​Заявление на пенсию подавайте заранее!

- Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» утверждены постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 г. №17/19пб. Пункт 7 Правил четко определяет, что граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда РФ и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
Однако, как показывает практика, не стоит ждать этого срока: представить документы для назначения пенсии в целях их правовой оценки лучше заблаговременно.
По вопросам назначения пенсии необходимо обращаться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства. К заявлению за назначением трудовой пенсии по старости должны быть приложены следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству (паспорт);
- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
- трудовая книжка и другие документы о стаже;
- документы о среднемесячном заработке (среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд в течение трудовой деятельности до 01.01.2002 г. подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными органами на основании первичных бухгалтерских документов; среднемесячный заработок за 2000-2001 годы - выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица).
Кроме того, в необходимых случаях прилагаются:
- документы о нетрудоспособных членах семьи;
- документы, подтверждающие нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении;
- документы об изменении фамилии, имени, отчества.
Документы, подтверждающие право на пенсию, должны быть выданы компетентными органами, содержать достоверные сведения, основания выдачи, удостоверены подписью должностного лица и печатью органа, их выдавшего.

Рабочее время на рабочем месте. Не всегда...

- Я работаю педагогом дополнительного образования в образовательном учреждении дополнительного образования детей. Моя педагогическая нагрузка составляет 18 часов. Работодатель настаивает на том, чтобы я находилась на рабочем месте кроме своей учебной нагрузки дополнительные 18 часов, мотивируя это приказом Минобрнауки РФ от 24 декабря 2010 г. №2075. Вменяется ли мне в обязанность отсиживать внеучебные 18 часов строго на рабочем месте?

- Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 г. №2075 педагогам дополнительного образования предусмотрена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) 18 часов в неделю.
Приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 г. №69 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений. Раздел II указанного положения предусматривает следующее.
Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее - педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.
Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.
Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) (далее - учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамический час» для обучающихся 1-го класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.
Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.
При проведении спаренных учебных занятий неустановленные перерывы могут суммироваться и использоваться для выполнения другой педагогической работы в порядке, предусмотренном правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.
Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника, и включает:
- выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
- организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
- время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
- периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи;
- выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).
Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т. п.
Исходя из этих принципов и должно регулироваться время проведения так называемой другой части педагогической работы. Безусловно, строго отсиживать оставшееся время педагог дополнительного образования не должен. Вышеназванные приказы не требуют этого, а только поясняют, что в должностные обязанности педагога дополнительного образования входит помимо учебной нагрузки и другая работа, на которую и дается дополнительное время без конкретизации по часам. Вопрос нахождения на рабочем месте должен регулироваться принципом разумности.

Учиться! Право или обязанность педагога?

- Правда ли, что по новому Закону «Об образовании в Российской Федерации» учителя должны будут проходить курсы повышения квалификации раз в 3 года, а не один раз в 5 лет, как было ранее?

- Ваша информация не совсем верна. Согласно положениям ст. 47 нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года - право педагогического работника, а не обязанность.
Однако согласно ст. 48 нового закона педагогический работник обязан систематически повышать свой профессиональный уровень и проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании.

Учитель без прописки - такой же учитель

- Очень долго нашей школе не везло с математиком. В середине учебного года к нам пришел новый кандидат на эту должность. По всем профессиональным и человеческим параметрам кандидат нам подходит. Но, к сожалению, у учителя только временная регистрация. Не является ли это препятствием для оформления учителя на работу?

- Если кандидат на должность учителя математики является гражданином Российской Федерации и имеет паспорт гражданина Российской Федерации, то на него распространяются все права, гарантии и свободы, закрепленные в Конституции РФ. В частности, право на свободное передвижение по территории РФ, право на выбор места пребывания и места жительства, право на труд.
В силу п. 24 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. №713) при отсутствии регистрации по месту жительства гражданин регистрируется только по месту пребывания. Поэтому отсутствие у будущего работника постоянной регистрации не является основанием для отказа в заключении с ним трудового договора.
Кроме этого, ст. 64 Трудового кодекса РФ содержит запрет отказывать в приеме на работу из-за наличия или отсутствия постоянной регистрации и называет такой отказ необоснованным.

Возраст или награда?

- Дает ли наличие ведомственных наград преимущества учителю при сокращении? На что в первую очередь обращают внимание в этом случае: на награды или возраст?

- В соответствии с нормами трудового законодательства (ч. 1 ст. 179 Трудового кодекса РФ) при сокращении численности или штата работников организации преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
Несомненно, наличие ведомственных знаков отличия, таких как, например, нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ», является высоким показателем квалификации педагогического работника. Администрация школы должна уделить этому соответствующее внимание.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников учреждения, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.
Обращаем ваше внимание, что возраст работника не может быть основанием для увольнения при сокращении штата, если работник явно обладает более высокой квалификацией и производительностью труда и не имеет проблем со здоровьем, которые могли бы препятствовать осуществлению педагогической деятельности.