- Наталья Алексеевна, каков контингент воспитанников вашего образовательного учреждения?
- В нашей школе-интернате обучаются 249 детей, две трети из них - ребята из Горномарийского, Килемарского и других районов Республики Марий Эл, остальные из города Козьмодемьянска. Среди воспитанников есть дети из неполных и многодетных семей, воспитывающиеся матерями-одиночками или одинокими отцами, из семей, лишенных кормильца, и всего 8 детей, находящихся под опекой и попечительством. 63 ребенка - из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, два ребенка-инвалида и 11 детей, родители которых являются инвалидами. То есть социальная направленность работы школы-интерната налицо. Большинству семей, дети которых учатся у нас, было бы весьма трудно самостоятельно организовать дополнительное образование, интеллектуальное и эстетическое развитие их сыновей и дочерей. Наши учащиеся имеют хорошую возможность развиваться в этом направлении благодаря профилирующим занятиям по музыке и изобразительному искусству. Перед поступлением мы проводим тестирование способностей, но желание ребенка на первом месте. Нужно отметить, что занятия музыкой (фортепиано, баян, аккордеон, гусли), рисунком, живописью, композицией, декоративно-прикладным творчеством формируют особый духовный климат нашей школы.
- А общеобразовательные предметы? Они не остаются без внимания?
- Разумеется, в первую очередь мы обязаны обеспечить выпускников необходимым минимумом знаний, умений и навыков, чтобы они были конкурентоспособными при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения. В 10-11-х классах реализуется профильное обучение (математический профиль). Дети имеют возможность по выбору посещать элективные курсы по математике, физике, информатике и обществознанию.
- Очевидно, такие условия создаются в том числе и благодаря особому финансированию?
- Мы относимся к учреждениям республиканского, а не муниципального подчинения, соответственно и финансируемся не так, как обычная школа. Это позволяет нам создать и сохранить творчески работающий коллектив. У нас энергичная профессиональная команда заместителей: Ольга Толстова - заместитель по учебной работе, Маргарита Куроян - заместитель по художественно-эстетическому обучению, Лариса Васина - заместитель по научно-методической работе  и замечательные высококвалифицированные педагоги. Учитель начальных классов Ольга Бережко - победитель конкурса ПНПО, учитель марийского языка Татьяна Горшкова, учитель математики Ольга Толкушева и учитель биологии Любовь Гилазова - педагоги-новаторы. Талантливые педагоги работают и на художественном, и музыкальном отделениях школы.
- Как вам удалось привлечь к работе таких специалистов?
- У нас создана система мотивации особых достижений в педагогической и управленческой деятельности на основе критериальной оценки результативности педагогической деятельности. Основными являются критерии, учитывающие весь спектр профессиональной деятельности учителя: динамика успеваемости учеников, результативность внеурочной деятельности по предметам (подготовка призеров  и дипломантов олимпиад, конференций, конкурсов), участие в профессиональных конкурсах и грантах, уровень распространения передового педагогического опыта, а также, что немаловажно, позитивные отзывы в адрес учителя со стороны родителей. Наша система мотивации опирается на применение методов как материального, так и нематериального стимулирования. Педагогическая общественность города и республики дает высокую оценку профессиональному мастерству наших педагогов.
- Вы упомянули педагогов-новаторов. Что принципиально нового в ваших подходах к воспитанию и образованию?
- Мы пересмотрели традиционные формы и методы воспитательной деятельности: отошли от привычного подхода, от практики проведения «добровольно-принудительных» мероприятий, которые планируются и реализуются педагогами для детей. Внеклассная работа с детьми строится по технологии «крупных доз», мероприятия носят не разовый характер, они охватывают все классы, всю территорию школы и продолжительны по времени. У нас проходят фестивали и конкурсы творческой направленности: фестиваль моды «Весна - красота», новогодний кинофестиваль «Хрустальная сосулька», фестиваль инсценированной патриотической песни «Я помню! Я горжусь!», эти коллективные творческие дела стали школьными традициями, любимыми всеми.
Наши воспитанники - это дети, мотивированные на творческую деятельность и готовые к ней. Мы создаем условия для самореализации каждого ребенка. Создан пресс-центр «Дарование» - творческое объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в области журналистики, приобретать навыки и умения работы с информацией под руководством взрослых. Научное общество учащихся «Исследователь» объединяет детей, стремящихся развивать интеллект, заниматься исследовательской деятельностью. К традиционной и наиболее удачной форме работы можно отнести ежегодную научно-практическую конференцию «Шаг в науку», направленную на поиск и поддержку талантливых юных исследователей.
Ребята участвуют и занимают призовые места в международных, всероссийских конференциях и конкурсах.
- Каковы ваши планы на ближайшую перспективу?
- На днях Министерство образования республики выделило нам 12 миллионов на капитальный ремонт учебного корпуса. Зданию школы уже 100 лет, поэтому ремонт необходим. А в прошлом году школа выиграла конкурс на присвоение статуса республиканской инновационной площадки по направлению «Новое качество и новое содержание образования» (разработка и апробация эффективной модели и механизмов выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей в целостном учебно-воспитательном процессе). Мы будем заниматься разработкой и апробацией моделей деятельности детской творческой художественной мастерской и этнокультурного центра. Конечная цель - создание модели развития творческой одаренности, разработка индивидуальных и групповых стратегий обучения одаренных детей, взаимодействие учителей и родителей по созданию развивающей среды в семье.

Факт

Учебное заведение, первоначально созданное для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было образовано в 1956 году в здании педагогического училища, которое существовало в Козьмодемьянске с 1925 года. Ранее в этом здании располагались учительский техникум (с 1919 года) и первая в марийском крае 7-летняя мужская гимназия (с 1910 года).
В 1992 году школа-интернат приобрела новый статус. Здесь стали воспитываться талантливые дети из семей, живущих в глубинке.

Республика Марий Эл