Квалификационные требования, предъявляемые к уровню профессиональных компетенций учителей, изменились в настоящее время и коренным образом отличаются от требований даже пятилетней давности. В ходе своей деятельности на уроке учитель теперь не только организует процесс получения учащимися знаний, но и управляет их познавательно-практической деятельностью, регулирует взаимоотношения между ними, создает основу и предпосылки к адаптации в любом учебном и жизненном пространстве.
Четыре года включения в новый образовательный стандарт позволили понять, что без изменения профессионального сознания учителя, без его перезагрузки невозможно строить образовательный процесс по-новому. Естественным путем возник перечень новых ключевых компетенций педагога, ведь при реализации требований стандарта нового поколения школе требуется и учитель нового поколения.
Обновленный перечень ключевых компетенций педагога требует от системы повышения профессиональной квалификации быстрого реагирования. Перестала быть актуальной пятилетняя регулярность прохождения курсов повышения квалификации, теперь учитель постоянно находится в плоскости обновления и пополнения своих специальных знаний и умений. Как следствие администрация образовательного учреждения может наблюдать рост профессиональных возможностей педагогического коллектива, качественные изменения кадрового потенциала школы.
Основные профессиональные компетенции учителя начальной школы с учетом требований ФГОС НОО:
    знание и принятие основных документов (ФГОС НОО, СанПиН-2010, основная образовательная программа начального общего образования ОУ и другие документы по усмотрению ОУ), организация образовательного процесса на их основе;
    проектирование рабочих программ, построение учебного процесса на основе рабочих программ;
    организация обучения младших школьников на основе системно-деятельностного подхода;
    формирование универсальных учебных действий наряду со знаниями, умениями и навыками;
    подкрепление и дополнение учебной деятельности внеурочной деятельностью;
    осознание приоритета критериальной системы оценивания и ее применение;
    овладение современными дидактическими и техническими средствами обучения и формирование из них эффективной образовательной среды;
    регулярное долгосрочное и краткосрочное повышение профессиональной квалификации, внутреннее и внешнее;
    принятие на себя роли организатора команды участников образовательного процесса (родители, учителя-предметники, воспитатели групп продленного дня, специалисты, педагоги дополнительного образования) в вашем классе.
Назрела необходимость четкого определения уровня владения педагогом специальных современных знаний и умений. Надо отметить, что учителя по-разному включаются в процесс обновления современной школы. В силу своего жизненного опыта, имеющегося образования, профессиональных знаний и умений, общих и специальных способностей, социально значимых качеств, которые составляют профессиональный потенциал развития специалиста, а также профессиональных и жизненных амбиций, личных качеств учителя находятся на разных уровнях включенности в образовательный процесс, построенный на основе требований ФГОС НОО.
Образовательное учреждение, находящееся в условиях жесткой конкуренции, стремящееся к высокому уровню рейтинга, остро нуждается в высокограмотных специалистах, полностью соответствующих профессиональному стандарту учителя. Все имеющиеся системы повышения квалификации готовы принять на себя задачу профессионального обучения педагога, но часто администрации школы требуется определение уровня уже сформированных специальных знаний и умений. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы максимально емко и эффективно использовать предоставленные ресурсы и, конечно, временной ресурс.
Темповый мониторинг может осуществляться в форме анализа и самоанализа. Для наиболее качественных результатов возможен комбинированный анализ, который продемонстрирует и самоощущение педагога по требуемым компетенциям, и видение профессионального уровня учителя администрацией образовательного учреждения. Это исследование может быть организовано на начальном этапе повышения профессиональной квалификации педагога и по окончании курсов или серии обучающих семинаров. Я думаю, что использование этих критериев для мониторинга в конце учебного года для эффективного планирования деятельности образовательного учреждения в следующем учебном году может быть таким: планирование и организация методической работы в образовательном учреждении, планирование обучения педагогов на курсах повышения профессиональной квалификации, планирование и организация внутришкольного контроля, расстановка педагогических кадров.


Критерии включенности учителей начальной школы в образовательный процесс с учетом требований ФГОС НОО

Учитель ознакомился и знает:
    текст Закона об образовании 2012 года;
    текст Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
    текст Федеральных государственных требований (дошкольное образование) в рамках осуществления преемственности;
    текст Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в рамках осуществления преемственности;
    основную образовательную программу начального общего образования образовательного учреждения, в котором работает;
    устав образовательного учреждения;
    требования СанПиН 2.4.2.2821-10.
Учитель принял:
    концепцию ООП НОО образовательного учреждения, в котором работает;
    концепцию системы учебников <...>, включенных в действующий Федеральный перечень учебников.
Учитель освоил:
    деятельностную основу организации учебного процесса;
    принципы организации образовательного процесса в адаптационный период в первом классе;
    методику организации учебного модуля «Введение в школьную жизнь» или другого образовательного модуля по решению образовательного учреждения;
    технологии критериального оценивания;
    персональный компьютер на уровне пользователя;
    технологии проектной деятельности;
    ведение учебного процесса с использованием современного дидактического и компьютерного оборудования (Спектра, мультимедийный комплекс, ноутбук, интерактивная доска, средства фотоаудиовидеофиксации) и работу в программах «ПервоЛого», «ЛогоМиры»).
Учитель создал:
    рабочие программы по предметам начального общего образования;
    расширенное календарно-тематическое планирование учебных курсов, принятое на заседании Методического объединения учителей, включенное в рабочую программу;
    современный кабинет начального общего образования в соответствии с окружным положением о кабинете при содействии администрации образовательного учреждения;
    действующий курс (личное информационное пространство);
    персональный сайт.
Учитель имеет:
    удостоверение о курсах повышения квалификации по темам:
    «ИКТ-компетентность учителя начальной школы» - 3 модуля;
    «Целевые установки и стратегия деятельности учителя в работе с младшими школьниками в рамках введения ФГОС НОО»;
    сертификат(ы) об окончании краткосрочных курсов по овладению различными средствами технической и компьютерной поддержки образовательного процесса;
    АРМ учителя в кабинете начального образования с выходом в сеть Интернет.
Уровни включенности:
    высокий уровень готовности - 38-44 балла;
    средний уровень готовности - не ниже 22 баллов;
    низкий уровень готовности - ниже 22 баллов.
Критерии включенности учителя в современный образовательный процесс могут служить основой для создания индивидуального плана методической работы. Индивидуальный план повышения методической грамотности может быть спроектирован и запущен на любом этапе учебного года. Наиболее эффективно это может быть осуществлено при выработке стратегического и более детального планирования деятельности всего образовательного учреждения перед началом учебного года.
Для определения динамики профессионального роста учителя возможно повторное проведение мониторинга с использованием данных критериев. Построенные диаграммы и графики наглядно покажут темп роста и заинтересованность каждого учителя.
В условиях перехода всех образовательных учреждений на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования данные рекомендации могут быть использованы для анализа педагогической деятельности учителей II-III ступени образования. В этом случае критерии включенности следует корректировать с учетом требований ФГОС ООО.

Жанна ДОРОНИНА, методист Методического центра ЮВОУО