Развивающая:
- развивать способности правильной самооценки и ответственности в вопросах выбора профессии.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к труду, людям труда и выбранной профессии как жизненно важной ценности;
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, взаимоподдержки во время групповой работы на занятии.

Ход урока
I. Организационный момент
Психологический настрой (учитель предлагает ребятам посмотреть в глаза друг другу, улыбнуться и тихо сесть).

Учитель: Классный час мы сегодня проведем необычно. Сейчас ребята прочтут стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, в чем заключается его главная мысль.

Единое счастье - работа
В полях, за станком, за столом,
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счета -
Часы за упорным трудом.
Работай! Незримо, чудесно
Работа, как сев, прорастет,
Что станет с плодами,
безвестно,
Но благостно влагой небесной
Труд всякий падет на народ.

Ответы ребят.

Учитель: Труд предназначен дарить людям радость, счастье, удовлетворение. Начало всего присутствует в труде, радость труда несравнима ни с какими радостями. Познавая ее, человек испытывает чувство собственного достоинства, гордости, оттого что смог создать что-то своими руками. Именно отношение к труду является самым верным показателем цельности личности человека, его жизненной активности.
Американский художник Рокуэлл Кент сказал о себе: «Я освоил целый ряд профессий. По мере того, как я их постигал, я рос как человек, и тем самым возрастала моя способность видеть и познавать жизнь».
Вопрос: что помогало художнику как человеку расти,  видеть и познавать жизнь?
Ответы ребят.

Учитель: Таким образом, мы видим, что труд тесно взаимосвязан с профессиями.

II. Целеполагание
Учитель: Какой вывод вы можете сделать из всего вышесказанного?
Ученики: Чтобы труд приносил радость, счастье, удовлетворение, жизненную активность, необходимо:
ВЫБРАТЬ - ПОЛУЧИТЬ - ОСВОИТЬ  профессию.
Учитель: Какое из этих трех понятий вы считаете актуальным для вас на сегодняшний день?
Ученики: Выбор профессии.
Учитель: Отсюда следует тема нашего занятия - «Выбор моей будущей профессии».

1. Постановка учебных задач.
Учитель: На какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответ?

Ответы ребят:
- Определиться с целью в жизни.
- К кому обратиться за помощью в выборе профессии?
- Где можно получить будущую профессию?
- Как избежать ошибки в достижении цели?
- Какие условия необходимы для достижения цели?

III. Основная часть
1. Учитель: Тема нашего классного часа актуальна, т. к. вы стоите на пороге жизненно важной проблемы. Каждый из вас скоро окончит школу и будет выбирать свой дальнейший жизненный путь. Возможно, кто-то еще не определился, тогда этот классный час для него будет особенно нужным и полезным.
Вы сегодня разделились на три группы, которые представляют разные профессии. Давайте назовем эти группы бизнес-компаниями. Для успешного развития своего бизнеса они подбирают необходимый персонал, в этом им помогают рекламные агентства.

2. Слово рекламным агентствам.
2.1. «Локон»    
Дайте ножницы, расческу,
Он вам сделает прическу.
Парикмахер непременно
Подстрижет вас современно.
2.2. «Пышка»         
У каждого дела запах особый,
В булочной тестом пахнет
и сдобой.
Цвет свой особый у каждого
дела,
Вот перед вами булочник
белый.
Белые  волосы, брови, ресницы.
Утром встает он раньше,
чем птицы.                 
2.3. «Лира»
Библиотекари - народ
Особенной породы.
В тиши библиотек идет
Важнейшая работа.
Доступен мир познанья,
И помогает всем,
Складирует все знанья
Ваш мозг, как ЭВМ.

Учитель: Я думаю, что бизнес-компании будут в течение занятия хорошо сотрудничать, понимать и выручать друг друга.

3. Представление корреспондента районной газеты «Новая жизнь».
Учитель: Обратите внимание, среди вас находится специальный корреспондент газеты «Новая жизнь».
Корреспондент - это лицо, специально командированное за информацией о чем-либо. На слайде вы видите лица известных российских корреспондентов.
Вопросы корреспонденту:
- Какой информацией вы хотели бы поделиться с нами?
- Какую информацию вы хотели бы получить от нас?
4. Слово корреспонденту газеты «Новая жизнь»: Я знаю, что ваша школа славится не только в районе, но и за его пределами. Она одна из первых школ в России, которые дали возможность учащимся продолжать обучаться в родной школе по профессиональной подготовке и получать  специальности:
- тракторист категории С;
- штукатур;
- каменщик  третьего  разряда.
Обучение профессиям - это гордость и престиж школы.
Много раз о выпускниках школы писала газета «Новая жизнь».
Выпускники школы ценят и благодарят школу за то, что помогала и дала возможность осуществить их дальнейший жизненный путь. Например, из выпускников 2009 года пять человек продолжают обучение в ПТУ, трудоустроились семь человек.
Мне хотелось бы услышать от вас:
- Чем вы собираетесь заниматься в жизни?
- Какие ближайшие цели ставите перед выбором своей будущей профессии?
- Какие пути и средства вы видите в достижении поставленной цели?
- Какие факторы вам помогут определиться в выборе профессии?
А сейчас я хотела бы взять у вас интервью, ребята.
Скажите, кем бы вы хотели быть? Обоснуйте ответ.

Ответы ребят:
- хочу быть учителем, как мой любимый педагог Светлана Леонидовна;
- хочу быть водителем, но не позволяет здоровье;
- хочу быть директором банка - престижная работа;
- хочу быть строителем - нужная профессия;
- хочу быть библиотекарем - мне интересна эта профессия, я люблю читать;
- хочу быть артисткой, стюардессой - нравится популярность, слава;
- хочу быть животноводом - люблю ухаживать за животными;
- хочу, как Игорь, за компанию, быть строителем;
- хочу быть программистом, но думаю, что не хватит знаний для этой профессии;
- хочу быть парикмахером, как мама.
Итак, на выбор вашей будущей профессии могут оказать влияние:
- родители;
- учителя;
- друзья;
- состояние здоровья;
- средства массовой информации;
- востребованность на рынке труда;
- способности и возможности;
- нравится, вызывает интерес.
Спасибо за информацию.

Учитель: Таким образом, отвечая на вопросы корреспондента, вы определили те факторы, которые влияют на выбор профессии. А вы уверены, что не ошиблись в выборе своей будущей профессии? Из огромного мира профессий выбрать одну, да такую, чтобы душа к ней лежала, довольно трудно. Велика вероятность ошибки. Когда человек выбрал не свое дело, то и душа к нему не лежит, подрываются силы, он не верит в свои способности и возможности, ошибки делают людей несчастными.

5. Знакомство с ошибками при выборе профессии.
Учитель: Все ошибки при выборе профессии можно разделить на три группы. Пусть каждый сделает вывод, допускает он ошибку или нет, выбирая профессию.
Незнание правил выбора профессии:
- не хватает знаний по выбору профессии;
- выбор профессии «за компанию»;
- неумение определить путь получения профессии.
Незнание себя:
- незнание своих способностей;
- незнание состояния здоровья;
- неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.
Незнание мира профессий:
- устаревшие представления о профессии;
- предубеждения, касающиеся престижности профессии;
- увлечение профессией.
А сейчас поднимите руку, кто считает, что ошибается в выборе своей будущей профессии?
Ответы ребят.

6. Знакомство с формулой правильного выбора профессии.
Учитель: Чтобы человек не ошибся, правильно ли выбрал свой жизненный путь, существует ФОРМУЛА ПРАВИЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ, которая состоит из трех факторов:
- НАДО;
- МОГУ;
- ХОЧУ.
Давайте на примере профессии строителя рассмотрим эту формулу. Как вы думаете, что в данном случае определяет фактор «НАДО» (востребованность на рынке труда, нужна Отечеству)?
Фактор «МОГУ» (доступна, посильна, позволяет здоровье).
Фактор «ХОЧУ» (приносит радость, удовлетворение, интерес).
Если эти три фактора взаимодействуют друг с другом, то вы на правильном пути в выборе вашей профессии.
Отсюда следует, что при выборе профессии необходимо придерживаться определенных правил. (См. правила выбора профессии.)

Мир профессий огромен. Сейчас количество профессий и специальностей превышает 40 тысяч, поэтому необходимо различать понятия «профессия» и «специальность».
Задание: Для данной профессии подберите специальность по виду деятельности. (См. презентацию.)

Учитель: Принимая решение, с какой профессией связать мечту, надежды, очень важно учитывать свои способности. Вы сейчас можете возразить: «Как я могу узнать свои способности в какой-либо деятельности, если не пробовал себя в ней?»
Я отвечу - проанализировать свои способности и склонности можно, еще учась в школе. В этом вам поможет системная классификация по ТИПАМ ПРОФЕССИЙ, разработанная академиком Е.А.Климовым. Опираясь на эту таблицу, вам предлагалось выполнять задания опросника.
Опросник указал профессии, которые подходят вам, и, напротив, подсказал, какие профессии вам не подходят. Давайте обратимся к результатам диагностики. (См. презентацию.)
Сейчас, зная, к какому типу профессий вы относитесь, опираясь на таблицу, можете предположить или определить, какая профессия вам подходит?
Итак, имея обоснованное представление о мире профессий и специальностей, о факторах, которые влияют на ваш выбор профессии, правилах и способах выбора будущей профессии, вы можете попробовать составить свой ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН. (См. презентацию.)

P.S. Презентация к классному часу опубликована на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/647

Правила выбора профессии

1-а. Узнай, какие специальности и профессии нужны там, где ты проживаешь.
2-а. Хорошо подумай, какая профессия самая популярная и престижная.
3-а. Подробно изучи литературу по этой профессии, оцени возможность ее получения.
4-а. Изучив информацию о профессии, настойчиво добивайся получения этой профессии, независимо от твоих знаний и состояния здоровья.
5-а. Получи консультацию специалиста по этой профессии, посоветуйся с родителями, педагогами.
6-а. Главное в выборе профессии - овладеть ее основами. Остальное не главное.
1-б. Узнай, какие специальности и профессии нужны в северных регионах нашей страны.
2-б. Хорошо подумай, что тебя особенно привлекает.
3-б. Выбирая профессию, ты имеешь все возможности ее получения.
4-б. Изучив информацию о профессии, сравни со своими данными: знаниями и состоянием здоровья.
5-б. В советах по выбору профессии не нуждайся, выбирай сам, призывай своего друга (подругу).
6-б. Выбрав профессию, будь настойчив в стремлении овладеть ею в совершенстве.


​Татьяна ВИНОКУРОВА, учитель Киселевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида Пермского края, победитель VII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»