Станислав Теофилович родился в 1878 году в селе Воронино Духовщинского района Смоленской области. Первое предложение испытать себя в качестве репетитора поступило, когда он учился в гимназии, в студенческие же годы это занятие стало для него одним из источников существования. При этом он ставил родителям условие, что уроки с их детьми будут не подготовкой к экзаменам, а просто развивающими занятиями. Станислав Теофилович пишет об этой стороне своей деятельности, однако замечает, что «в работе с учениками у меня был единственный методический прием: предлагать самостоятельное решение новых задач в возможно большем количестве».
 Станислав Шацкий предлагает пути решения образовательных проблем. Еще в дореволюционные годы он пытался решить задачу всестороннего развития ребенка в процессе его разнообразной деятельности - посильного  физического труда, игры, занятий искусством.
Конструктивный этап в формировании дидактических взглядов С.Т.Шацкого начинается с работы в обществе «Сетлемент». В его жизни наступает период борьбы за «создание детского царства».
 С.Т.Шацкий отмечает: «Руководители школы, не удовлетворяясь той постановкой школьного дела, при которой дети главным образом пассивно воспринимают школьную науку, работая почти исключительно памятью, не удовлетворяясь таким обучением, несвойственным натуре ребенка, стремились дать ученикам кроме умственной физическую и художественную работу». Он подмечает также, что ребенок приобретает познания прочнее и глубже, если он сам изображает, как может, те явления или делает те предметы, о которых ему говорят, таким образом, у него систематически упражняются и зрение, и слух, и мускулы, приобретается некоторый навык к работе и развиваются творческие способности.
Станислав Шацкий считал, что школу всегда должен интересовать накопленный детьми жизненный опыт. Он позволяет, по его мнению, правильно организовать и учебный процесс, связанный с приобретением новых знаний, и осознанный детьми физический труд, и занятия искусством. При этом очень важно, чтобы знания сопровождались выработкой умения работать. «Никто не может отрицать важности того, - писал Шацкий, - чтобы ученики наши твердо знали тот минимум необходимых сведений, которыми должен быть вооружен каждый советский гражданин; но если эти знания получаются лишь путем работы памяти и если они не сопровождаются накоплением известных навыков умелой работы, то вряд ли эти знания представляют ценность. Таким образом, умение работать и получение знаний - это две стороны одного и того же процесса».
Характеристика педагогического процесса, который он назвал «Детское царство»:
    цели обучения - развитие природы ребенка (ума, воли, чувств);
    методы обучения - самостоятельная деятельность детей, исследовательские методы;
    учитель - равный друг;
    ученик - высшая ценность.
Если мы посмотрим на педагогический процесс «Детского царства», то увидим элементы личностно ориентированного, развивающего обучения, элементы технологии сотрудничества.
 В статье «О том, как мы учим и как следует учить» Станислав Теофилович Шацкий пишет о необходимости научить детей приемам самостоятельной работы. Действительно, школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, но она может и должна вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность.  
Мысли С.Т.Шацкого, оказавшие влияние на развитие отечественной дидактики начала XX века, современны и сегодня. Идеи, высказанные Шацким относительно проблем содержания, методов, организационных форм обучения, взаимоотношений участников процесса обучения, взаимодействия школы и среды, существенно повлияли на развитие отечественной дидактики.
Сегодня теория и практика Шацкого привлекают внимание учителей ярким и своеобразным решением проблем социализации личности, методами педагогического исследования среды и ребенка.

​Наталья СУХАЯ, учитель русского языка и литературы средней школы №34 Смоленска, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011», почетный работник общего образования РФ