Анастасия ИВАНОВА, ученица 10-го класса ЦО №324 «Жар-птица»:

- Тема чтений 2013 года стала довольно интересной и младшим, и старшим классам. Для младших это было возможностью понять, зачем они учатся в школе, какие знания здесь приобретают, что будет нужно им в будущем, для старших - поводом задуматься о своей будущей профессии, ведь для подростка очень важно знать, к чему он себя готовит и чего хочет достичь.
Почти год мы вместе с учителями разрабатывали проекты, раскрывающие тему Рождественских чтений. Младшие (1-4-е классы) репетировали инсценировки, ученики 5-7-х классов готовились к интеллектуальным соревнованиям, которые для них придумывали восьмиклассники, а ученики 9-11-х классов работали над научно-исследовательскими проектами. То есть для всех нашлись интересные дела.
Торжественному открытию предшествовала небольшая театрализованная постановка, рассказывающая о том, какой может стать школа в будущем, в век новых технологий и дистанционного обучения. Участникам чтений предложили найти ответ на вопрос: «Нужна ли школа, когда можно учиться сидя дома, у компьютера?». Затем наш директор Елена Зотова произнесла заветные слова: «XVI Рождественские чтения объявляются открытыми», мы всем залом спели наш школьный гимн, разделились на две группы: младшие отправились в путешествие в страну наук «За страницами учебника», а старшие приступили к защите исследовательских проектов.
Надо сказать, что в течение нескольких месяцев ребята не только разрабатывали свои проекты, но и вместе с учителями - научными руководителями учились оформлению проекта и самого выступления, ораторскому мастерству, умению применять технические средства (компьютер, проектор, видео). Проектов получилось очень много, поэтому сначала нужно было пройти предзащиту, на которой нас оценивали учителя, только потом лучшие проекты были представлены слушателям. Всего в финал прошли 14 проектов, особенно мне запомнился проект «Школьная мода» учащейся 9-го «Б» Ани Латарии, которая при подготовке проекта провела опрос, чтобы выяснить, как учащиеся относятся к идее введения школьной формы, а также сформулировала несколько критериев, по которым форму нужно выбирать. На представлении проекта Аня показала разнообразные модели костюмов, которые можно использовать в качестве школьной формы, рассказала про комбинации различных вещей и продемонстрировала сделанную своими руками тунику для школьного гардероба. Получился очень интересный и увлекательный проект, мне кажется, создавая его, Аня была увлечена не меньше, чем мы, когда слушали рассказ об этапах работы.
Еще один проект, который мне очень понравился, - «Мы славяне», подготовленный ученицей 9-го «Б» класса Олей Гришановой. В своем по-настоящему патриотическом проекте она рассказала про древние обычаи наших предков, про традиции русской культуры. Сегодня это очень важно, так как многие подростки предпочитают далеко не лучшие образцы западной массовой молодежной культуры, даже не подозревая о богатстве русской культуры.
Вообще интересных проектов было много: на чайную церемонию пригласили зрителей ученицы 9-го «Б» класса: девочки угостили всех нас разными сортами чая, рассказали, чем они полезны. Аня Листвина и Лиза Рыжова (ученицы 10-го «А» класса) показали пару способов, как легче учить иностранные языки, а также провели статистику по популярности языков в нашей школе. Ученица 9-го «Б» класса Даша Денисова создала виртуальную карту России, на которой обозначила места нахождения памятников, включенных в программу по охране культурного наследия ЮНЕСКО, кликнув на название, можно подробно прочитать о каждом памятнике и увидеть его фото, я уверена, что это очень удобная и полезная карта! Словом, все проекты были замечательными, ребята постарались на славу, за каждую работу мы выставили оценки, и по нашим баллам был выбран самый лучший проект.
Пока мы защищали свои научно-исследовательские проекты, все учащиеся 5-7-х классов были включены в игру-путешествие «За страницами учебника». Каждый класс передвигался по станциям, посвященным той или иной школьной дисциплине: «Занимательная математика», «За гранью возможного» (физика), «Занимательный лингвистический конструктор», «В мире грамматики. Аз, Буки, Веди», ребята восьмых классов вместе с учителями на каждой станции подготовили увлекательные рассказы по научным дисциплинам, интересные вопросы на внимание и смекалку. Каждый класс по результатам посещения станции получал определенное количество баллов в зависимости от количества вопросов, на которые они смогли ответить. В конце путешествия определился самый эрудированный класс. Момента оглашения победителя - команды 6-го класса «А» - все ждали с нетерпением.
После того как у 5-7-х классов завершилось путешествие, а мы защитили свои проекты, нас ждали еще сюрпризы: для 8-х классов - дискуссионный клуб, а для 9-11-х классов - интеллектуальная игра «Бой эрудитов».
На дискуссионном клубе учитель истории Елена Китова ознакомила ребят с основными приемами и способами ведения диспутов, а потом была проведена дискуссия «Школа как социальный лифт». Ребята должны были, используя приемы, которыми уже были вооружены, аргументированно представить свою позицию по сложному вопросу: «Действительно современная ШКОЛА социальный лифт?». В начале дискуссии каждый ученик мог, не задумываясь, дать ответ: «Конечно!» Но после того как прошли обсуждения, стала видна неоднозначность такого ответа. Когда мы говорим о социализации или об адаптации к тому общественному устройству жизни, в которое попадает выпускник после школы, оказывается, что не всегда школа этому благоприятствует. Эта дискуссия заставила задуматься наших восьмиклашек о том, какие, собственно, цели ставит ученик, когда выходит из стен школы, и ставит ли он их вообще.
Игра «Бой эрудитов» во время Рождественских чтений проводится у нас уже давно. Тут мы можем показать свое логическое мышление, включаем смекалку, развиваем кругозор, учимся принимать быстрые и правильные решения. Из каждого класса в команду эрудитов выбирают по 5 человек, остальные ребята болеют за своих одноклассников в зрительном зале. Всех эрудитов делят на 3 команды вне зависимости от того, в каком классе учится ученик. Это сделано для того, чтобы уравновесить силы всех команд. Номер команды определяется жеребьевкой. В этой игре нас оценивает жюри, в которое входят наши учителя. Ведущая Юлия Вячеславовна задавала нам вопрос за вопросом, на время обдумывания дано всего 30 секунд, та команда, что быстрее всех даст правильный ответ, забирает себе заслуженный балл. Игра была очень увлекательной, вопросы - из совершенно разных областей науки и искусства, а самые сложные - математические, ведь решить задачу за 30 секунд совсем нелегко. Поначалу все мы шли вровень, но затем представители первой команды, показавшие разносторонние знания в области химии, математики и истории, все же вырвались вперед и победили с отрывом в несколько очков.
Во второй день Рождественских чтений самые юные участники - учащиеся начальных классов - подготовили познавательное представление о разных профессиях. Каждый класс сделал небольшой театрализованный рассказ о той или иной профессии (врач, парикмахер, архитектор, модельер, художник, учитель). Выступления сопровождали презентациями, в которых были представлены достоинства этих профессий, описан вид деятельности и специализации, интересные детям начальной школы. Малыши устраивали викторины, пели песни, декламировали стихи и даже обучали оказанию первой помощи при травмах. Все зрители (родители, дошкольники, старшие братья и сестры) были в восторге!
После выступления начальной школы все отправились на благотворительную ярмарку. На ней можно было попробовать не только сладости, но и блюда национальной кухни - плов, блины, причем все это было приготовлено нашими учащимися. Все деньги, вырученные на ярмарке, будут переданы в детский приют.
После ярмарки начался традиционный КВН. Команды представляли учителя, родители и учащиеся 9-11-х классов, которые готовились к этому соревнованию не один день. Командам задавали вопросы на тему, связанную со школой, они давали очень смешные ответы, зрители смеялись до слез, в финал вышла команда родителей.
Завершились Рождественские чтения театрализованным концертом «Необыкновенная встреча», в котором по традиции участвовали ученики и выпускники «Жар-птицы» разных лет (кто-то учится в высших учебных заведениях, а кто-то уже начал свою профессиональную деятельность). По сюжету представления неожиданно встретились выпускники четырех столетий: выпускницу сельской школы XVIII века представляла Александра Никитина (выпускница 2008 года), выпускника Пушкинского лицея - Антон Миронов (выпускник 2010 года), выпускницу советской школы XX века - Полина Медисова (выпускница 2012 года), выпускницу школы XXI века - Екатерина Кирсанова (выпускница 2012 года). Невозможно передать эмоции, которые мы испытали на этом представлении. Скажу честно, я хожу в театры, слышу вокалистов и игру на разных музыкальных инструментах, но наши учащиеся, выпускники и педагоги поют и играют лучше всех. Может, это и предвзятое мнение, но я очень горжусь, что в нашей школе «родились» такие артисты. На концерте выступали и дебютанты, которые только начинают демонстрировать свое мастерство, но я уверена, что в будущем увижу их на больших концертных сценах.
В финале Елена Борисовна вручила грамоты всем участникам Рождественских чтений. С одной стороны, этот торжественный момент был очень радостным, а с другой стороны, грустно, что праздник для всех учителей, родителей, детей и выпускников нашей школы завершился. Так долго мы к нему готовимся, а он пролетает в один миг! Каждые Рождественские чтения в школе чем-то похожи, но всегда таят в себе некую загадку, открытие чего-то нового. В эти дни учителя становятся нашими настоящими друзьями, ближе нам и ученики других классов, мы по-иному начинаем думать о нашей школе, о том, какими хотим видеть себя взрослыми.
Уже известна тема следующих, семнадцатых, Рождественских чтений - «Все новое - хорошо забытое старое...». Пора готовиться к новым открытиям, подбирать материал, просматривать журналы, изучать литературу...

Елена ЗОТОВА, директор Центра образования №324 «Жар-птица»:

- «Со школьного порога...» - эта строчка из школьного гимна стала основной темой шестнадцатых Рождественских чтений. Тема была выбрана не случайно, ведь в 2013 году «Жар-птица» отметит полувековой юбилей.
Проблема повышения мотивации детей к учебе, к исследовательской деятельности стоит перед любым педагогическим коллективом. Несомненно, одна из лучших форм такой работы, которая способствует пробуждению детского творчества, - совместные проекты, объединяющие и учеников разных возрастов, и учителей, и родителей.
Коллектив нашего Центра образования много лет подряд старается сохранить традицию проведения Рождественских чтений. Название «Рождественские» было дано не случайно - первые чтения проходили в рождественскую неделю января, знакомили с русской православной культурой и олицетворяли рождение творчества. Но если в первых чтениях принимали участие только старшеклассники и основной целью было привлечение их к серьезному интеллектуальному труду в той или иной области знаний, то постепенно чтения переросли в большой общешкольный проект учащихся 1-11-х классов, всех педагогов основного и дополнительного образования и активных родителей.
Подготовка начинается почти за год, когда объявляется основная тема следующих чтений, такими были темы прошлых лет - «Мечта, воплощенная в жизнь», «Символы России», «Мифы и реальность», «Человек и его время», «Если звезды зажигают...», «Недаром помнит вся Россия». Благодаря чтениям учащиеся имеют возможность проявить свои интересы, интеллектуальные способности, творческие достижения.
Чтения проходят в два дня. Первый день - День науки - начинается с торжественного открытия и театрализованного представления, затем старшеклассники представляют свои проекты, а учащиеся 5-7-х классов отправляются в путешествие под названием «За страницами учебника». Завершается первый день интеллектуальной игрой «Бой эрудитов», которая проходит в актовом зале. Второй день - День искусства - открывают учащиеся начальных классов, затем мы проводим благотворительную ярмарку и театрализованное представление.