До того как прийти в школу, Вишневский, по его собственному признанию, попробовал профессию водителя троллейбуса, долгое время был частным предпринимателем.  Но в знаменитый лицей №49 в Калининграде его привел отнюдь не случай. Причин столь кардинальных перемен в судьбе  две. Первая - Александр с детства интересовался историей. Вторым стимулом стал пример наставника. Борис Иосифович Бейненсон  - человек, который сделал 49-й лицей известным не только на всю Калининградскую область, но и на всю страну. Бейненсон - основатель театральных классов в лицее и  уже 25 лет  руководитель театральной студии «СТОП» в городском Дворце творчества детей и молодежи, в которой в подростковом возрасте занимался Александр Вишневский. 90 процентов этих ребят поступают в Москве в театральные вузы. Многие становятся профессиональными актерами. Александр Вишневский актером не стал. У него  своя роль. И можно утверждать, в жизни его учеников одна из главных!  

К доске выходит королева Франции
Обойтись  без этого вопроса не могу,  лучше уж задать его в самом начале, чтобы потом не отвлекаться на материальное. Начинающий учитель в школе получает немного. После заработка частного предпринимателя  не испугала ли первая учительская зарплата? «Не скрою, раньше у меня было другое финансовое положение, - отвечает Александр Вишневский. - Но я прекрасно себе представлял, что теряю и что приобретаю». «Если не секрет, есть сейчас дополнительные источники дохода?» - «Нет! У меня и для основной-то работы не хватает времени! Я ведь в двух учебных заведениях работаю! Учителем истории в лицее №49 и во Дворце творчества при театральной студии «Стоп» - помощником своего бывшего наставника Бориса Иосифовича Бейненсона».
А ведь перемена состояла не только в разнице зарплат, конечно. Хочется узнать: что почувствовал 39-летний начинающий педагог, придя в школу? Какие встретились трудности, какие открытия состоялись? «Трудности? - задумывается Александр Валерьевич. - Я сразу почувствовал, что мне крайне сложно ставить оценки! Нужно оценить цифрой результат, который показывают мои ученики. А ведь это настолько для каждого из них индивидуально, что воплотить это в какие-то конкретные цифры для меня до сих пор трудно. А открытия? Я был удивлен тем, насколько современные дети отличаются от нас, взрослых, своей коммуникабельностью,  открытостью во многих вещах, динамичностью. Этому мы можем у них поучиться!»
Свою работу в лицее и в театральной студии Вишневский отделить друг от друга не может. Они друг друга дополняют, считает он. Александр Валерьевич ведет в лицее историю в профильных театральных классах. И в этих, и в других, обычных, классах он довольно часто на уроках использует театрализацию. Для будущих служителей Мельпомены, понятно, лишняя тренировка не помешает, а зачем обычным школярам умение воплотить сценический образ? Ответ Вишневского поражает настолько, что его можно цитировать в сборнике мудрых педагогических изречений или хотя бы посоветовать всем учителям вдуматься в него обязательно: «Я считаю, что история - это такая наука, в которой некоторые вещи нужно просто пережить, иначе их не поймешь. А театр - это всегда переживание!»
На уроках у Александра Валерьевича девочки из старших классов, например,  примеряют роли дочерей великого киевского князя Ярослава Мудрого, которые стали королевами Франции, Венгрии и Норвегии. Какой между ними мог бы состояться разговор (его в реальной истории не было), если бы они встретились, будучи европейскими королевами? Чтобы составить соответствующие диалоги, старшеклассницы должны отлично представлять эпоху, в которой жили эти персонажи... А вот еще недавний пример - на уроках в 10-м классе ученики Вишневского говорили о «Слове о полку Игореве». Педагог разделил ребят на группы и предложил написать... сценарий фильма по этому произведению. «Получились разные работы и очень интересные, - говорит  Александр Вишневский. - Дети, несомненно, лучше запоминают материал, пропущенный через сердце».

Два мастера - два предмета  
В разговоре с Александром Вишневским у меня возникает следующая мысль. Прием театрализации сам по себе не нов в современной педагогической методике. Но чаще всего, пожалуй, он применяется на уроках литературы. А на занятиях историей, да еще так, чтобы это вошло в постоянную практику... «Я согласен, на уроках истории такой прием нечасто встречается, - соглашается Александр Валерьевич. - Но с литературой у истории, кстати, есть немало точек пересечения... И мы в своем лицее их используем!»
Оказалось, Александр Вишневский вместе с преподавателем русского языка и литературы Диной Якшиной уже несколько лет реализуют в лицее необычный проект. Его суть  в создании блока метапредметных уроков истории и литературы.  Дина Васильевна, к слову, тоже победитель конкурса «Учитель года» в Калининградской области, только 2002 года. Представляете, какую бесценную методику смог выработать такой тандем признанных мастеров?!
Литература и история освещают одни и те же эпохи жизни человечества, периоды существования отдельных государств, трактуют поступки выдающихся личностей. В систему уроков Вишневского - Якшиной входят, например, уже упомянутые уроки по «Слову о полку Игореве», занятия по эпохе Смутного времени и произведению Пушкина «Борис Годунов». Есть уроки по Отечественной войне 1812 года и русским произведениям литературы ХIХ  века; по  произведениям ХХ века, которые затрагивают эпоху сталинских репрессий. Разработан урок по песням Высоцкого, который связан с темой послевоенного поколения.
«Расскажу, например, как родилась идея уроков по эпохе Наполеоновских войн и произведениям русской литературы ХIХ века, - говорит Александр Вишневский. - Мы с Диной Васильевной обнаружили, что образ Наполеона проходит красной нитью через очень многие произведения русской классической литературы. Это не только Лев Толстой, это тот же Достоевский с «Преступлением и наказанием», многие произведения Пушкина, Лермонтова, других авторов... Сами уроки литературы и истории ведутся у нас отдельно. Но их объединяет общая тема. Причем мы не ставим себе целью разобрать конкретные литературные произведения или связанную с ними эпоху. Наша задача - научить детей работать с информацией, полученной из разных источников, как исторических, так и литературных, выделять в ней главное, отсекать лишнее, усваивать ее и применять. Таким образом, мы вырабатываем общие методы, которые нужны ученикам при изучении обоих наших предметов.  Для темы «Наполеон как историческая личность и художественный образ» мы с коллегой берем три-четыре урока. То есть практически половину дня ученики занимаются только этим вопросом! Перед тем как рассмотреть литературные произведения, посвященные  Наполеону, ребята изучают эпоху. И мы вместе пытаемся выяснить, чем отличался реальный Наполеон от того художественного образа, который был создан. Пытаемся выяснить, откуда вообще возник миф о Наполеоне и почему был востребован. Обнаруживаем вместе с учениками, что Наполеон сам в какой-то степени этот миф создавал и поддерживал, что людям нужно было некое воплощение героизма. На уроках по Смутному времени и «Борису Годунову» мы рассматриваем такое явление, как самозванство. Приходим к выводу о том, что Смутное время - это фактически эпоха самозванцев, и все его участники, начиная с того же Бориса Годунова и заканчивая Лжедмитрием, - это люди, которые сами себя возвели на пьедестал. В любой теме, таким образом, есть нравственная составляющая, которая актуальна и для современного общества...»

Не путайте форму с содержанием
Много вопросов хочется еще задать Александру Валерьевичу. Например, как он относится к ЕГЭ и хорошо ли, на его взгляд, составлены задания ЕГЭ по истории. Я, откровенно говоря, интересуюсь этим почти у всех учителей года. Нужно использовать шанс получить конструктивный совет от признанных мастеров! Вишневский при ответе корректен,  мне кажется, он вообще не способен о ком-то или о чем-то сказать нечто откровенно плохое, деликатность - одна из его основных черт. И снова слышу от него выражение, которому впору стать афоризмом: «ЕГЭ - это форма проверки знаний, не более того. Но сами знания, на мой взгляд, важнее, чем форма их проверки». Идею частично устной формы итогового экзамена по гуманитарным предметам Вишневский мягко отвергает: «Не знаю, будет ли это достаточно объективно, чтобы  оценить знания выпускника? Я бы предложил в качестве дополнения к ЕГЭ по истории такую форму, как создание проекта. У меня ученики среднего звена очень много занимаются проектной деятельностью. А на ЕГЭ она могла бы дать человеку какие-то дополнительные баллы или возможность еще с одной стороны его оценить. Иногда задания ЕГЭ составлены некорректно. Например, ученику предлагается выбрать между двумя точками зрения. Дети спрашивают у меня: «А если мы согласны с обоими мнениями или, наоборот, с обоими не согласны,  как мы можем выбрать? ЕГЭ пока не очень объективен».
И из этого ответа понятно - Вишневскому, как и в начале его педагогической карьеры, трудно ставить отметки. Знания важнее, чем их оценка,  он абсолютно прав.         
Калининградская область - самая западная в России, один из краев - границ нашей огромной страны. Тем не менее, потратив на долгий путь время, именно туда после завершения Всероссийского конкурса «Учитель года-2012» отправились абсолютный победитель конкурса учитель МХК, искусства и литературы Александр Демахин из Подмосковья и лауреат конкурса математик Вадим Соломин из Санкт-Петербурга. Приехали в гости к Александру Вишневскому и дали мастер-классы для калининградских коллег. Сам Вишневский тоже недавно выбирался в Москву - там он получает дополнительное образование в Университете культуры и искусства. Вторая цель его визита в столицу - посещение спектакля  «Ромео и Джульетта» в  «Сатириконе». Пригласили бывшие ученики: молодые актеры Илья Денискин и Никита Смольянинов играют в театре Ромео и Меркуцио. Работая с ребятами в театральной студии, он привлекает на помощь историю,  необходимо, чтобы они понимали, в какой эпохе жил тот или иной персонаж, иначе хорошо не сыграть. Так театр, литература и история переплелись в его жизни и творческом мастерстве неразделимо. «А по-другому я преподавать историю не умею!» - говорит Александр Вишневский.

Между тем

112 выпускников калининградской студии «СТОП» («Студия Творческих Опытов») отучились или продолжают учебу в театральных вузах. Из них 54 работают в театрах всей страны и снимаются в кино. Это звезды телесериалов Татьяна и Ольга Арнтгольц, Артем Ткаченко (сыграл более чем в 30 кинолентах, последняя работа  в фильме режиссера Филиппа Янковского «Меченосец»), Игорь Гудеев (актер театра «Сатирикон»), Наталья Мотева (актриса Московского ТЮЗа, последняя работа  в фильме Алексея Германа «Трудно быть Богом»), Юрий Катаев (лауреат премии «Золотая маска» за лучшую мужскую роль), Татьяна Паршина (лауреат премии «Золотая маска» за лучшую женскую роль). В театральном сезоне 2012-2013 годов  студия «СТОП» готовит две постановки - «Ромео и Джульетта» и «А зори здесь тихие». Исполнители - актеры студии, они же ученики театрального класса лицея №49.

Калининградская область