- Лидия Николаевна, сейчас наиболее востребованы так называемые практико-ориентированные дисциплины. А как считаете вы, чему необходимо научиться человеку, чтобы стать успешным в современном мире?
- В сегодняшнем информационном, сетевом мире задачи школы, педагога не те, что раньше. Учитель для учащихся должен стать не носителем бесспорной истины, а источником интересной информации к размышлению, советчиком и помощником при самостоятельной работе, равноправным участником дискуссии.
В процессе такого сотрудничества развиваются навыки межличностного общения, происходит обмен идеями, отыскиваются решения, оцениваются разные варианты и тем самым усиливается творческое начало учения. Подобная организация учебного процесса гуманизирует характер отношений учителя и учащихся. Педагог демонстрирует полное доверие к школьникам, поддерживает их успехи и содействует формированию у них уверенности в себе и самоуважения.
Большой интерес у учителей вызывает концепция школы диалога культур.
Школа диалога культур - концепция целостного школьного образования, основанная на определенной логике и определенном понимании культуры.
Традиционная цель и смысл такого института, как школа, - вхождение ребенка в культуру, переключение культуры в индивидуальное сознание ученика. В этом и состоит главная задача учебной деятельности.
Модернизация российского образования предусматривает переход на образовательные стандарты нового поколения. Идеологической основой новых образовательных стандартов является компетентностный подход.
Понятие «компетентностный подход» получило распространение сравнительно недавно. Обращение к нему связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в школьном. Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.
В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они и хранятся в энциклопедиях, на интернет-сайтах. В то же время учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем.
Таким образом, я могу сказать: у каждого учителя сегодня есть возможность выбрать тот способ преподавания, тот «путь исследования», который, на его взгляд, будет наиболее эффективным. Тот, который позволит ребенку не просто накапливать знания, но и научит  грамотно их применять.
Эти принципы у нас реализуют наши педагоги. Мне очень нравится, как работают наши педагогические лидеры - члены Клуба «Педагог года Подмосковья». Наталья Евгеньевна Талаева, учитель истории и обществознания из Чехова, Светлана Валентиновна Кузнецова, учитель математики из Коломны, Андрей Григорьевич Сиденко, молодой учитель из Мытищ, который сегодня является обладателем звания «Педагог года Подмосковья», - они именно так учат детей, с высоким профессионализмом и любовью к своему делу. Примеры можно продолжать. Недавно я была участником IX традиционного слета участников областного конкурса «Педагог года Подмосковья», в котором принимали участие более 400 педагогов. Открытые уроки и мастер-классы этих учителей - настоящий пример высокого педагогического мастерства.
- Каким, по вашему мнению, должен быть учитель? И был ли у вас такой учитель, который в большей степени повлиял на вашу судьбу?
- Настоящий учитель тот, встреча с которым меняет судьбу ребенка. Он помогает подняться упавшему и окрыляет тех, кто способен подняться в небо. Его внимание, любовь и забота способны разбудить навеки, казалось бы, уснувшую душу подростка, с детства сталкивавшегося с черствостью и жесткостью мира взрослых. Такой учитель владеет философским камнем, который искали алхимики, камнем, превращающим любое вещество в золото.
Каждый педагог помнит своих «крестных» - людей, соприкоснувшись с которыми, попав под их магнетическое влияние, он раз и навсегда принял решение:  я стану таким же, я буду учить людей. Были и в моей жизни такие учителя.
Я никогда не забуду свою первую учительницу Ирину Федоровну Осокину, я даже свою дочь назвала Ириной в ее честь.
А учителем английского языка меня сделала Клавдия Андреевна Воронкова,  в годы, когда любой иностранный язык был мертвым, казался совершенно бесполезным, она заставила влюбиться в этот предмет. Я стала учителем английского языка  и ни на минуту не пожалела о своем выборе!
И конечно же, огромную роль в моем профессиональном становлении сыграл Ефим Давидович Шварцман. Участник войны, великолепный педагог, замечательный человек, он учил меня как ученицу, а позже, когда я пришла в школу работать, уже как учительницу,  ведь он был директором школы.
Если бы не общение с этими людьми, не их колоссальное личное воздействие, если бы не они, моя судьба была бы совсем иной.
Но самый первый урок любви к учительской профессии я получила раньше, чем пошла в школу, его преподал мне мой дедушка Николай Никифорович Сицко. Давным-давно, в конце XIX века, в глухой деревне на западе Белоруссии, близ Гродно, в бедной многодетной крестьянской семье жил мальчик. Местный священник оценил его способности, и маленький Коля, проникшись добрым советом, отправился один пешком в город. Сил, упорства, характера и помощи добрых людей ему хватило на то, чтобы выучиться, окончить университет и стать учителем. Но путь его в школу был долгим. Все войны начала XX века пришлось ему пройти, прежде чем начался его многолетний труд на ниве просвещения. Во всех ситуациях я всегда помню одно из напутствий моего деда: «Если начинаешь дело, в которое веришь, начинай его на «пять», тогда и результат будет отличный!»
- С какого возраста, на ваш взгляд, начинается образование и воспитание человека? С чего? Какова роль в этом семьи, окружения, школы?
- Как известно, Василий Александрович Сухомлинский в ответ на вопрос, с какого возраста нужно начинать воспитывать ребенка, задал встречный вопрос: «А сколько лет вашему ребенку?» - «Годик...»  Известный педагог воскликнул: «Вы опоздали ровно на один год!» Сегодня эта мысль еще более актуальна - дети получают огромный объем информации из Интернета, из средств массовой информации, и если вовремя не направить эти потоки в нужное русло, нам останется только повторить за Сухомлинским - вы опоздали.
А вот разделять,  где задачи школы, а где семьи, по-моему, нельзя. Только там, где есть ответственное отношение и родителей к своему родительскому долгу, и учителей - к профессиональному, там воспитание и обучение эффективны.
- Как вам кажется, финская система «всем поровну и все равные» перспективна? И возможно ли ее перенять и претворить в жизнь в условиях Московской области?
- У системы образования Финляндии, конечно, есть чему поучиться. Хочу отметить, что мы очень тесно взаимодействуем с системой образования этой страны - взаимные стажировки педагогов и студентов, семинары, встречи обогащают опытом и помогают лучше работать.
Что касается равенства,  безусловно, каждый школьник должен иметь все возможности для раскрытия своих талантов независимо от того, живет ли он в большом городе, наукограде или небольшом поселке. Результаты олимпиад, анализ побед наших школьников показывают, что нам удается решить эту задачу.
- Лидия Николаевна, а что для вас лично значит Московская область? Как поддерживается социальная сфера в области?
- Московская область - моя малая родина, вся моя жизнь связана с Подмосковьем. Поэтому меня радуют успехи области. Выступая с программным обращением, руководитель Московской области Андрей Юрьевич Воробьев отметил: «По многим показателям Подмосковье уже входит в пятерку наиболее развитых экономик среди регионов России». И очень важно, что экономические успехи Подмосковья прямо влияют на развитие социальной сферы. Бюджет на 2013 год социально ориентирован более чем на 70 процентов. В этой цифре повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, строительство объектов социальной инфраструктуры, приобретение современного оборудования для школ, больниц, спортивных комплексов.
- Каковы приоритеты образовательной политики региона?
- Первоочередными задачами для нас является безусловное выполнение майских указов Президента России Владимира Владимировича Путина, формирующих государственную политику в социальной сфере.
Один из указов предусматривает принятие мер, направленных на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения.
У нас есть долгосрочная целевая программа «Развитие дошкольного образования в Московской области на 2012-2014 годы», которая включает мероприятия по строительству и реконструкции дошкольных образовательных учреждений. В программу дополнительно внесли мероприятия по возврату в систему дошкольного образования зданий детских садов, используемых не по назначению, созданию мест за счет рационального использования помещений в зданиях дошкольных образовательных учреждений в соответствии с действующим законодательством.
Внесены изменения в закон Московской области «Об образовании», который наделяет органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области государственными полномочиями по финансовой поддержке частных детских садов.
На решение проблемы очередности в детские сады направлены бюджетные средства в объеме более 5 миллиардов 294 миллионов рублей, большая часть (более 4 миллиардов 218 миллионов) - из бюджета Московской области.
В результате принятых мер в 2012 году за счет всех источников введено 20256 мест, что больше, чем планировалось (по плану - 19851 место), в том числе было построено 45 детских садов на 4755 мест.
При этом в частных детских садах создано 1357 мест.
Плановая работа по вводу новых мест в дошкольных учреждениях будет идти и дальше, так что поручение Президента России  обеспечить детей в возрасте от 3 до 7 лет местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях будет выполнено в срок.
Другое важнейшее направление работы - повышение заработной платы педагогов. И здесь Подмосковье успешно выполняет поручение президента. Средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования за 2012 год составила 33629 рублей, что на 4 процента выше средней заработной платы в экономике  Московской области (32228 рублей).
В 2013 году планируется индексация заработной платы работников образовательных учреждений: с 1 мая - на 6 процентов, а с 1 сентября - еще на 9 процентов. В результате указанных повышений средняя заработная плата работников образовательных учреждений в 2013 году составит 35872 рубля, что соответствует ожидаемому уровню средней заработной платы в экономике Московской области в 2013 году (35872 рубля) (с 1 мая - 35647 рублей, с 1 сентября - 38855 рублей).
- Этот год объявлен Годом охраны окружающей среды. Что делается в регионе для экологического воспитания жителей Подмосковья?
- Мы всегда уделяли особое внимание экологическому воспитанию детей. Так, в мае 2012 года состоялась областная научно-практическая конференция школьников «Природа встречает друзей-2012», посвященная 15-летию Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию и 20-летию Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Прошел областной конкурс «Экологический плакат». Тысячи ребят участвуют в подобных акциях.
Новой формой работы по экологическому воспитанию стала областная акция «Студенческий лес». Сегодня все учреждения высшего и среднего образования Московской области шефствуют над участками леса. Студенческие отряды занимаются благоустройством участков, проводят экологический мониторинг, высаживают деревья.
В наступившем году работа по экологическому воспитанию будет развернута еще шире. И не только потому, что этот год - Год охраны окружающей среды, но и потому, что мы здесь живем. Как говорил Маленький Принц: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».

Красногорск, Московская область