Примечательно, что основой для этой практической встречи стали запросы молодых специалистов - вчерашних выпускников педагогических вузов и накопленный богатый опыт в применении современных технических средств обучения педагогами школы, оснащенность которой позволяет не просто реализовывать новые технологии, а формировать удачные комбинации их комплексного применения в учебно-воспитательном процессе.
Не секрет, что простого умения учителя включать интерактивную доску и знать основные инструменты управления ею явно недостаточно для получения учащимися качественных предметных знаний. Необходимо методически грамотно планировать урок, органично встраивать в сопровождение учебного процесса такую уникальную технику. Здесь как нельзя кстати необходимо обеспечить условие того, что учиться лучше на чужих ошибках, чем на своих. Именно поэтому первое, с чем ознакомились молодые учителя, - с ошибками, которые могут появиться в применении интерактивной доски на уроке, начиная от превалирующего внимания к эффекту визуализации и заканчивая отсутствием продуманности в выборе форм закрепления учебного материала.
На семинаре была проведена серия открытых мастер-классов по практике применения современных интерактивных досок и дополнительного интерфейса. Наиболее интересной стала демонстрация возможностей сочетания интерактивной доски и документ-камеры (как в статичных ситуациях, так и при проведении демонстраций), цифровых микроскопов с USB портом (позволяющих наблюдать живые культуры в реальном времени). Подобные сочетания не исчерпываются приведенными примерами и могут быть продолжены применением интерактивных планшетов, систем голосования (так называемых тестовых ответов).
Перед участниками семинара были развернуты фрагменты урока с сопровождением интерактивной доски и видеоуроков, продемонстрирован учебный эксперимент, раскрыты в многообразии дидактические эффекты: фрагментарное представление текста, группировка графической информации, эффект цветового комментирования и визуализации, задачи на сравнение и наблюдение.
Молодые учителя смогли увидеть различные элементы инструментов интерактивной доски в работе по предметам начальной школы (Н.Борбут, Т.Грицкова, Е.Кобылянская, Н.Мусихина), английского языка (С.Миронюк), математики (Н.Вагапова), биологии (А.Красноярская), русского языка и литературы (О.Доронина).
Важным этапом совместной работы педагогов школы №70 и молодых специалистов было обсуждение вопросов об информационно-методической культуре современного учителя. Значимый ресурс, который оказывается самым дефицитным у современного учителя, - время. Для педагога становится важным разрабатывать именно собственную библиотеку цифровых дидактических материалов и элементов, необходимых для урока и организации внеурочной деятельности. От информационной подвижности и восприимчивости молодых педагогов зависит во многом практическое использование современной образовательной техники и технологии: станет ли она очередной дидактической игрушкой или будет настоящим инструментом, обеспечивающим успех ученика и успешность учителя.

Павел САМСОНОВ, директор школы №70;
Елена СВЕТЛОВА, заместитель директора Центра педагогического мастерства