Открыть второй век отечественной анимации приехали во Владимирскую область авторы сотни с лишним мультфильмов - только в конкурсную программу вошли 104 картины. В отличие от дорогостоящего игрового кино, «прописавшегося» поближе к основным финансовым потокам в Москве и Петербурге, анимация относительно комфортно чувствует себя и в провинции: небольшие, но яркие студии работают в Ярославле и Екатеринбурге, Татарстане и Башкирии. Мультипликаторы научились обходиться малым, хотя лишняя копейка, а лучше несколько, им, конечно, не помешала бы. В связи с этим всем особенно запомнилась встреча с китайскими аниматорами, приехавшими в Суздаль по обмену опытом. Коллеги из Поднебесной рассказали, что в их стране с мультипликацией все пока обстоит куда как скромно, индустрия делает лишь первые шаги, и государственная помощь более чем умеренная. Дальше следовали шестизначные суммы в твердой валюте, от которых у наших мастеров дыхание перехватывало.
Но, несмотря на отсутствие баснословного состояния, говорить о закате российской анимации - значит паниковать без повода. О каком угасании может идти речь, если в Челябинске и Омске, в Москве и Новосибирске, в Красноярском крае и Кемеровской области существуют десятки учебных детских студий, где каждому школьнику дают возможность побыть режиссером, художником, драматургом. Программой «Утренняя зарядка», парадом детских ученических работ начинался любой день Суздальского фестиваля. А картину ярославской детской студии «Перспектива», посвященную памяти классика советской мультипликации Федора Хитрука, даже показали на торжественной церемонии открытия. Зачем мрачно предрекать упадок, если для участия в большом конкурсе в этом году было отобрано 30 студенческих работ и 10 дебютов. История продолжается, раз молодым людям все еще хочется творить собственные фантастические миры - компьютерные, рисованные, кукольные. В них просто надо поверить, поддержать хотя бы на первых порах, дать возможность дебютировать, помочь с организацией показов, но уж точно не ставить крест разговорами о том, что, мол, молодежь нынче не та. Очень даже та, что подтвердили не только просмотры, но и впервые прошедший в рамках Суздальского фестиваля питчинг - ярмарка идей, где купцы-художники предлагали покупателям-продюсерам свои мысли и задумки. Вот совсем еще юный режиссер Евгения Жиркова, придумавшая «маленькое, но толстое кино с любовью» - трагикомическую историю про маленькую девочку-пышку, которой никак не удается найти себе друзей. Для того чтобы снять картину, нужно 150 тысяч рублей. Чуть больше трети суммы - 60 тысяч - Евгения, не рассчитывая на помощь свыше, собрала, кинув клич в Интернете. Остальные деньги после питчинга пообещал питерский продюсер Сергей Сельянов, очарованный светлой печалью сюжета.
За размышлениями о будущем не забывают в Суздале и о прошлом. В один из фестивальных дней прошел тут благотворительный аукцион. Продажа книг, гравюр и всевозможной hand-made-красоты принесла организаторам 37 тысяч рублей: все вырученные средства поступят в фонд помощи ветеранам анимации. В тот же вечер кинокритик Лариса Малюкова представила публике свою новую книгу «Сверх/кино, девяностые/нулевые» - роскошный альбом, собравший под одной обложкой самые яркие страницы истории нашей мультипликации последних двадцати лет.
Если деловая жизнь смотра - семинары, конференции, круглые столы - сосредоточилась в Суздале и привлекала главным образом специалистов, то конкурсные показы охватили всю область. Авторы встречались с юными зрителями, их родителями и учителями во Владимире и в Юрьеве-Польском, в Судогде, Гусь-Хрустальном, Александрове, Муроме и Гороховце. Петушинский район в знак признательности по традиции привез на закрытие призы для собственных фаворитов. Но главного слова ждали, конечно же, от жюри. Гран-при фестиваля - у режиссера Михаила Алдашина, автора картины «Бессмертный» из анимационного цикла «Гора самоцветов». Лучшим режиссером признали эксцентричного Ивана Максимова, подарившего жизнь трогательным и грустным существам, чем-то отдаленно напоминающим муми-троллей, и населившего ими «Длинный мост в нужную сторону». Самой детской из всех детских историй назвали мультфильм «Моя мама самолет» Юлии Ароновой. Эта изумительная в своей прозрачной нежности картина уже некоторое время гуляет по Сети, так что если вам интересно, как выглядит мама-самолет и кем в таком случае должен быть папа, посмотрите, и не пожалеете. Особенностям семейных отношений в доисторическом обществе посвящена смешная-пресмешная работа Владимира Данилова «Первобытный папа» - самая удачная среди студенческих работ. Первым среди дебютантов назвали Романа Соколова и его «Друзей». Мораль сей притчи такова: чем больше отдашь, тем счастливее и свободнее станешь. Лучшее музыкальное оформление отметили в «кружевной», филигранно вырезанной из бумаги экранизации белорусской народной песни «Как служил же я у пана» режиссера Михаила Тумели. На этом фестивале Тумеля всеобщий любимец. Одни ценят его за то, что он никогда не упускает возможности вспомнить своих учителей и поблагодарить их, другие в восторге от его залихватской игры на балалайке, и абсолютно все признают за ним одаренность высшей пробы, когда вкус не изменяет мастерству, смех мешается со слезами, а грусть улыбчива.
На Суздальском фестивале много призов - очевидных и с замысловатыми формулировками, от жюри и «сочувствующих». Но все же их меньше, чем глубоких многомерных работ, достойных награды. Работ, где смыслов больше, чем минут в хронометраже, где дети хохочут над чем-то лишь им понятным, а взрослых задевает нечто совсем иное, нашедшее отзвук в их видавшем виды седеющем сердце. «Куда идут животные» Марии Быстровой и «Прыг-скок» Леонида Шмелькова, «Тише, бабушка спит» Алексея Демина и «Мальчик-Чапайчик» и «Зашкаф» Алексея Туркуса - на этот раз удача была не на их стороне, чего, к счастью, не скажешь о привязанности публики.
Так сложилось, что на Суздальском фестивале нет постоянного президента. Его избирают раз в год, честнейшим из честных зрительским голосованием. Чей мультфильм соберет больше всего бюллетеней - тот и президент. В прошлом году выиграл Алексей Туркус, на этот раз власть перешла в женские руки: картина «Снежинка» - история о том, как в Африке началась зима, - принесла Наталье Чернышевой приз Гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон» и президентский мандат на будущий фестиваль.
Фестиваль закрылся, но не закончился, отправившись в большое российское турне. В течение весны программа лучших картин XVIII Открытого фестиваля анимационного кино будет показана на 200 площадках в 20 регионах.

Подробнее о лучших картинах XVIII Открытого российского фестиваля анимационного кино читайте на нашем сайте www.ug.ru