Там что больше нравится: круг или квадрат? Бытует мнение, что круг оптимистичнее: по такой траектории можно двигаться плавно и спокойно, не встречая на пути острых углов-препятствий. А если этот круг - круг знаний?! Какая замечательная картина: плавное и спокойное постижение мира, без необходимости преодолевать ненужные препятствия!
Античный человек знал настоящую ценность того, что называется гармонией, в том числе и гармонией узнавания и осмысления нового. И именно он придумал энциклопедию (в переводе др.-греч. - «обучение в полном круге», или «по всему кругу знаний»). Правда, в наше время античный «полный круг» выглядит не так уж и полно: содержание его в древности и в Средние века составляли так называемые семь свободных искусств (artes liberales), то есть грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Прочие знания считались практическими сведениями и в область высокой науки не входили. Но замечательна сама идея о том, что как-то можно измерить тот обязательный объем-круг знаний, который позволяет молодому человеку считаться готовым к жизни в обществе.
Идея энциклопедии нам близка еще и потому, что в Класс-Центре тоже сложился свой «полный круг»: три школы (общеобразовательная, музыкальная и драматическая), образующие единое пространство для узнавания, постижения и взросления маленьких и больших людей. Так тут и родилась авторская технология и программа «Энциклопедия» как попытка нахождения «общего языка» для трех школ, для разных областей знаний, для всех предметов и выстраивания той образовательной траектории, по которой двигаться будет интересно и легко, потому что не будет ненужных препятствий, как желание помочь маленькому человеку взрослеть правильно, получая по-настоящему важное и нужное для будущей жизни знание, знание о ней самой в самом широком смысле слова. Не случайно энциклопедические знания сейчас так и понимают, как широкие знания.
Главными целями программы «Энциклопедия» стали:
    развитие умения учащихся приобщать общечеловеческий опыт к личному, то есть переводить на язык собственных мыслей и эмоций непохожие формы и явления жизни;
    воспитание потребности школьников в образовании и самообразовании, то есть умения развивать и увеличивать уже имеющийся опыт, применять в новых сферах жизни имеющиеся знания и умения;
    формирование представления учеников о культуре как о целом, то есть о взаимосвязи и взаимовлиянии повседневной, деловой, общественной, государственной, духовной и эстетической сфер жизни.
В поисках «общего языка», в осуществлении профессионального договора между педагогами всех трех школ сложилась система понятий, которые были выработаны как ключевые по отношению к содержанию образования для учеников 5-9-х классов. Идея пространственно-временного упорядочивания (ритм) в 5-м классе сменяется в шестом идеей диалога (понятие упорядочивания углубляется: оказывается, для того чтобы его достичь, необходимы разговор и договор, разговор и договор позволяют определить общую систему координат, для которой неизбежны отчасти неравномерность и даже асимметрия). В 7-м классе предметы пронизывает идея иерархии (идея диалога трансформируется: появляется тема неравенства). После того как определены пространственно-временные, коммуникативные и организационные ориентиры, в 8-м и 9-м классах происходит уточнение границы между единым и разным во всех предметных полях знаний: в 8-м классе в центре идея элемента, части, частности (в гуманитарных предметах - субъекта, личности, человеческого достоинства), а в 9-м классе в продолжение логики 8-го - идея системы, целого, включающего в себя часть, элементы.
На своих уроках каждый учитель в контексте работы по освоению предметного знания организует работу по постижению смысла ключевого понятия. Чтобы выяснить, насколько эффективно и качественно это происходит, в каждой четверти проводится срезовая работа в жанре эссе, в которой в форме свободного размышления-рассуждения ученики высказываются на тему, так или иначе связанную с ключевым понятием. Тема всегда презентуется перед учениками в ходе урока-консультации, которую проводит учитель, к предмету которого тема имеет непосредственное прямое отношение, но его задача представить учащимся тему как повод порассуждать о разных явлениях, событиях, фактах, закономерностях, неожиданных сходствах, обнаруженных в ходе размышлений. Например, в 6-м классе ключевое понятие года - диалог. Темой первого эссе становится «Культура тела». Урок-консультацию проводит учитель биологии, который представляет учащимся тему как повод для размышлений об исторически разных представлениях о красоте человеческого тела, о гигиене, о здоровье и о тех знаках (одежда, косметика), с помощью которых человек на уровне скрытого диалога (без слов) рассказывает о себе как о личности окружающим. Для учителя важно с помощью примеров из разных областей интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни человека задать общий вектор для размышлений ученика.
В результате рождаются такие мысли:
Алина Шубская, 6-й «А» класс: «Культура» первоначально - обработка, уход за землей. В более широком понимании «культура» - это уход, улучшение, облагораживание тела и души. (...) Из-за отсутствия культуры тела человек бывает скован, застенчив, жмется к стенке. Происходит это потому, что он не умеет управлять своим телом, оно не подчиняется ему. Тогда стоит создать рукотворную красоту, которая состоит из труда и упорства. Режим питания, специальные упражнения помогут отшлифовать фигуру. (...) Но главное не переусердствовать: не превратиться в дистрофика!»
Арсений Шапиро, 6-й «А» класс: «Греки восхищались красотой, но не всегда следили за собой. Все греческие философы не обращали внимания на внешний вид. Диоген жил в бочке! (...) Если хочешь произвести впечатление, то необязательно носить боа с кардиганами, а надо быть естественным, чистым и свежим. Вкус, как мне кажется, и есть понимание себя. Если тебе вещь не идет, не соответствует твоему возрасту, то не стоит выпрыгивать из штанов!»
Ярослав Козырев, 6-й «А» класс: «Если вам не нравится, что тот или иной человек толстый или худой, культура проявляется в том, чтобы правильно говорить с ним и не унизить его. (...) Каждый человек хочет быть модным, хочет красиво одеваться, приятно выглядеть и всех радовать. Важно следить за собой, соблюдать гигиену, чистить зубы, мыться. Я это не очень люблю делать, потому что нет времени, но от этого зависит отношение других людей ко мне, а я не хочу, чтобы ко мне относились, как к скунсу, который пахнет на километр. Я считаю, что в жизни культура тела проявляется не в моде, а в счастье».
Ярослава Яковлева, 6-й «Б» класс: «Вспомним фильм «Дьявол носит Прада». Там описан целый мир одержимых модой. Из-за этого мира главная героиня чуть не потеряла самое важное - саму себя и свою любовь. ...Тело - это домик для души. Почему говорят «культура тела» и не говорят «культура души»? Наверное, душа - это то, что не поддается «окультуриванию». Тогда в красивом теле всегда была бы красивая душа. Говорят, такой связи нет. В книге «Кентервильское привидение» у главного героя совсем нет тела, зато есть душа».
Особое место в процессе формирования у учеников интегративных навыков, особого синтетического знания, умения чувствовать и проявлять глубинные связи между абсолютно разными реалиями жизни занимает совместный урок - по сути, коллективный педагогический проект учителей разных предметов и школ. Он сам по себе продукт взаимодействия и взаимопонимания, сотрудничества взрослых, но он же и пример, и призыв к подобному образу жизни и мысли для учеников. В ходе совместного урока очень важно, чтобы ученики увидели и поняли, как педагоги переводят проблемы, вопросы, открытия, законы, парадоксы, загадки другого предмета на язык своего собственного. Совместный урок дает в руки ученика инструмент, метод перевода. Темы совместных уроков могут быть связаны с ключевыми понятиями, могут появляться из тем эссе, могут рождаться из любой образовательной ситуации.
Кульминацией работы и взрослых и детей с 5-го по 9-й класс становится интегративный экзамен в 10-м классе. В экзаменационном исследовании решают те же задачи, что и в эссе, но на более широком материале и с большей строгостью метода. Экзамен - опыт взросления интегративных навыков, перед учащимся и научным руководителем стоит задача определить круг предметов, наглядный материал, метод анализа и интерпретации. Темами экзаменационного исследования могут стать такие, как «Ген и жанр», «Распад атома», «Сублимация», «Перспектива», «Карта и картина», «Зерно и рыба», «Человек, который смеется» и другие. Но экзамен - это еще и успешная презентация исследования. Навыки успешной презентации можно усовершенствовать, пройдя курс УПК (Успешной Публичной Коммуникации). УПК - это мастер-класс по риторике, задача которого научить школьников публично выражать свои мысли, говорить то, что думаешь, на языке тех, кто тебя слушает. Форм организации курса множество: это и дискуссионная площадка, когда на текущих и выездных занятиях обсуждают масштабные темы: противостояние христианства и ислама, другие и чужие, либеральные ценности и смертная казнь (ее гостями и ведущими в разные годы были профессор Виктория Уколова, политик Валерия Новодворская, главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов); это и организованная по жесткому технологичному сценарию игра «Кинопробы», задача которой разговорить всех жителей Класс-Центра, а поводом для этого разговора становится художественный фильм как иллюстрация к важным и обсуждаемым проблемам; это и работа «Кино-клуба», постоянные члены которого совершенствуют коммуникативные навыки в процессе создания видеорецензий к просматриваемым и обсуждаемым художественным фильмам.
Все это и есть технология и программа «Энциклопедия». Важно, что благодаря ей для всех нас становится очевидно, что нет образования обязательного (традиционно - общего) и дополнительного. Есть образование, есть круг знаний, по которому идти легко и который не замкнется никогда, иначе было бы скучно и бессмысленно.