Невозможно игнорировать то, что мы прочно вступили на путь формирования нового информационного общества. Новая реальность дает жизнь иным технологиям, а наши дети, которые сегодня садятся за школьную парту, гораздо раньше осваивают современные гаджеты, чем учатся читать и писать. Всегда ли это позитивно сказывается на развитии ребенка, становлении его личности - проблема неоднозначная. Ведь погружаясь в мир виртуальной реальности, не обремененный социальным опытом подросток оказывается один на один с потоком информации, в котором трудно разобраться и не утонуть. Значит, нужно поставить эти самые технологии на службу педагогу, заставить работать в нужном направлении.

Именно этой проблемой и задался каждый из нас, отправляясь в Лондон, поэтому с восторгом впитывая информацию о технических новинках, каждый из нас пристально, если не сказать придирчиво, оценивал возможности их рационального использования на уроках.
Прежде всего, фирмы-производители соревновались в представлении разработок интерактивных экранов самой разной конфигурации. Это и усовершенствованные плазменные панели, и интерактивные доски, и даже возможности интерактивного проецирования на стену, потолок, пол. Безусловно, возможность обойтись без дополнительного оборудования, имея только специально разработанный проектор, набор инструментов и программное обеспечение, весьма перспективна для использования в образовательном процессе. Такой комплекс более мобилен, может использоваться не только в стационарных помещениях, но и при перемещении из класса в класс. Использование подобной системы существенно сокращает затраты как финансовых средств на приобретение, так и времени, связанных с его сборкой.
Виртуальный экран, лежащий в основе интерактивной доски, способен дать более яркое представление об изучаемом объекте: наглядно и мобильно представить то, что трудно или скучно объяснять словами. Тактильное управление облегчает восприятие новой информации (возможность писать поверх изображения, перемещать демонстрируемые проектором объекты по доске, задействовать интерактивные органы управления), что выводит визуальную составляющую учебных процессов на гораздо более высокий уровень и существенно «развязывает руки» преподавателям, предоставляя возможность создавать динамичные уроки, которые захватывают внимание учеников.
Важно отметить, что использование подобного оборудования позволяет активизировать все виды памяти. Безусловно, активно работает зрительная память, ведь до 80% информации мы воспринимаем именно через органы зрения, включается и слух, ведь доска может «оживать»: это не только звуковые файлы, ведь есть возможность заложить в систему оценивания звуковые сигналы, которые похвалят, подбодрят или успокоят ученика. Овладевая письмом, мы включаем моторику. Работает она и в случае с интерактивной доской, позволяя не только воспринимать, но и - главное - прочно усваивать информацию. Это особенно важно, учитывая тот факт, что у современных детей гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. Например, на уроках иностранного языка свойства интерактивной доски раскрываются при использовании коллекции увлекательных интерактивных игр WORDSHARK. Это обеспечивает мультисенсорный подход к использованию звука, графики и текста для развития и совершенствования навыков чтения и лексических навыков. Программа «WORD + SPEAK» предназначена для совершенствования навыков всех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, говорения и письма. Актуальность программы заключается в возможности коррекции фонетических, лексических и грамматических ошибок в синхронном режиме. Программа позволяет организовать учебную деятельность на уроке в разных формах: индивидуальной, парной, групповой.
В то же время большинство интерактивных досок и аналогичных им продуктов не отличается по своим возможностям. Инструментарий практически везде одинаковый, в этом отношении выделяются разве что продукты компании Promethean. Во-первых, интерактивная доска этой фирмы может быть использована одновременно несколькими пользователями при помощи специальных ручек. Система ActivRemote позволяет работать с доской на расстоянии, что создает условия для большей мобильности педагога в классе. Теперь возможно управление презентацией на расстоянии, в этом же режиме есть возможность выходить в Интернет, открывать различные приложения. Безусловно, заслуживает внимания и система интерактивного тестирования ActivExpression, главное достоинство которой - возможность каждого ученика работать с тестовым материалом в своем темповом режиме и на своем уровне сложности, которые выбираются учащимся самостоятельно. Привлек наше внимание на стенде этой фирмы, а также во время посещения английской школы беспроводной планшет, который интегрируется с доской и создает возможность удаленной работы с инструментарием интерактивной доски.
Учителю, работающему в классе, оборудованном аудиовизуальной техникой, нужно помнить, что зрение ребенка чрезвычайно чувствительно к повышенным нагрузкам, неизбежно возникающим при постоянной работе с такой доской. Поэтому необходимо во время урока переключать внимание, используя традиционный наглядный материал и традиционные методики обучения. Но справедливо будет заметить, что на выставке мы увидели принципиально новые проекторы на основе безламповой технологии, для которых свойственен щадящий режим освещения и влияния на органы зрения учащихся, к тому же они более экономичны и в использовании.
Компания Clique Communications представила веб-камеру Clique Hue HD. Это мобильное устройство имеет широкие возможности, выполняя одновременно функции скайпа, фотоаппарата, передачи изображения на экран или другой компьютер, а также создания собственных аниме-продуктов. Главное достоинство камеры - мобильность. Ее можно использовать на презентациях вне учебного учреждения. Она легко переносится, соединяется с компьютером через USB-вход. Использовать камеру можно и в творческих мастерских учащихся. Удобная маленькая камера и понятный интерфейс программы позволяют снимать любые виды мультфильмов. Камера сразу транслирует изображение на компьютер, что позволяет ребенку сконцентрироваться на самой сути творческой работы. Это намного удобнее, чем использовать фотоаппарат с последующим анализом неудачных снимков. Программа работает как с WINDOWS, так и с MACOS.
Интересные продукты представила фирма Samsung. Прежде всего это планшеты. Использование подобных устройств стало уже привычным. Учащиеся используют их для создания презентаций, быстрого выхода в Интернет во время урока при необходимости поиска дополнительной информации. При наличии WI-FI использование подобных устройств создает дополнительные возможности для учителя, например, на уроках обществознания, включая экономику и право, можно быстро найти нужные сведения. Это вызвано тем, что цель изучения современного общества на уроках социально-гуманитарного цикла не столько получение теоретических знаний о различных сторонах общественной жизни, сколько умение увидеть социальные процессы в практической жизни. Однако, учитывая небольшой социальный опыт учащихся 9-11-х классов, привести примеры самостоятельно бывает порой затруднительно. Следовательно, работа с интернет-ресурсами обогащает социальную практику учащегося и избавляет учителя от необходимости в монологической речи приводить примеры, которые не всегда усваиваются учениками. Самостоятельный поиск делает этот вид работы более привлекательным для учащихся, создает основу для понимания текущего материала и его прочного освоения. Историков обязательно заинтересует продукт, представленный фирмой Samsung совместно с Британским музеем, - переложенные в 3D-формат экспонаты коллекции исторической части музея. С помощью подобных изобразительных средств история оживает, становится в полном смысле слова объемной, осязаемой. Эмпирический уровень восприятия материала в процессе изучения истории не просто необходимое дополнение к теоретическим аспектам предмета, а насущная база для его изучения, так как ребенку очень сложно представить без наглядности мир, который так не похож на современную ему реальность. Конечно, хотелось бы видеть в подобном формате и экспонаты российских музеев, таких как Исторический музей, Эрмитаж.
Конечно, выставка показала и новые подходы к преподаванию такого предмета, как информатика и информационные технологии. Сегодня эта образовательная область ставит задачу давать знания прикладного характера, так как специалист практически любой специальности должен в современном обществе быть продвинутым пользователем компьютерной техники. На выставке было представлено множество редакторов - как графических, так и текстовых - разного назначения (работа с математическими формулами, работа с рукописным текстом, редакторы-переводчики текста, растровые и векторные обучающие редакторы, статистические обучающие пакеты и другие). Обучение многообразным технологиям - это акцент в обучении информатике во всем мире.
Не останутся равнодушными к техническим новинкам и будущие компьютерные гении. Для обучения началам программирования младших школьников компании-производители начали выпускать интерактивные программируемые модели-тренажеры. После разработки простейших программ эти тренажеры трансформируются в исполнителей разработанных программ и в наглядной форме обучают школьников.
С точки зрения современного оснащения кабинетов информатики были интересны представленные на выставке мобильные компьютерные классы (компании Intel, Smart и другие), позволяющие рационально использовать пространство кабинета, меняя используемую мебель и применяемое компьютерное оборудование, именно то, какое используется на уроке только в данный момент.
Мы обратили внимание и на возможности интерактивных технологий в спорте. Не случайно развитие компьютерных технологий вызвало беспокойство современной медицины. Человек, работающий с компьютером, меньше двигается, часто просиживает часами в неудобной позе. Все это привело к справедливой критике мира виртуальной реальности. Индустрия современных технологий не была равнодушна к таким замечаниям - на выставке был представлен замечательный спортивный комплекс, который, с одной стороны, развивает внимание, реакцию, а с другой - заставляет человека активно двигаться, получая необходимую физическую нагрузку.
А творческие мастерские на основе IT-технологий! Вряд ли можно равнодушно пройти мимо класса, в котором разместился целый оркестр. Можно работать индивидуально, записывая звук и аранжируя произведение, используя специальные программы, а можно, сняв наушники, исполнить всем вместе любимые мотивы. Художественные студии и фотолаборатории на основе современных технологий создают необычайно широкий простор для творчества учащихся, проявления индивидуальности каждого ребенка.
Удивительный мир технологий, который становится неотъемлемой частью нашей действительности, завораживает. Но только творчески работающий педагог может обратить эти технологии на пользу процесса образования и воспитания подрастающего поколения. Поэтому мы полностью согласны со словами премьера Дмитрия Медведева: «Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. Школа должна стать центром творчества и информации».

Анна МИТИНА, заслуженный учитель Российской Федерации, учитель истории и обществознания
гимназии №1518