Современный урок прежде всего должен быть направлен на реализацию требований стандарта. Учителю предстоит умело использовать все возможности урока для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ, организовать учебную деятельность учащихся, которая позволит им стать субъектом, заинтересованным в учении и саморазвитии. Учащиеся выступают активными участниками образовательного процесса, ведь с первых минут урока начинается совместная работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке задач. Каждый учащийся должен понять, для чего нужен ему сегодня этот урок. Целеполагание как постановка учебной задачи - одно из ведущих универсальных учебных действий. Приступая к выполнению заданий, упражнений, тестов, ученик должен понимать, с какой целью он выполняет то или иное задание, чему научится, выполняя упражнение, какие знания, умения продемонстрирует, участвуя в контрольном мероприятии (проверочная работа, тест, диагностическая работа, контрольная работа). Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставят перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях. Учитель использует все возможности учебного материала, чтобы заинтересовать класс: активизирует самостоятельное мышление, создает проблемные ситуации, которые способствуют в одних случаях изучению предмета через самостоятельное открытие, когда учащиеся в значительной степени работают самостоятельно, в других - через управляемое открытие, когда процессом постижения истины управляет учитель. Вместо объяснения учитель побуждает учеников наблюдать, выдвигать предположения, гипотезы, проверять решения. Каждый урок должен содержать изюминку - то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников, одним словом, то, что они будут помнить. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
На традиционных уроках учитель по большей мере просто носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметных знаний. «Делай, как я!» - девиз учителя на традиционном уроке, на современном же уроке он прежде всего организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся, который предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Учитель выстраивает позитивные отношения с классом, проявляет искреннюю заинтересованность в успехах ребят. «Я вместе с тобой» - девиз учителя на современном уроке. Учитель с демократическим стилем управления учебной деятельностью стремится создать для ребят ситуацию успеха, вызвать ощущение продвижения вперед, переживание успеха в учебной деятельности.
Для учителя важно найти такие формы и методы обучения на уроке, которые вызовут повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового. Это могут быть нетрадиционные формы урока: урок-игра, урок-практикум, урок-соревнование, урок-дискуссия, интерактивные методы обучения: частично-поисковый, проблемный, исследовательский, проектный, которые ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом, на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, не может быть приоритетным на современном уроке. Объяснение, показ, заучивание, тренировка, деятельность по алгоритму - пассивные методы, которые предполагают авторитарный стиль взаимодействия, а активные и интерактивные методы обучения предполагают демократический стиль.
К сожалению, большинство учителей отдают предпочтение фронтальной работе на уроке. В таких случаях учитель говорит много, а ученики вынуждены либо молча слушать его длинные монологи, либо ограничиваться односложными ответами на простейшие вопросы. При фронтальном обучении, ребенок - объект обучения, так как подчиняется требованиям и указаниям учителя. При работе в группе он субъект процесса обучения, есть возможность быть в роли ведущего, отвечать за себя и других. Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса. Работа в парах повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища, а это способствует прочному усвоения знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки.
Контроль и оценивание - ведущие универсальные учебные действия учащихся. В рамках современного урока учитель обучает и мотивирует учащихся самостоятельно анализировать и оценивать результаты выполненной работы, корректировать допущенные ошибки и планировать будущую учебную деятельность в соответствии с полученными результатами. Самоконтроль и самооценка учащихся предшествуют оценке учителем деятельности ученика. Нельзя забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения. С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой.
Определение проблемы и целей урока, организация деятельности учащихся, использование современных форм и методов обучения, рефлексия деятельности учащихся - составляющие урока, определяющие путь, по которому учитель-профессионал ведет своего ученика, превращая его в субъект деятельности по овладению содержанием образования.

Марина СРЕДА, старший методист по начальному образованию методического центра ЮВОУО