачем? - спрашиваю я себя. - Почему я здесь? Зачем мне нужна эта школа со стабильно маленькой зарплатой, с сегодняшней сомнительной престижностью, с бесконечными проверками тетрадей, с разрушительным ЕГЭ?» Нужна. Потому что сегодня, как никогда, мои дети нуждаются в том, что я называю «научиться мечтать».
Ах, как непросто этому научиться. Как непросто осознать, что летают-мечтают не все, что у мечты есть крылья, которые «достаются лишь поэту», и они, крылья эти, могут быть и сломанными... Страшно падать. Трудно подняться. Почти невозможно полететь вновь... Но это жизнь... Жизнь настоящая!..
В моей жизни не было легких путей. Мой первый класс - самый сложный, от которого, как от огня, бежали опытные педагоги... А завуч, скрывая усмешку, говорила о том, как приятно будет мне видеть плоды своих трудов потом... А «потом» было многое: сборы и ссоры, ЧП и походы, победы и провалы, и... выпускной, на котором я сказала им: «Летите!» Глядя им вслед, я тогда поняла, что и у меня выросли крылья... И потом скольким моим выпускникам я глядела вслед!.. Скольким говорила: «Летите!» И с каждым новым выпуском только крепли мои крылья, которые и по сей день не дают упасть.
Я поняла: эти крылья - мои правила. А они таковы. Правило первое: «Я не учитель. Я просто помогаю тебе изучать себя». Вместе с моими учениками я открываю вновь и вновь нашу литературу. Удивляюсь всякий раз, как по-разному ведут себя герои книг. Удивительно, но в каждом десятом у нас всякий раз Обломов открывается новыми гранями, иначе выглядит Базаров... Одна выпускница говорила мне уже потом, много позже, что самое главное для нее в «Обломове»: «Возьми меня, только не в переделку»! А вот сегодняшние «математики» рассуждают больше о том, что же выбрать: «восток», как Обломов, или «запад», как Штольц? И я никогда не забуду, как первый раз услышала на уроке сказанное с грустью и болью: «Мне так нравится Обломов...» И как ответила тогда: «И мне нравится...»
Так я уяснила второе главное правило: «Наши истинные учителя - опыт и чувство». Я училась вместе с моими учениками, училась быть благодарной им за ту радость, которую дарили мне их успехи. Конечно, легко учить одаренных, тех, кто схватывает на лету, но сегодня все чаще я вижу перед собой глаза тех, чьи души нужно разбудить... Помните? «Есть точный способ узнать, есть ли у человека душа: нужно прочитать ему «Элегию» Пушкина... Если душа отзовется, значит, она здесь, не ушла, вернулась...»
Среди сегодняшних прагматично настроенных молодых людей человек с крыльями, наверное, редкость. Да и мне не всегда все удавалось... Были среди моих «золотых» и такие, которые потом при встрече здоровались, отводя глаза, отвечали на вопросы нехотя, сквозь зубы: «Все нормально...»
И никогда не забуду, как на улице ко мне через дорогу бросилась девчонка, взахлеб стала говорить-расспрашивать, а я мучительно вспоминала, как ее зовут и из какого она выпуска... Стыдно. И это было.
Поэтому я вывела для себя третье правило: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить не только то, что преподаешь, но и любить тех, кому преподаешь». А при этом еще и помнить слова Ильи Семеновича Мельникова (В.Тихонов, «Доживем до понедельника»): «Да, мы готовы себя отдать им до капельки... Но много ли в нас есть, чтобы отдавать?»
Учитель должен быть интересен детям. Интересен не только на уроке. Интересен как личность. Только тогда ему поверят, только тогда выслушают притчу о прекрасной мечте, которая звала в путь... Учитель должен не «работать с детьми», а «жить с ними», «делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях». Каких только вопросов мне не задавали мои дети: о стилях плавания и о дедовщине в армии, о престижных профессиях и о том, какое кино мне нравится, о том, за кого я буду голосовать на выборах, и о том, люблю ли я Петербург, о том, как помириться с девушкой, и о том, какой у меня антивирус на компьютере, о том, доказана ли теорема Ферма, и о том, верю ли я в конец света... И конечно, бывало, что я говорила: «Не знаю». Тем самым выводя свое четвертое правило: «Не стыдно не знать - стыдно не учиться» .
Нет ничего печальнее, чем учитель, застрявший во вчерашнем дне, искренне полагающий, что на его век «биологии (химии, физики) хватит». Сегодня роль учителя изменилась. Сегодня учитель - опытный товарищ, мудрый собеседник, мастер, способный научить своего воспитанника универсальным действиям, то есть таким, когда ученик может принимать решения не только в рамках заданного учебного предмета, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, умение мыслить нестандартно. А значит - мечтать! Как сказал Евгений Николаевич Ильин: «Мир будут менять не политики, мир будут менять учителя». Только тот учитель, который совместит все названное, сможет выполнить отведенную ему обществом роль.
Да, это трудно, так же трудно, как тому герою из притчи, который сдался, так и не дойдя до моря своей мечты...

​Наталья ТАНКОВА, учитель русского языка и литературы Мамонтовской средней школы,
с. Мамонтово, Алтайский край