Сейчас мы очень много трезвоним о различного рода экспериментальной деятельности. То ЕГЭ, то ГИА в форме ЕГЭ, то вводим новые ФГОС, выдавая их за научные открытия, а это давным-давно уже пройдено, то школа полного дня... И многое другое, что по намерению вроде бы полезно, а на самом деле нередко оборачивается во вред. Макаренко же проводил уникальный социально-педагогический эксперимент, который давал исключительно полезный результат. Из беспризорников, правонарушителей и мелких преступников он творил хороших людей, способных в будущем на самостоятельную жизнь. Свое жизненное кредо он выразил в словах: «Я хочу быть счастливым человеком, но самый верный путь, если я так буду поступать, чтобы все остальные были счастливы. Тогда я буду счастлив». Как же нам сегодня необходимо это высокое макаренковское нравственное начало! Сегодня мы испытываем дефицит доброты, сочувствия, сострадания, когда агрессивный индивидуализм с ухмылкой повторяет: мало, чтобы мне было хорошо, надо, чтобы другому было плохо.
Макаренко впервые научно разработал и подтвердил своим практическим делом методику воспитания в детском коллективе. Я в своей работе всегда шел по макаренковскому пути формирования коллектива. Став директором школы в августе 1980 года, я занялся делом всей моей жизни: мою родную школу объединить в одну дружную семью. Во главу всей работы мы поставили трудовое воспитание и профессиональную подготовку на основе деятельности ученической производственной бригады. Конечно, на первых порах нас поддержал коллектив колхозников - родителей наших учеников, выделив в бессрочное и безвозмездное пользование поле в 26 га. Помогли старенькой техникой и напутственными словами: «Вы теперь сами хозяева. Дерзайте!» И мы дерзали! Теперь нашей производственной бригаде, где трудятся одинаково и взрослые, и дети, более 55 лет. Бригада работает на полном хозрасчете. Уже по несколько раз сменили технику и инвентарь на свои средства. Школьники и взрослые члены трудового объединения получают зарплату. Кроме того, на общем собрании, подобно тому как делали коммунары Макаренко, мы составляем бюджет бригады и рачительно его расходуем. Дети не только приобретают профессию механизатора, повара, швеи, водителя, но и учатся быть хозяевами, настоящими, хорошими селянами.
Макаренко был убежден в том, что посильная трудовая нагрузка  есть единственная форма радостного детства. За свою педагогическую жизнь я в этом убеждался не раз. У нас в школе нет освобожденных от труда детей. Важно, чтобы он действительно был посильный, а его результаты радовали  ребенка. Как бывают счастливы дети, когда мы отмечаем победителей в сборе желудей, семян каштана для посадки их по губернаторской программе «Белгородчина - зеленая столица»! Это делают у нас малыши начальных классов вместе с родителями и классными руководителями. У школьников среднего звена и старшеклассников свое поле деятельности. Сотни выпускников нашей школы, получив первоначальные навыки труда и дипломы профессиональной подготовки, стали хорошими механизаторами, водителями, поварами и просто замечательными хозяевами. Как же актуально сегодня его утверждение: «И если мы счастливы в нашей трудовой заботе, в наших трудовых победах, в нашем росте и преодолениях, то какое мы имеем право выделять для детей противоположные принципы счастья: безделье, потребление, беззаботность?»! Словно сегодня сказано.  И как точно!
Наркомания, проституция, алкоголизм, воровство, неуважение к старшему поколению, отчуждение от родных и близких, преступность среди подростков - вот с чем мы пришли к XXI веку. А все от того, что после уроков, а нередко и на них царит противоположный принцип счастья: безделье, потребленчество, инфантилизм нередко до самых седин. Как же нам недостает сегодня Макаренко!

​Василий ПОДЕРЯГИН, народный учитель СССР, директор Шелаевской школы, Белгородская область