Конкурс и фестиваль - действенный способ пробудить творческую активность ребенка
Одна из главных целей проведения конкурсов и фестивалей - поиск одаренных, творческих, талантливых детей, для организаторов важно открыть новые имена и поддержать их творчество. На сегодняшний день в педагогике искусства и психологии существуют две крайние точки зрения:
- все дети одаренные;
- одаренные дети встречаются крайне редко.
Аргументы за и против есть у той и другой стороны. Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). Творческая деятельность, которая осуществляется по инициативе самого ребенка, постоянно совершенствуется, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. Именно эту точку зрения как педагог я разделяю, поэтому в работе с детьми особое значение для меня имеет собственная активность ребенка.
Один из самых действенных способов пробудить творческую активность - это предложить участие в творческом мероприятии: концерте или спектакле, а также в фестивале или конкурсе.

Конкурс и конкуренция. Успех как результат и успешность как процесс
В первую очередь нужно четко понимать, в чем особенности и различия конкурса и фестиваля, а также выстраивать постепенный, последовательный график участия в них. При этом нужно учитывать многие факторы: реальные способности, степень подготовленности, степень конкурентоспособности своего ученика, понимать и адекватно оценивать его шансы на успех.
Чем выше уровень конкурса или фестиваля, тем выше и уровень конкурсной конкуренции. Она достаточно жесткая, и участники должны обладать не только профессиональными навыками, но и иметь также большой опыт публичных выступлений. Примером может служить телевизионный конкурс «Щелкунчик», где уровень исполнительского мастерства высокий, критерии отбора очень строгие и призовых мест всего три в каждой номинации.
А если опыта публичных выступлений нет, то участие в состязании подобного уровня - это большой стресс. Вероятность того, что может произойти психологический срыв, велика, возможен отказ от дальнейшей творческой деятельности. Что же тогда делать? Вообще не участвовать в конкурсах и фестивалях? Мне такая позиция представляется неверной, потому что конкурсы и фестивали - это большая школа мастерства, только сжатая временными рамками 3-5 дней. И опыт показывает, что во время участия в конкурсах и фестивалях у ребенка и педагога происходит качественный профессиональный рост.
Путь конкурсанта для моих воспитанников начинается с участия в школьном конкурсе отделения театрального искусства ДШИ «Все жанры на одной сцене». Мы используем форму конкурса для проведения зачетов по сценической речи. На одной площадке встречаются учащиеся всех классов театрального отделения школы. Для них это возможность показать свои достижения, быть услышанным зрителем, а также в ситуации творческого состязания получить путевку на городские, окружные, всероссийские и международные конкурсы. Участие в нем дает возможность нашим воспитанникам оценить свои возможности, увидеть уровень других, расширить рамки своего репертуара понравившимися произведениями. И конкуренция между ребятами, конечно, есть, но она не несет в себе агрессивности.
Присутствие родителей на этих конкурсах обязательное условие, ведь их мнение и отношение к творчеству очень важно для ребенка, особенно младших классов, и то, что папа или мама нашли время прийти на выступление, поднимает значимость творческого процесса в глазах ребенка. А для меня важно обрести в лице родителей союзников, помощников и спонсоров наших будущих поездок. Именно здесь, на школьном конкурсе, родители получают возможность более объективно оценить достижения своего ребенка, понимают, какой это труд и как много нужно, чтобы достичь успеха.
Как и на больших конкурсах, у нас есть победители и проигравшие, слезы радости и огорчения детей и еще чаще их родителей. Но самое дорогое для нас в этих творческих встречах - это интересные, порой неожиданные диалоги, которые возникают между детьми, когда они делятся опытом побед и поражений друг с другом. А также между родителями, которые тоже обмениваются своим опытом преодоления сложностей участия в конкурсе, и преподавателями, которые заряжают энергией веры в то, что победа найдет каждого, нужно лишь приложить чуть больше усилий.
Следующая ступень в приобретении творческой смелости, опыта и дополнительный стимул для активной самореализации - выход на большую сцену, на большую зрительскую аудиторию, и это фестиваль.
Участие в фестивале дает возможность получить опыт творческого общения, которое возникает в пространстве праздника, ощутить радость творческого процесса, пообщаться в неформальной обстановке со своими ровесниками. Расширяется конкурсная деятельность моих учащихся и во время участия в открытых городских фестивалях, зональных конкурсах.
Вот уже два года сами проводим открытый городской фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Северный ветер», поскольку именно фестивали-конкурсы становятся сегодня наиболее популярной формой творческих встреч. Объединяя в себе задачи фестиваля и конкурса, такой творческий проект дает возможность представить детское творчество более широко, организовать мастер-классы для наших учащихся с участием профессионалов высокого уровня.
Выход на большую сцену позволяет почувствовать уверенность в своих силах, при этом требует более широких знаний, навыков, мастерства, что является дополнительным стимулом для работы над собой. И тот факт, что получить признание не только мамы и папы, а широкой общественности, одноклассников, педагогов школы, жителей города смогли исполнители от 5 до 18 лет, для нас был важным событием.
Одной из приоритетных задач этого проекта стало расширение творческого и образовательного пространства, а также популяризация и приобщение детей и юношества к культуре народов Севера.
Программа выступлений чтецов состояла из двух произведений, одно из которых посвящено литературному фольклору ханты, ненцев, селькупов и др. Работая над своими конкурсными программами, ребята больше узнавали о традициях, обрядах этих народов. Знакомство с поэзией, сказками, легендами народов Севера, как мне кажется, стало для них личностным.
Участвовать в театральных фестивалях и конкурсах у моего коллектива получается реже, чем в конкурсах чтецов, это связано с многими причинами, в том числе и техническими сложностями вывоза спектаклей. И поэтому для нас огромное счастье, что окружной фестиваль любительских театральных коллективов проходит у нас в Муравленко. Так постепенно повышается уровень нашей фестивальной и конкурсной жизни. И тот зрительский и исполнительский опыт, который они приобретают, имея возможность увидеть не только спектакли своих ровесников, взрослых коллективов, а также работы профессиональных театров, для них, на мой взгляд, очень ценен, потому что пополняет копилку творческих впечатлений. Здесь для них, как и на фестивале «Северный ветер», проходят практические мастер-классы.
Из личных наблюдений могу сказать, что на мастер-классах уровень восприимчивости к новому у детей возрастает в несколько раз. И если они попали туда не случайно, то берут материал очень быстро и с большим удовольствием.

Победа на конкурсе,
или Критерии оценки детского творчества
Победа на творческом конкурсе - это признание творческой состоятельности, она дает не только моральное удовлетворение, но и значительное материальное вознаграждение, обеспечивает продолжение творческого пути как детям, так и взрослым, которые сопровождают чудо-ребенка и являются его наставниками. Однако в погоне за победами, ставя знак равенства между успехом и успешностью, мы, взрослые, нередко стремимся достигнуть успеха любой ценой, подтвердить степень одаренности результативностью - дипломами лауреатов, желательно первой степени, а лучше, если это Гран-при. Ведь успех ребенка - это наш успех. Но успех и успешность хоть близкие понятия, но все же, на мой взгляд, не равны друг другу. И наши интересы порой идут вразрез с интересами ребенка, не важно, одарен он каким-либо талантом или нет. Если все складывается удачно, то все счастливы. А если результативности какое-то время нет, то вообще пропадает интерес к творческому проявлению себя. Возникает глубокое противоречие между «хочу», «могу» и «буду». На смену им приходят «не хочу», «не могу» и «не буду». Что делать в таком случае? Я думаю, что в таком случае нужно сделать паузу в конкурсном марафоне и подумать, ради чего мы ведем на конкурс своих воспитанников, какие условия мы создали, чтобы они хотели проявлять свою творческую одаренность публично.
Об ответственности педагогов говорит Елена Образцова: «Я уверена, что конкурсы нужны обязательно! Пусть дети смолоду закаляют характер, соревнуются друг с другом. Для того чтобы добиться успеха, характер нужен обязательно. Мы не делали предварительного отбора. Пусть все, кто хочет, приедут и покажут, что они умеют. Уровень разный, много сильных участников, но много и слабых. В этом, мне кажется, вина прежде всего педагогов. К сожалению, многое они делают непрофессионально. Они превращают конкурс для детей в конкурс для своих амбиций. Отсюда и чрезмерно завышенный репертуар. Или, например, ребенок выходит на сцену и начинает принимать какие-то вычурные позы, размахивать руками - как клоун в цирке. Всей этой «ерунде» их тоже учат педагоги. А нужно петь только голосом, без помощи кривляний, неестественных поз и лишних жестов…
Я после прослушиваний пишу каждому ребенку записочку, в которой хвалю всех, даже тех, кто выступил не совсем удачно. А вот когда собираю педагогов - а это обязательно происходит по окончании конкурса, - они у меня получают, что называется, по полной программе. Потому что многое из того, что они делают с детьми, делать ни в коем случае нельзя!»
В программе телеканала «Культура» «Контекст» Аркадий Шилкопер говорил о том, что оценивать детское творчество нужно серьезно, а не заигрывать с юным возрастом, что удивлять высокой техникой сегодня недостаточно, что интересна индивидуальность юного исполнителя, ценность его художественного осмысления материала, та история, которую он рассказывает.
Педагог несет ответственность за то, в какой форме выходит ученик на тот или иной конкурс. Ведь «рука учителя», конечно же, будет ощущаться в творчестве ученика, но его мастерство заключается в том, чтобы ее не заметили, чтобы конкурсный материал раскрывал дарование ребенка, а не амбиции взрослого.

Фестиваль как учеба, мастер-классы и обсуждения как школа педагогического мастерства
Мой первый конкурс, на который я поехала как педагог по сценической речи, был всероссийский фестиваль-конкурс художественного слова «Моя Россия». Состязание было волнительным не столько для детей, сколько для меня. Я очень переживала и изводила своих учеников бесконечными репетициями, а себя мыслями о своей некомпетентности. И когда выступление моих учеников было отмечено жюри, появилась уверенность, что как педагог я иду в правильном направлении. Я определила, над какими проблемами нужно работать и как можно работать. Но, конечно же, загордилась, ведь у меня было сразу пять дипломантов. Потом была еще одна победа на окружном фестивале «Ямальская рампа». И ко мне вместо неуверенности пришло самоуспокоение. Каково же было мое удивление, когда в Нижневартовске на окружном театральном фестивале «Театральная весна» я увидела, как работают с детскими коллективами коллеги. Тогда я поняла, что почивать на лаврах, конечно, приятно, но очень небезопасно. Надо все время быть в курсе новых достижений коллег, уметь слышать критику, уметь относиться к своим победам с долей здоровой самоиронии, все время ставить новые цели, все время освежать свои педагогические знания. Общение с коллегами и мастерами на конкурсных обсуждениях и мастер-классах дает такую возможность. Это место встречи и образовательное пространство для взрослых участников проектов, где жюри и руководители могут обсудить вопросы профессионального мастерства, дать оценку выступлениям, наметить пути развития.
На то, как организованы и в какой форме проходят обсуждения, влияют многие объективные и субъективные факторы, но польза этих встреч есть всегда. Если они проходят каждый день на протяжении всего фестивального или конкурсного времени, то обсуждается подробно практически каждая работа, и такое общение с профессионалами высокого уровня приносит педагогу гораздо больше пользы, потому что оно адресное и конкретное. Особенно важно это для тех педагогов и руководителей творческих коллективов, которые живут вдали от культурных центров, кто давно окончил вуз, кто занимается тем или иным видом творческой деятельности самостоятельно.
На окружном фестивале «Ямальская рампа», фестивале-семинаре «Пролог-Весна» обсуждения проходят ежедневно, и это диалог, в котором вместе ищут пути развития и жюри, и участники, возможность высказать свое мнение и быть услышанным имеют все взрослые - и участники, и жюри. Окружной фестиваль «Театральная весна», как я поняла из личных наблюдений, - финал целой серии театральных фестивалей Ханты-Мансийского округа, от городского до окружного. Опыт этого творческого проекта мне, как режиссеру детского театрального коллектива, был интересен тем, что одно жюри (в основном составе) работает на всех этапах отбора и имеет возможность видеть динамику роста коллектива и его руководителя от этапа к этапу. А также проходят творческие лаборатории для режиссеров округа, и диалог с мастерами перерастает в более тесное сотрудничество. Этот опыт мы использовали в организации работы нашего городского фестиваля-конкурса «Северный ветер». Оценивать конкурс и проводить мастер-класс мы приглашаем компетентное жюри, которое не меняется от конкурса к конкурсу. Такая «кураторская работа» жюри помогает проследить рост педагогов, она дает положительный образовательный эффект, который обеспечивает повышение уровня мастерства, служит залогом дальнейшей успешной, а значит, конкурентоспособной творческой деятельности наших детей.

Атмосфера конкурса и фестиваля - из чего она складывается, как влияет на успешность выступлений участников
«Время - деньги» - это не только крылатая фраза, а условие организации конкурсов и фестивалей. Это аренда помещений, аппаратуры, проживание, питание, работа жюри, призовой фонд и т. д., поэтому временные рамки всех творческих форумов всегда ограниченны. График мероприятий всегда очень напряженный: конкурсное прослушивание, мастер-классы, круглый стол, культурно-развлекательная программа и как финал - гала-концерт и награждение. Но запоминаются фестивали и конкурсы не только одержанными победами, а теми встречами, знакомствами, впечатлениями, которые мы на них получаем. И от того, какая атмосфера царит на фестивале, зависят и конкурсные результаты, и то, что вынесет в плане творческого роста каждый участник.
Конкурсное прослушивание - самая трудная, психологически затратная составляющая часть. Прослушивания проходят в максимально жестких условиях, когда ребятам приходится ждать по многу часов, прежде чем они выйдут на сцену. Увидеть и услышать своих ровесников получается не у всех, да и сил не хватает. Поэтому сложить объективную картину уровня участников имеют возможность только жюри и самые стойкие, любопытные и опытные конкурсанты.
Зачастую участники друг друга не знают. Это, на мой взгляд, негативно влияет на атмосферу всего форума, потому что превращает детей в соперников, которых не связывают дружеские отношения. Совсем другое дело, когда участники встречаются и знакомятся друг с другом до начала конкурсных прослушиваний.
Школьный конкурс в этом смысле дает первый опыт такого общения. В подготовке к нему мы используем опыт фестиваля «Маленькая сказка», где конкурсное прослушивание - это финал большого путешествия в сказку через тренинг, мастер-класс, и перед началом нашего конкурса, за неделю, проводим совместные тренинги, прослушивания, это помогает избежать психологических травм и разочарований.
Путешествуя с фондом «Роза Ветров» на фестиваль «Зимняя сказка» в Чехию, мы уже в поезде начали знакомство: заполняли карту путешественника, знакомились с другими коллективами, даже самые робкие ребята ходили по нашим вагонам, брали интервью, и приехали мы в Теплицу достаточно дружной компанией. Этот опыт знакомств, который дети получили до начала фестиваля, помог им в общении с зарубежными коллективами, и это были самые яркие впечатления первого конкурсного дня, которые не смогли испортить напряженные часы ожидания выхода на сцену.
Атмосфера фестиваля становится особо теплой, я бы сказала - семейной, когда знакомство коллективов, участников друг с другом проходит в форме интерактивной игры-представления, в которой участвуют и взрослые, и дети, так, как это делают организаторы фестиваля «Пролог-Весна». В такой атмосфере выход на сцену - это не стресс, а радость, встреча желанная и долгожданная.

Путешествия как способ знакомства с миром, образовательное открытие
Ради участия в выездных фестивалях и конкурсах учащиеся моего класса готовы приходить на репетиции и в мороз, и в каникулы, и в  выходные дни. Они ждут этих поездок, этих путешествий. Им нравится новая обстановка, новые впечатления, и, хотя на международных фестивалях мастер-классов мало, иногда и вовсе нет, польза от таких поездок, на мой взгляд, не меньше. Потому что, отправляясь в путешествия по России или Европе, мы выбираем проекты, где предлагается интересная экскурсионная программа, а если ее нет, мы ее придумываем сами.
В Кирове было знакомство с жизнью выдающихся писателей, посещение музея А.Грина, в Екатеринбурге - знакомство с различными театрами: оперным театром, театром кукол, Театром юного зрителя, в Москве - посещение музея МХАТ. Готовясь к участию в фестивале «Пролог-Весна», вместе вслух читали рассказы А.Гиваргизова.
Готовясь к поездке на фестиваль «Зимняя сказка», мы выполняли домашнее задание, предложенное нашим гидам фондом «Роза Ветров», - отвечали на вопросы, касающиеся истории Чехии, ее традиций, ее выдающихся людей. На протяжении всей поездки заполняли дневник путешественника. Посещали музеи, гуляли по улицам Теплицы, Праги, Вены, Дрездена, Берлина. Я счастлива, что мы имели возможность увидеть шедевры мировой живописи в Дрезденской картинной галерее, Венском музее изобразительного искусства. Хотя надо честно признать, что воспринять такое количество художественной информации было очень трудно.
Путешествие в Финляндию было путешествием в мир финской сказки, особой культуры, знакомством с архитектурой и культурой, традициями, кухней. И я надеюсь, что эти поездки и впечатления от них расширили представления моих учеников о мире.
Взрослые и дети в едином творческом пространстве
Различные формы сотворчества детей и взрослых на фестивалях придуманы не сегодня. Если вспомнить Дионисийские игры, то после состязания хоров мальчиков в них вступали мужские хоры, и это был способ активного приобщения к культуре, введение в искусство, передача знаний и умений. Эта традиция продолжает существовать и сегодня. Примером такой творческой преемственности поколений можно назвать всероссийский конкурс художественного слова «Моя Россия» в Кирове, где в состязаниях сначала принимают участие в номинации «Детство» самые маленькие участники, 7-8 лет, а затем в номинации «Мудрость» самые взрослые и опытные. В международном проекте «Урал собирает друзей» есть номинации «Учитель и ученик», «Профессионал», что тоже, на мой взгляд, является активной формой сотворчества. Ведь выступать на одной конкурсной площадке вместе со своими учениками - большая ответственность, и немногие на это решаются. Мой опыт такого участия был успешен, и это принесло в наше общение с детьми много плюсов.
А вот форма лаборатории или мастерской на фестивалях возникает не так часто, как хотелось бы. Я не раз слышала о создании такого единого творческого, экспериментального пространства взрослых и детей, пространства лаборатории в рамках детского театрального фестиваля «Театральные ладушки» в Глазове. Слышала о подобном опыте на Всероссийском фестивале спектаклей для детей «Вперед за Синей птицей!» в Губахе, но лично принять участие в такой форме сотворчества взрослых и детей мне и моим ребятам посчастливилось весной этого года на фестивале-семинаре «Пролог-Весна» в Москве. Наш опыт участия показал, что учиться друг у друга понимать, рассуждать, творить  не такое простое дело, но когда это получается, мои дети открываются по-новому. Понравилась практическая работа в лаборатории и чуть меньше - аналитическая работа в обсуждениях, потому что умения беседовать об искусстве у них пока немного. Работа детской редакции фестиваля, почты фестиваля вызвала живой интерес. Я видела, как им важно знать, что думают ровесники по поводу их работы, что напишут в почту, напишут ли лично каждому. Из этих наблюдений я сделала следующий вывод: если у меня как у педагога будет выбор, на какой фестиваль или конкурс повезти своих детей, то это будут проекты с программой мастерских и лабораторий.

Вывод
Участие в конкурсах - важная составляющая творческой жизни ребенка, в нем заложены огромные образовательные возможности, главное - правильно ими воспользоваться. Потому что каждому, а тем более ребенку, важно знать, что его творчество востребовано и оценено по достоинству. Ему важен успех, и от нас, взрослых, зависит, будет ли эта конкурсная и фестивальная жизнь интересной, полезной и ведущей к успеху.
Выбор конкурса, выбор программы, организация и содержание подготовки к конкурсу - это ежедневная, сложная и не всегда победная работа преподавателя. Главное, не опускать рук и не терять веры в свое преподавательское предназначение, а быть проводником в мир искусства для своих учеников. От нас с вами зависит, что собой будут представлять конкурсы и фестивали сегодня - образовательное пространство и территорию творческого роста или выставку достижений и амбиций. В одном я убеждена точно - запоминаются фестивали и конкурсы не столько победами, сколько впечатлениями, которые после них остаются. Теми открытиями, которые там произошли. Теми встречами, которые там состоялись, контактами, которые завязались. Когда ты осознаешь себя как часть творческого сообщества, ты чувствуешь свою включенность в большой созидательный процесс духовной, культурной жизни. Дать детям лично осознать ценность своей творческой деятельности в среде ровесников и взрослых, как в притче Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», обрести свою «белую стаю» единомышленников, чтобы учиться жизни и искусству полета, - это, наверное, и есть сверхзадача всех конкурсов, фестивалей.

​Наталья ПЕТРОВА, преподаватель отделения театрального искусства Детской школы искусств города Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ