Причины  объективные и субъективные - это и учебные перегрузки, и увлечение ребят компьютерными играми в ущерб занятиям. В результате дети стали более развитыми, у них креативное мышление, но грамотность их не повысилась, о чем говорят факты: 70% российских школьников имеют серьезную речевую патологию - дисграфию (дизорфографию).
Одна из важнейших причин - дефицит внимания и отсутствие повседневного контроля родителей за учебой и поведением детей. Кроме того, играет отрицательную роль миграция граждан ближнего зарубежья. В школы, в том числе и в нашу, ежегодно вливаются ноофоны, слабо владеющие русским языком, имеющие серьезную речевую патологию. Самое трудное для них - звукопроизношение. Часты случаи неоправданного употребления мягкого знака («биль» вместо «был» и т. д.). Зачастую нарушаются согласование и управление, есть и другие аграмматизмы: смешение родовых понятий («мой ручка», «моя карандаш» и т. д.). В письменных работах встречаются персеверации и антиципации, нарушение слоговой структуры слова. В большинстве случаев ноофоны - потенциальные дисграфики. И это не вина, а беда их. А главное, существует психологический барьер в общении. Учителю нередко приходится брать на себя миссию миротворца.
Логопедические занятия - отличный плацдарм для устранения этих проблем. Главный девиз моей работы: «Учение - без мучения». На занятиях создаю обстановку доброжелательности, взаимопонимания. В каждом ученике стараюсь найти положительные черты, признаю в них личность, прогнозирую будущее, вызываю интерес к профессии учителя (некоторые уже мечтают стать логопедами).
Одной из важнейших задач считаю воспитание у детей толерантности. Этому способствует в наибольшей степени организация работы в парах. Один ученик русский, а другой - ноофон. Провела эксперимент: выделила три пары школьников, в первую пару входили только русские, во вторую - только ноофоны, а третья была смешанной - русский и ноофон. Самой эффективной оказалась работа третьей пары, особенно в отношении воспитания толерантности. Русские дети под руководством логопеда оказывают посильную помощь ноофонам. Главное, чтобы не ущемлялись интересы ноофонов, учитывалась их детская ранимость, устранялся психологический дискомфорт. К таким занятиям тщательно подбираю дидактический материал, включающий определенные грамматические правила, отражающий быт, культуру, искусство народов разных национальностей. Такой материал вызывает неподдельный интерес у детей и способствует расширению их кругозора.
Например, текст «Мяч».                                                                                                                   Мама купила Рашиду мяч. Мяч большой и красивый, он красный и синий. Мама подарила мяч Рашиду. Рашид идет на улицу. Тут дети: Муса, Ира, Айшат. Дети все вместе играют в мяч.
Учитель раздает учащимся тексты и предлагает внимательно прочитать  и подготовиться к пересказу. Учитель следит за логикой изложения и правильным произношением нерусских имен. Затем учащимся предлагаются вопросы и задания по содержанию текста: назвать имена мальчиков и девочек или наоборот, проследить правильность ударения в именах, охарактеризовать Рашида, оценить его поступок, сказать, можно ли назвать группу детей дружной, доказать это и т. д. Работу можно провести в виде игры, тогда включается элемент соревнования. Баллы выставляются с учетом выразительности, логики пересказа и правильных ответов на вопросы учителя. Группа должна состоять из русских и ноофонов. Эта работа воспитывает такие нравственные качества, как товарищество, дружба, взаимопонимание.
Подбираю и так называемые смешилки, которые имеют скрытый смысл. Русский ученик предлагает ноофону внимательно прочитать вслух одну из смешилок и ответить на вопрос: что здесь необычного, смешного? Если ноофон не догадается о скрытом смысле текста, русский ученик объясняет ему доходчивым языком непонятное. Педагог следит за их работой: логикой построения предложений и диалогом. Учитель выбирает среди русских учеников наиболее подготовленных в речевом отношении. Вот несколько смешилок.                               
1. - Рустам, дай мне, пожалуйста, свой дневник, - попросила учительница. - Не могу, я положил его в холодильник. - А зачем? - Как зачем? Чтобы пятерка по поведению не испортилась!      
2. - Гаджи, скажи, почему у тебя чай несладкий? Ты его помешал? - Помешал! - А в какую сторону? - Какое это имеет значение? Ну вправо! - Эх ты, а сахар налево пошел!
3. - Кем ты хочешь стать, Исмаил? - Врачом! - Хирургом? - Нет, зубным врачом! У людей сердце одно, а зубов 32.
4. - У Нурала щенок, у Арташеса щенок, все ребята, кроме меня, ощенились!
5. - Жираф - это кто? - Ну как тебе объяснить? - А, я знаю - это страус, только он лошадь!
6. Махмуд - отцу: - Папа, я видел во сне, что ты купил мне два мороженых. - Великолепно! Можешь оставить их себе.                                                                                                       
7. - Ну что ты хохочешь в одиночку, Ибрагим? - Я рассказывал сам себе занятные истории, и попалась одна, которую я раньше не слыхал.                                                            
8. Багаддин - отцу: - Папа, к сожалению, все попугаи в магазине кончились. Я купил дятла! - А разве дятел может говорить? - Еще как, папа! Он отлично владеет азбукой Морзе.
В работе с первоклассниками на первом этапе успешно используют стихи про буквы, так как дети с трудом усваивают написание букв, их элементы.
Например:
А - Два столбца наискосок, а между ними поясок (арбуз).    
У - Буква «у» кричит «ура», руку тянет вверх одна (утюг).
О - «О» на огурец похожа: он овальный, буква тоже (оса).    
И - На калитку посмотри: чем она не буква «и»? Между двух прямых досок она легла наискосок (индюк).     
Э - «Э» всегда с открытым ртом и большущим языком (этаж).                                                                                                           
Ы - А бедняжка буква «ы» ходит с палочкой, увы (часы).
К каждой букве дети подбирают соответствующие слова или картинки.
Заслуживает поощрения организация творческих работ учащихся, когда они коллективно сочиняют стихи про буквы. Они называют их «Буквостихи». (Большие трудности учащиеся начальных классов испытывают, используя  правила на сочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ.)
Например:
Буква ША шипит всегда,
как удав, как змея,             
Ши пиши с буквой И - в классе
я узнал сейчас;
ЩА пиши с буквой А: чаща,
щавель для борща,
Если в жизни беда, позови
товарища.                                                                                                                                      
Очень много слов на ЧА: чайник,
чайка, чашка, чай.    
ЧА пиши с буквой А - на уроках
учат нас;                                                                                                                          
ЧУ пиши с буквой У. Я учу слова
на ЧУ.   
Задуваю я свечу, на Венеру улечу.                                                                                                                                                                                                                               
Для закрепления парных свистящих используются буквостихи на З-С:
Буква «З» бойка, смела,
говорлива и звонка,
Если зла, то все зудит,
коль добра - то «С» твердит.                                           
Такая работа вызывает интерес у детей к речевому материалу, воспитывает внимание, вербальную память, способствует развитию логического и креативного мышления.

​Надежда РОЛЬБИНА, учитель-логопед средней школы №1143 Москвы, отличник народного образования, ветеран труда