«С детства знала, что буду учителем»
- Я из учительской семьи, моя мама, Людмила Акимовна, одно время была директором школы в селе Богдановы Колодези в Сухиничском районе, - рассказывает Наталья Владимировна. - Все идет из детства, оттуда и мое стремление стать учителем. Сколько себя помню, мама часто брала меня с собой в школу, я была на ее уроках. Я не представляла себе что-то другое, когда передо мной встал выбор профессии. После 11-го класса я даже не задумывалась, куда идти учиться дальше. Поступила в Мещовский педагогический колледж, там я проучилась три года. Хочу поблагодарить моих педагогов-математиков Татьяну Ивановну Антонову, Веру Ивановну Галанову, которые мне дали очень хорошие знания. Помню, мы практически всем курсом поступили в КГУ им. К.Э.Циолковского на заочное отделение. Я окончила физмат в 2004 году. После окончания колледжа попала в отдаленную Дабужскую сельскую среднюю школу, где отработала четыре года. Школу, к сожалению, закрыли. Работала также шесть лет в Татаринской средней школе недалеко от райцентра, которую также закрыли в порыве реструктуризации.
В сухиничской средней школе №3 Наталья Чернова работает три года. Она очень рада, что попала в хороший коллектив - профессиональный и слаженный. Здесь теплая атмосфера и работать легко. Нет проблем с дисциплиной в классах, дети заинтересованы в учебе. В школе много призеров районных, областных олимпиад.
По словам директора школы Екатерины Демкиной и других коллег, Наталью Чернову отличает большая работоспособность. Она много занимается с детьми дополнительно, уходит из школы позже всех. Очень любит свой предмет. Наталья Владимировна отзывчивая, прислушивается к мнению коллег. Педагогическое кредо Черновой - воспитание величия ума через величие сердца.

Формирование умственных действий
- В этом году я веду уроки в 7-9-х классах, - говорит Наталья Владимировна. - Сейчас происходят коренные изменения в преподавании математики. В связи с быстрым темпом жизни, развитием научно-технического прогресса мы уже не можем преподавать по-старому, как учили нас. Время требует, чтобы педагоги готовили учеников к другой жизни. Мы должны дать не столько объем знаний, умений и навыков, сколько научить детей способам добычи знаний, чтобы дети могли в любой ситуации сами прийти к какому-то решению. Это новое веяние, необходимость, это достаточно сложно. Сложно еще и потому, что на каждом уроке используются мультимедийные технологии. Математика - такой предмет, где детям нужно видеть, допустим в стереометрии, как фигуры располагаются в пространстве. Дети должны уметь пользоваться техникой.
- Как заинтересовать детей математикой, казалось бы, такой сухой и скучной наукой? Ведь для многих подростков математика далеко не самый любимый предмет. Тем более 7-8-й  класс - возраст очень сложный, переломный...
- Действительно, это сложно. Мы сейчас работаем таким образом, что у нас очень много семинаров, курсов, где мы обсуждаем эти вопросы, изучаем новые технологии преподавания математики. В своей практике я пользуюсь технологией Гальперина. Это технология поэтапного формирования умственных действий. Она дает ощутимые результаты. Почему бывает так, что дети не заинтересованы, не хотят учить математику? Может быть, где-то был упущен момент, когда ребенку стало сложно, где-то он потерял ниточку. Поэтому я стараюсь ликвидировать пробелы, восстанавливать цепочку знаний. Использую, конечно же, и занимательные задачи, задачи на развитие логики. Чтобы заинтересовать детей, работаем всем коллективом, используем межпредметные связи.
- Интересно, с какими предметами можно продуктивно связать математику?
- Мы проводим интегрированные уроки. Математику, например, можно связать с географией в шестом классе по теме «Масштаб». С изобразительным искусством, когда проходим осевую центральную симметрию. Также с биологией, химией. Кроме этого в школе мы проводим методические декады. Каждый учитель-предметник проводит открытый урок для своих коллег. Проводятся предметные недели, предметные игры и спектакли. В школе много кружков по интересам.

Взрослый человек в мире детства
- Я стараюсь, чтобы мои ученики не боялись идти вперед, внушаю: чтобы добиться победы в любом деле, нужно много знать, много уметь, что-то преодолеть в себе. Победа не дается случайно, просто так, а неудачи показывают, что нужно сделать, для того чтобы добиться желаемого результата. Мы вместе учимся не бояться трудностей, ведь дорогу осилит идущий.  Идти вперед, не унывать, не отчаиваться, не лениться - вот основные принципы, которые я стараюсь заложить в души своих ребят, - говорит Чернова. - Учу их тому, что невозможно быть счастливым, сделав кому-то плохо. Невозможно быть счастливым, зная, что рядом с тобой несчастное существо и ты ничем не пытаешься помочь ему...
- Говорят, что современные дети не такие, какими были их ровесники несколько десятилетий назад, что они не так остро чувствуют чужую боль, чужое горе...
- Не могу согласиться с этим. Дети очень чувствуют доброту, особенно те, кому ее не хватает дома. Мы вместе с ними любим музыку, поэзию, движение. Глядя на них, я понимаю: как здорово жить! Как мало нужно человеку, чтобы быть счастливым! Нужно просто жить: не подставлять другому ногу, тренировать свое тело, ум, волю, а еще... смотреть на искристый снег, на звездное небо, на зеленую весеннюю листву и искренне радоваться всему этому.
По словам учителя, она никогда не считала свою профессию работой, для нее это жизнь, в которой великое счастье, будучи взрослым человеком, каждый день находиться в мире детства, и огромная ответственность - научить и воспитать ребенка так, чтобы он нашел себя, свое место в жизни и был счастливым.

Математические сказки и фокусы
Я был приятно удивлен, когда узнал, что у Натальи Черновой есть персональный сайт, на котором рассказывается о ее педагогической философии, классном руководстве, методических разработках. Очень интересен раздел, который называется «Юным математикам». Естественно, он предназначен для учеников, но будет полезен и молодым, начинающим педагогам.
- Представленный здесь материал предназначен для тех, кто интересуется математикой, и даже для тех ребят, кто с математикой не совсем дружит, - рассказывает Наталья Владимировна. - Но не нужно бояться сложного и непонятного, ведь в истории немало примеров, когда именно с детских лет и начинался путь великих ученых в эту удивительную науку. Например, знаменитый математик Блез Паскаль еще мальчиком читал очень трудную книгу Евклида «Начала», а математический талант Софьи Ковалевской проявился, после того как девочка ежедневно умудрялась разбираться в основах математического анализа по макулатурным листам учебника Остроградского, которыми случайно были оклеены стены ее детской комнаты.
На своем сайте учитель предлагает детям отправиться в путешествие по этой удивительной стране. Здесь школьники могут узнать много интересного о происхождении цифр, чисел, единицах измерения, ознакомиться с удивительными свойствами чисел и многим другим.
В часы досуга ученики Черновой обращаются к «Математическим сказкам» и «Математическим фокусам». Кстати, слово «школа» с греческого переводится как «досуг». Раньше под школой понимали занятия на досуге, где в свободное от работы время взрослые мудрые люди вели беседы с детьми, только начинающими свой путь в большой мир тайн, открытий.
В последнем разделе - «Старинные математические задачи» - представлены некоторые задачи из «Арифметики...» Л.Ф.Магницкого. По словам учителя из Сухиничей, «Арифметика...» (одна из самых замечательных русских книг) являлась энциклопедией математических знаний XVIII века. Так что у детей есть уникальная возможность решить задачи, которые, возможно, решали их прабабушки и прадедушки!

Ничто человеческое не чуждо
- Вы, конечно же, очень много времени уделяете урокам, подготовке к ним, отдаете душу и сердце своим ученикам. А чем вы живете вне математики, чем увлекаетесь вне школы?
- Вы правы. К сожалению, времени остается очень мало, в том числе и на личную жизнь, - вздыхает Наталья Владимировна. - Любому учителю, в том числе и мне, как говорится, ничто человеческое не чуждо. Лично я люблю классическую и современную музыку, люблю спорт. Выступаю на городских и районных соревнованиях между учителями по лыжным гонкам, дартсу, настольному теннису, легкой атлетике. Короче говоря, физкультура и спорт - это мое. С детства люблю рисовать. Любовь к музыке передалась от отца, Владимира Ивановича, который хорошо играл на баяне.

Встречали как космонавтов
Говорим о заключительном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года-2012», который прошел в Липецке.
- Это незабываемо, - вспоминает Чернова. - Я с удовольствием знакомилась с опытом работы 11 учителей математики из самых разных уголков страны. Самое главное, что я почувствовала и чего, может быть, недостает педагогам, - это ощущение учительского братства. Часто между учителями, как и в других сферах жизни, существует конкуренция. Порой люди замыкаются в себе, в своей скорлупе. В Липецке я не просто познакомилась с людьми более чем из 70 регионов страны, я поняла, что мы, учителя, должны держать высокую планку. Если человеку другой профессии может быть что-то лишнее позволено, то учитель всегда на виду, он пример в первую очередь для своих учеников, их родителей. Во время конкурса я еще раз ощутила гордость за свою профессию. К сожалению, в настоящее время не всегда учитель находится на должной высоте в обществе.
По словам Черновой, на липецкой земле финалистов конкурса из самых разных уголков необъятной России встречали как национальных героев.
- Как будто мы космонавты, - улыбается Наталья Владимировна. - Мы гуляли по городу, и многие прохожие, незнакомые люди, подходили к нам - приветствовали, желали удачи.
Всероссийский конкурс не просто соревнование лучших учителей - это повышение квалификации. Всем педагогам-финалистам выдали документ о том, что они прошли курсы повышения квалификации.
Хотелось бы пожелать Наталье Владимировне дальнейшего творческого роста, держать высокую звездную планку учителя, ведь калужская земля как-никак родина космонавтики!

г. Сухиничи, Калужская область