Я сам порой становлюсь историком, в январе - к годовщине снятия блокады 27 января и освобождения Гатчины 26 января - провожу уроки (или классные часы) о блокаде, о значении трехлетнего сражения за Ленинград для хода войны и ее исхода... Спрашиваю старшеклассников, кого из полководцев Великой Отечественной войны они знают. Называют сразу Жукова, а потом тишина... Рассказываю им о необычной судьбе Леонида Александровича Говорова, начинавшего воинскую службу в армии Колчака, к началу войны ставшего начальником Высшей артиллерийской академии РККА. До 1943 года он был единственным беспартийным генералом в Красной армии. Убежден, если бы кто-то и где-то проводил некое ранжирование, то командующий Ленинградским фронтом Л.А.Говоров был бы назван артиллеристом номер один Второй мировой войны. Разрушений и жертв от артобстрелов было бы в Ленинграде неизмеримо больше, если бы не блестяще организованная Говоровым контрбатарейная борьба... И представляете, этого имени никто из ребят не слышал. Никто не рассказывал им (и нигде об этом не пишут), что именно под Ленинградом впервые в ходе Второй мировой войны фашистские войска были остановлены и дальше не пошли. Может быть, об этом не говорят, чтобы не умалить значение декабрьской битвы под Москвой, где врага впервые отбросили на 100-150 километров. Но ведь если бы не было никакого сопротивления под Ленинградом, немцы вошли бы в город...
Не знают... Кричать на всех углах о необходимости воспитывать патриотизм - и выделять нищенское количество часов на изучение истории Отечества, и в частности Великой Отечественной войны, - это отнюдь не диалектическое, а идиотическое противоречие.

​Михаил КИСЛОВ, учитель гатчинского лицея №3, Ленинградская область