- Юрий Александрович, какие стратегические задачи регионального правительства вы определили бы в качестве приоритетных? Какие проблемы стараетесь решать в первую очередь?
- Не люблю заезженных фраз, но если стратегия востребована и ориентирована на людей, то она подчинена единственной цели - неуклонному повышению уровня и качества жизни оренбуржцев. Для этого в Оренбуржье происходит последовательное обновление экономической инфраструктуры, привлекаются инвестиции и создаются новые производства, что в свою очередь позволяет инвестировать деньги в людей, в человеческий потенциал, расширив для этого спектр социальных расходов. Именно это произошло в 2013 году, в течение которого на социальную сферу планируем израсходовать из бюджета области более 43 миллиардов рублей - на 15% больше, чем в минувшем году.
На губернатора и правительство области возложена особая ответственность - это развитие региона и благополучие двух миллионов наших земляков. У каждого оренбуржца свои проблемы, которые для отдельно взятого человека являются приоритетными. И я прекрасно отдаю себе отчет в том, что людей в первую очередь волнуют не инвестиционные проекты и рост валового регионального продукта, а то, что важно для них в повседневной жизни: зарплата, медицина, образование, ЖКХ, социальные услуги. На их решении и стараемся сконцентрироваться прежде всего.
В прошлом году нам удалось снять ряд острейших вопросов. Приведу пример из сферы образования. Мы успешно разрешили ситуацию по обеспечению сельских школ новыми комфортабельными автобусами для перевозки детей. Для понимания: в Оренбургской области 42% населения проживает в сельской местности. Чтобы обеспечить равные возможности городским и сельским школьникам, более 9 тысяч учащихся из малочисленных удаленных сел мы обучаем в базовых школах. В 2011 году на школьных маршрутах насчитывалось 420 автобусов, в 2012 году школьный автопарк пополнился еще на 120 единиц и составил около 500 единиц техники (что-то пришлось списать в связи с износом).
Одним из важнейших результатов 2012 года стало увеличение заработной платы педагогов в последние два года. В 2013-м мы упрочили позиции. С 1 января вновь повышена зарплата педагогам школ и детских садов, преподавателям учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Таким образом, правительство области в полной мере выполняет данное работникам образования обещание. Могу сегодня сказать, что очередное повышение позволило довести уровень средней зарплаты для большинства категорий педагогических работников до уровня средней по экономике региона.
Образование было и остается приоритетным направлением деятельности региональной власти. Эта важнейшая отрасль включает в себя свыше 2 тысяч образовательных учреждений, в которых обучаются 420 тысяч учащихся, воспитанников и студентов, трудятся свыше 46 тысяч педагогических работников.
- Раз уж перешли к образованию, с какими проблемами в этой сфере сталкивается регион и какие пути решения находит?
- Наши проблемы, думаю, в целом характерны для большинства регионов Российской Федерации. За тем лишь исключением, что в Оренбургской области, быть может, более остро, нежели в других территориях, стоит проблема малокомплектных школ. У нас их действительно очень много - более трети от общего количества. Но давайте по порядку.
Улучшить финансирование школ, укрепить их материальную базу, обеспечить социальную защиту учителей - вот задачи первоочередные. Для их решения постоянно увеличиваем долю расходов на содержание и развитие образовательных учреждений. Система образования области в прошлом году получила более 23 миллиардов, что составляет 26,7% от консолидированного бюджета области. Вдумайтесь: четверть - на образование. Это ли не приоритет?
В рамках этих средств мы повышаем зарплату учителям, работникам дошкольного и дополнительного образования, организуем повышение квалификации педагогов, ремонтируем школы, восстанавливаем и ремонтируем детские сады (за последние два года капитально отремонтировано более 150 зданий школ, запущены в эксплуатацию 20 дошкольных учреждений, ранее не действовавших). И конечно, современная школа должна быть хорошо оснащена. Поэтому продолжается компьютеризация образовательных учреждений, 100% общеобразовательных учреждений подключены к Интернету. Увеличивается охват школьников горячим питанием. В настоящее время он составляет 98,3% - один из самых высоких показателей в России.
На фоне очевидных достижений и успехов есть, конечно, много нерешенных проблем. Но областной бюджет остается социально ориентированным. Это наша принципиальная позиция.
- Многие руководители существующие проблемы в образовательной отрасли объясняют демографическим спадом. Как бы вы охарактеризовали ситуацию в вашей области?
- А я бы сказал, что, наоборот, демографическим подъемом, к которому мы все подошли неподготовленными. По крайней мере в сфере дошкольного образования это совершенно очевидно - рост рождаемости обеспечил нехватку мест в детских садах, дальше то же самое может случиться со школами. Поэтому в Оренбургской области мы не допускаем компанейщины в оптимизации общеобразовательных учреждений. И при этом, как я уже сказал, активно развиваем дошкольные образовательные услуги. Наш регион в числе первых в РФ разработал областную целевую программу «Развитие системы дошкольного образования». Более 10 тысяч новых мест в детских садах уже появилось, что позволило наполовину решить проблему. Планируем, что к 2015 году закроем ее полностью. Тем более что в Оренбургской области наблюдаются позитивные изменения в демографической ситуации. Динамика снижения смертности и увеличения рождаемости очевидна. Причем показатели уровня рождаемости у нас в среднем выше, чем в России и Приволжском федеральном округе. В 2012 году зарегистрирован прирост населения области. Впервые за 20 лет!
Тем не менее мы хорошо понимаем, что это только первые шаги на пути стабилизации численности населения и создания условий для ее роста. Многое за последние годы было сделано для поддержки семьи, материнства и детства. Думаю, оренбургские женщины заметили рост детских пособий в 2,5 раза. Нелишним, наверное, стало и введение пособия на детей от полутора до трехлетнего возраста. Кроме того, на уровне региона приняты два важных закона. С 2011 года в Оренбуржье за третьего и последующих детей выплачивается по 100 тысяч рублей регионального материнского капитала. А по второму закону многодетным семьям бесплатно выделяются земельные участки.
В числе приоритетных задач мы рассматриваем также оздоровление детей. Сегодня наша область не располагает ни одним санаторием, где школьники могли бы отдохнуть и поправить свое здоровье, не отрываясь от учебного процесса. А ведь в Оренбуржье проживают более 400 тысяч детей - 20% от всего населения региона. На диспансерном учете в учреждениях здравоохранения состоят более 186 тысяч детей.
Исходя из этого, родилась идея оригинального проекта - создания первого в области круглогодичного образовательно-оздоровительного центра для детей «Солнечная страна» на 140 мест. Первые шаги к воплощению этой идеи были сделаны в 2011 году, когда правительство области приобрело в собственность объект незавершенного строительства базы отдыха «Тихая долина», расположенный в одном из самых живописных мест Оренбуржья - северо-восточной части Тюльганского района. По соседству располагается еще одна гордость нашего края - спортивно-оздоровительный центр «Ташла», привлекающий спортсменов и туристов. Это замечательное место - удивительная природа, чистейший воздух. Реализация проекта откроет для детей новые возможности и позволит без отрыва от учебы хорошо отдохнуть и поправить свое здоровье. Планируем завершить строительство к 2015 году.
- Как вы относитесь к ситуации, когда лучшие выпускники регионов уезжают в столицу или за границу? Что могло бы переломить эту тенденцию?
- Решить проблему полноценного обеспечения кадрами развивающейся экономики Оренбуржья можно только тогда, когда образование, наука, производство и государство выступают как социальные партнеры. Правительством области разработан целый комплекс мер для закрепления кадров в регионе. Это и перспективный анализ регионального рынка труда, и создание специализированных молодежных бирж, владеющих информацией о вакансиях и востребованных профессиях, и предоставление льготы работодателям, трудоустраивающим молодежь.
Еще одним стратегическим направлением региональной кадровой политики является развитие комплексных систем, объединяющих образование, науку и производство. Становление технопарков, учебно-производственных комплексов и научно-производственных систем, открытие лабораторий и кафедр на базе предприятий и учреждений - это зримые шаги реального технического и технологического прогресса.
В качестве связующего звена в данном случае выступают инновации. Правительство области обеспечивает участие молодых ученых в федеральных и региональных конкурсах с последующим финансированием продолжающихся исследований и работы по внедрению научных разработок в практику. Это позволяет ежегодно привлекать инвестиции из федерального бюджета. Большинство проектов связаны с медициной, биотехнологиями, проблемами региональной экономики и педагогикой.
- Юрий Александрович, хотелось бы с примерами...
- Ну, например, в последние годы учеными медико-экологического центра «Научно-производственная фирма «Экобиос» созданы принципиально новые экологически чистые биологически активные добавки к пище, которые включены в федеральный реестр и успешно осваивают оренбургский и российский рынки.
Оренбургским ученым Рамилем Рахматуллиным создана уникальная искусственная кожа «Гиаматрикс», благодаря которой можно лечить ожоги любой тяжести. Данный проект вошел в число победителей программы «Старт» Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере и будет в течение трех лет финансироваться из федерального бюджета на сумму более четырех миллионов рублей.
Серьезным шагом стало принятие областной целевой программы «Развитие инвестиционной и инновационной деятельности в Оренбургской области на 2013-2017 годы». Она представляет собой комплекс мер по привлечению инвестиций в экономику Оренбуржья, в том числе в ее инновационный сегмент. Примеров много и будет еще больше, потому что мы ставим перед собой серьезные задачи, от решения которых в конечном итоге зависит будущее нашего региона.
- Юрий Александрович, в завершение один вопрос не губернатору, а педагогу. В чем, на ваш взгляд, смысл профессии педагога? Что бы вы сказали своим коллегам, которые продолжают преподавать?
- За меня давно сказали выдающиеся умы человечества. Если не ошибаюсь, великому Канту принадлежит изречение: «Не мыслям надобно учить, а мыслить». Совершенно согласен. Наша задача - научить детей думать. Человек думающий, размышляющий, пытливый способен на великие свершения, которые так нужны великой стране.

Досье «УГ»

Юрий Александрович Берг родился 3 августа 1953 года в селе Ныроб Пермской области. В 1969 году окончил 9 классов школы №35 города Орска, а в 1973-м - Астраханское мореходное училище. В июле 1982 года окончил Оренбургский государственный педагогический институт имени В.П.Чкалова, в 2003 году - Оренбургский государственный университет. Трудовую деятельность начал в 1974 году слесарем-монтажником строительного управления №1 треста «Оренбургспецстрой». Преподавал в школе №11 г. Орска, был директором орской школы №15. Работал заместителем главы администрации Орска по социальным вопросам, директором ЗАО АСК «Орск-АСКО», заместителем директора Оренбургского фонда содействия органам налоговой полиции, генеральным директором ТсОО «Орск-сервис ЛТД», генеральным директором ОАО «Новотроицкий цементный завод», заместителем генерального директора по региональному развитию в ОАО «ОрскИнтерСвязь». 15 июня 2010 года Ю.А.Берг вступил в должность губернатора Оренбургской области. С июля 2010 года возглавил правительство Оренбургской области. Награжден знаком «Отличник народного просвещения РСФСР», медалью «За содружество во имя спасения» и другими наградами. Женат, имеет двух сыновей, троих внуков.