У учителей нынче одна задача - пробудить интерес ребенка к обучению. Для них уже очевидно, что важно работать с использованием не только интерактивных учебных пособий, что нужно использовать в урочное и внеурочное время современные образовательные ресурсы, размещенные в сети Интернет, то есть в информационном пространстве, для работы с учащимися.
Требования к информационно-образовательной среде - составная часть федерального государственного образовательного стандарта, которая должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося, когда учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время, а родители - видеть в информационно-образовательной среде качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
В этом учебном году учащиеся пятых классов нашего Центра образования начали обучаться по ФГОС ООО. Конечно, реализация ФГОС не «каша из топора», задача педагогов заключалась в том, что необходимо было разобраться, какие изменения несет внедрение ФГОС, изучив образцы успешных педагогических практик, в том числе и тех, которые внедряли на первой ступени образования в нашем ОУ.
Подготовка педагогов, которые собирались работать в пятых классах по ФГОС, началась за несколько месяцев до реального начала учебного процесса. Основной педагогической силой обучения были учителя начальных классов, которые уже знали, как работать на практике, используя новые методики и технологии, как размещать задания в информационной среде и какими эти задания должны быть. Все бы хорошо, но проблемы, с которыми мы столкнулись, заставили серьезно задуматься. В начальной школе основная нагрузка ложится на одного учителя, он и классный руководитель, и зачастую учитель математики, русского языка, литературного чтения, главный творец информационно-образовательной среды, создатель курса. В пятом классе учителей-предметников много. Как быть? Создавать каждому учителю свое информационное пространство по предмету? А если у него в параллели несколько классов? Как должен работать в такой информационной среде ребенок, который только перешел в пятый класс? Постоянно находиться в поиске необходимого для работы курса?
Главным, определяющим работу в пространстве, для нас стало условие: ребенок должен чувствовать себя комфортно. Руководствуясь здравым смыслом, мы приняли решение о том, что пространства будут созданы по предметным линиям (история, математика, русский язык и литература), то есть пространство по математике создано для работы одновременно всех учащихся пятых классов и всех учителей математики, работающих в пятых классах. Как работать учителю в этом курсе? Ответ очевиден - только единой сплоченной командой.
Когда начался 2012-2013 учебный год, работа закипела. Еще оставалось много невыясненных вопросов, но страх и опасения уходят, когда начинаешь работать творчески одной большой командой. Для учащихся мы открыли 11 курсов. Для удобства работы с каждого курса по гиперссылке можно спокойно перейти на курс другого предмета (для этого мы использовали блок HTML).
Все материалы, представленные в курсе, соответствуют планированию учителя, размещая задания, учитель указывает, если это необходимо, букву класса, которому оно предназначено. Ученик же в свою очередь с удовольствием просматривает и выполняет задания в электронных тетрадях (подчас эти задания заменяют домашнюю работу в обычных рабочих тетрадях), изучает дополнительный материал по предмету, если результат работы не устраивает ребенка, тот может к нему вернуться, то есть он получает опыт учения. Особенно хочется отметить работу учащихся в форумах, именно здесь ребенок применяет полученные теоретические и практические знания из разных областей для получения результата и показывает себя как творческую личность.
Появление в школе современной компьютерной техники способствует в том числе и совершенствованию помощи в социальной адаптации учеников пятых классов. Тем не менее техника не может полностью заменить грамотного педагога, основная цель работы которого формирование у учащихся пятых классов коммуникативных навыков, оказание помощи в осознании своего социального статуса в коллективе и стремление сделать процесс адаптации наименее стрессовым и критическим периодом в жизни ребенка. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни, понимают его возможности и важность включения этого компонента в образовательный процесс.
Что предстоит сделать в ближайшие годы? Обеспечить всех детей качественным, современным образованием, обновлять не только содержание программ, но и методики обучения, в том числе за счет электронных ресурсов, на это нацелены новые стандарты образования, внедрение которых планируется завершить к 2020 году. Так поставил задачу Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, отметив, что важно вовремя разглядеть способности ребенка и помочь их развить. Не исключено, что работа в информационной среде будет этому только способствовать. Таким образом, отпадают любые сомнения, нужно ли в образовательном процессе использовать информационное пространство вообще. Ответ однозначен. Нужно, обязательно!

Ольга ВАРЮЩЕНКОВА, заслуженный учитель РФ, учитель начальных классов ЦО №1458