- Лариса Ефремовна, какие возможности открывает перед вашей гимназией то, что она является пилотной площадкой Института регионального развития образования по введению федерального государственного стандарта?
- Одна из основных возможностей - собственное развитие. Мы уже провели четыре областных семинара для различных категорий слушателей. Ведь учителя сами с удовольствием учатся. В связи с введением ФГОС начальная школа в гимназии была серьезно модернизирована. Сегодня у нас не найдется кабинета без современной техники. Участники последнего семинара в своих впечатлениях о гимназии говорили буквально следующее: «Как в сказке побывали».
- Если обратиться к старшей школе, то гимназия известна своими индивидуальными образовательными траекториями. Что заставило не ограничиваться обычными профильными классами?
- Когда в 2004 году изменился учебный план старшей школы и появились профильные направления, у нас тоже возникли математический, естественно-научный и универсальный классы. Но уже на следующий год мы решили строить профили по-другому. Необходимость задействовать более индивидуальный подход нам помогли осознать наши выпускники. В конце учебы мы обычно проводим анкетирование и спрашиваем, что бы хотелось изменить в школе. Среди прочего прозвучало пожелание не ограничиваться двумя-тремя профильными классами, так как интересы ребят гораздо шире.
Сегодня в гимназии 29 образовательных траекторий в 10-х и 11-х классах. При этом русский язык ведется на профильном уровне абсолютно для всех учащихся. Набор остальных предметов, которые выбирают дети сверх базовой программы, может быть самым разнообразным. Например, математика, химия и иностранный язык. Разве можно ребенка, сделавшего такой выбор, автоматически зачислить в математический либо в гуманитарный класс?
- Что дает ученикам такой, еще более индивидуальный подход к образованию?
- Во-первых, усиленную подготовку по предметам, которые затем понадобятся при поступлении в вуз. Во-вторых, помощь в определении будущего жизненного пути, направления профессиональной реализации. Ученик может попробовать себя в качестве гуманитария, биолога, физика и т. д. Понять, к каким из выбранных дисциплин у него меньше лежит душа, к каким - больше, и вовремя переориентироваться. В нынешнем году, например, 4 человека поменяли выбранные предметы. Конечно, такая система непроста, но дети адаптируются быстро. Одного месяца им хватает на то, чтобы не путаться, на какой предмет нужно идти на занятия по базовому уровню, на какой - по профильному.
Если же смотреть вперед, то в идеале мне видится столько индивидуальных траекторий, сколько индивидуальностей: у каждого ребенка должен быть свой путь, в этом и заключается высший пилотаж образования. Пока же мы вынуждены собирать ребят в группы не менее 15 человек во имя экономической целесообразности.
- Что ж, вопросы экономики действительно  не обойти...
- Вообще наша школа очень экономичная. Во-первых, потому что большая: стабильно набираем более тысячи учеников. В начальные классы записываются сначала те, кто идет по микрорайону, из остальных желающих создается очередь, сейчас - в электронной форме. Но дело не только и не столько в величине учебного заведения, а в умении рационально распределять средства. Этому, я считаю, нас во многом научили родители.
Уже несколько лет у нас действует некоммерческое партнерство «Союз содействия гимназии №116». Это организация со своим уставом, финансово-хозяйственным планом. Благодаря тому что родители реально смотрят на потребности учебного заведения, сознательно относятся к тому, куда они вкладывают деньги, на что они тратятся, наше здание в хорошем состоянии.
- Мы с вами говорим о самоуправлении родителей, а какую роль в школьной жизни играет ученическое самоуправление?
- Оно играет большую роль не только в школьной, но и в будущей жизни ребят. В последнюю пятницу марта, перед весенними каникулами, у нас традиционно проводится день самоуправления, когда школой полностью руководят дети. Учителя не вмешиваются в процесс, лишь наблюдают и обеспечивают безопасность (например, на уроках химии, физкультуры). Выбираются директор из старшеклассников, преподаватели по разным предметам, ответственные за культурный досуг. По окончании дня самоуправления старшеклассники собираются на педсовет, на котором высказывают свои замечания, наблюдения, пожелания в присутствии администрации. Также ребята пишут небольшое эссе, где анализируют свой опыт управления.
- Что на сегодняшний день является главной заботой директора гимназии №116?
- Задач много, и они меняются постоянно. Есть задачи локальные, такие как, например, создание электронного документооборота, свободного доступа в Интернет из любого класса, а не только класса информатики, введение, наконец, электронного дневника. Есть глобальные, такие как переход на автономию. Привожу документы в полное соответствие с нормативами и т. д.
- Многие руководители все еще с осторожностью относятся к переходу на автономную систему хозяйствования, да и родители опасаются увеличения числа платных услуг...
- Автономия состоит не в том, чтобы взять с родителей лишние деньги, а в том, чтобы грамотно, с пользой тратить средства, имеющиеся у учебного заведения. Этому мы и будем учиться. Надеюсь, автономия даст нашей гимназии больше возможностей, например, приобрести именно то, что нужно, направить средства на создание более качественных условий учебы и пр.
- Лариса Ефремовна, есть ли у вас своя директорская заповедь?
- Когда я училась в первом классе, поняла, что у меня есть цель - стать педагогом. И я ее осуществила. Затем я поставила себе цель быть хорошим учителем. Надеюсь, и здесь мне удалось многое. Теперь моя цель - быть хорошим управленцем. Для выполнения этой задачи очень важно организовать и себя, и людей вокруг, принять компромиссное решение или твердо стоять на своем в зависимости от ситуации, необходимо уметь говорить со всеми. Не зря говорят: «Искусство жить на 90% состоит из умения найти общий язык с теми людьми, которые говорят на другом языке», и я с этим полностью согласна.

Екатеринбург

Почему бывшие заключенные работают учителями?

Не так давно услышала сразу два признания от бывших школьных директоров (один много лет работал в сельской школе, а второй - в школе-интернате для детей-сирот) в том, что оба брали на работу бывших заключенных, отсидевших положенное за свои преступления. Нет, конечно, не по десять человек трудоустраивали, а всего по одному, но и этого хватило, чтобы потом раскаяться, особенно директору интерната.
Обсудите эту тему на сайте «УГ»!