Оказывается, что представление о ЕГЭ по обществознанию как об экзамене, на котором можно получить «отлично» без должной подготовки, иллюзорно. В этом уверена заместитель руководителя Федеральной предметной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию Ольга Котова. Ежегодно сдавать экзамен идет буквально каждый второй выпускник, но число тех, кто показывает высокий результат, невелико. Впрочем, немного и тех, для кого этот ЕГЭ становится непокоренной высотой.
С чем же связано такое расхождение ожиданий и реальности? Например, с тем, что сегодня, по словам учителя истории, обществознания и права московской школы №1062 Ларисы Ирковой, у детей нет мотивации прилагать усилия. Есть желание учиться в лучших вузах, занимать хорошо оплачиваемые должности, но оно не подкреплено пониманием того, что для этого надо еще и поработать. Хотя все условия есть: учебники, пособия, практикумы, да и для педагогов ЕГЭ уже не новинка. Но некоторым выпускникам, видимо, все равно хочется, чтобы все свершилось по мановению волшебной палочки. В итоге надежда на здравый смысл и багаж знаний, накопленный к 11-му классу, выливаются в то, что можно получить результат, которого совсем не ожидаешь, либо сделать ошибку там, где, казалось бы, знаешь все.
Кроме того, накладывает свой отпечаток и то, что современный школьник может принимать за истину в последней инстанции вовсе не сведения, полученные от педагога на уроке. Так, например, трудности у школьников вызывают вопросы, для ответа на которые необходимо иметь четкое представление о государственном устройстве или о полномочиях органов государственной власти. Что же правда - то, что вчера рассказывал учитель, или то, что написано в Интернете?
Также непростыми оказываются задания, где предлагается спорный тезис, по которому необходимо высказаться. Учащиеся, по словам руководителя Федеральной предметной комиссии разработчиков КИМов ЕГЭ по обществознанию Анны Лазебниковой, чаще соглашаются с тезисом, хотя могли бы и поспорить. Сказывается не только небольшой жизненный, но и явно недостаточный читательский опыт, и, похоже, страшно отстаивать свою позицию, отличную от предложенной. Хотя, по словам специалистов, надо больше бояться сказать глупость, нежели выразить аргументированное несогласие. Ведь экзамен - это проверка знаний, а не образа мыслей.