В любой культуре всегда существовало нравственное воспитание. Его основу при этом составляли традиции, религиозные заповеди, светская мораль.
Понятие «нравственность» является сложным, потому что чаще всего воспринимается субъективно и относительно. Если его понимать как внутреннюю установку человека, то с чьих позиций определяется, хороша эта норма или плоха? Каким должно быть поведение человека, чтобы оно считалось нравственным?
Нравственные категории помогают раскрыть понятие нравственности. Еще в детстве нас учили понимать, что добро - это хорошо, а зло - плохо. Нравственные категории, к которым применима оценка «хорошо», становятся ценностями. Существующие базовые ценности являются даром духовной деятельности всего человечества для последующей его жизни. Они открыты «усилиями человечества в многовековой его истории» и «обусловливают существование человечества на земле, гарантируют продолжение и развитие общественной жизни». [1, с. 141]. Человек и ценностное к нему отношение, проявляемое в безусловном уважении. Жизнь как дарованный способ существования человека на земле и благоговение как проявление отношения к ней. Ценность - это то, что значимо для человеческой жизни на земле.
 Сегодня происходит осмысление традиционных ценностей в новых условиях, порой бесчеловечных и варварских. Но базовые ценности вечны и не меняют свои места. Человек сам отвергает их во имя корысти и сиюминутных интересов.
Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Основной целью воспитания человека может быть только сам человек, так как все остальное в этом мире (и государство, и народ, и человечество) существует только для человека» [2, с. 261]. В системе современного образования категория «человек» является ключевой: «она указывает на цель, она определяет средство воспитания, она есть результат и главный критерий оценки воспитания» [1, с. 141]. Быть человеком, признавать ценность человека как личности, понимая и уважая его, - таковы идеи гуманистической школы. Воспитывать учеников - значит вводить их в мир ценностей, оснащая привычными социальными нормами, научив делать свободный осознанный выбор в жизненных ситуациях. Рассматривая цель воспитания как идеальное представление о результате воспитательного процесса в сознании отдельного педагога, можно говорить о его эталонном внутреннем видении. Качество такого эталонного желаемого представления определяется уровнем культуры педагога. К сожалению, учитывая духовную разруху общества, падение культуры, можно говорить «о низком уровне эталона воспитательного результата и далеко не прекрасном образе человека как цели воспитания в сознании многих педагогов и в общественно разрушенном - тоже» [1, с. 39].
Содержание воспитательного процесса составляют ценностные отношения, представляемые в богатом культурном наследии. Открывая для школьника мир ценностей, педагог одновременно учит умениям их выстраивать: видеть, слышать, говорить, думать. Важно наполнить деятельность ребенка проживаемым ценностным отношением. Для этого нужно стремление за конкретным предметом видеть ценность человека, жизни, общества, природы, красоты. Помня о целостности мира, педагог открывает для себя широкие возможности проведения с детьми глубинных размышлений на основании самых простых и обычных предметов, событий, явлений. На уроках и классных часах анализируются события с точки зрения нарушенных ценностных отношений. Обсуждения, дискуссии - это те необходимые формы занятий, при проведении которых, безусловно, уважаемо мнение всех и каждого. Основополагающим в развитии нравственного отношения является эмоциональный элемент. Сопереживание, сочувствие определяют меру сопричастности к происходящему. Для ученика важно личностное отношение педагога к конкретной ситуации, происходящим событиям и явлениям в целом. Поэтому совместное восприятие этического объекта и проживание отношения к нему является очень ценным. Возбуждая активность формирующейся личности, вовлекая ее в продуктивные виды деятельности, мы способствуем ее саморазвитию, самовоспитанию и самосовершенствованию. Известно, что личностные свойства и качества каждого человека формируются в процессе жизнедеятельности. Без собственной деятельности, активности, воли, самоанализа своего поведения ученик не может приобрести личностный опыт. Нельзя воспитать без его желания и активного участия в процессе воспитания.
 Выдающийся педагог-гуманист В.А.Сухомлинский говорил, что только «воспитание, побуждающее к самовоспитанию», и есть «настоящее воспитание» [2, с. 244]. Важно стимулировать поиски и раздумья ребят в ответах на важнейшие нравственные вопросы: «Какой я есть?», «Каким я должен стать?», «Как построить свою жизнь?». Когда ученик видит творение своих рук как результат своего труда, находит новые смыслы в своей деятельности, ощущает поддержку, это побуждает его к самовоспитанию. Он непременно найдет в себе силы для преодоления трудностей не только в учебе, но и «в борьбе за самого себя, за свою нравственную красоту и совершенство» [1, с. 162].
Учитель призван стать той силой, которая способна побудить школьника взглянуть на самого себя, а затем и управлять самим собой. С этого и начинается настоящее воспитание.

​Галина ЗОТОВА, социальный педагог МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского»