Работа школы нынче строится не только на фоне изменений, происходящих в мире, но и в контексте трансформации объектов и инструментов обучения. Сегодня актуальны некоторые принципы трансформации школы. Это стирание границ между образовательным процессом и всей жизнью ребенка, воспитание человека, который будет учиться всю жизнь, которому будет привит вкус к учению, который будет обладать способностями к этому процессу и поймет, что это значит. Это попытка интегрировать, стирая, размывая некоторые границы, урок и другие формы работы, интегрировать учебный процесс и дополнительное образование. То есть должна быть интеграция образовательного процесса внутри школы, размывание границ между предметами, включая проектную, исследовательскую, творческую деятельность, в которой участвуют группы учителей, и в то же время размывание границ вне системы основного образования - развитие других видов и форм работы с ребенком. Школе нужно вовлечение ребенка в рефлексию и планирование образования, формирование его отношения к себе, своему здоровью и его укреплению, в процесс изменения и приращения образовательных результатов, включение его в процесс на стадии постановки образовательных целей. Сегодня школе нужна интеграционность и инклюзивность в широком смысле слова, предполагающая создание школы, живущей по принципу толерантности системы отношений, в которой она выполняет функцию социального лифта, обеспечивает не только возможность обучения вместе для детей с разными ограничениями, особенностями, талантами, способностями, но и возможность для тех, кто учится в школе, взаимодействовать с широким социальным контекстным сообществом, находящимся вокруг школы. Школе должна быть свойственна индивидуализация как один из ведущих принципов работы с учетом когнитивных установок, индивидуальных потребностей каждого конкретного ребенка и семьи, мониторинг и поиск адекватных инструментов мониторинга хода образовательного процесса или развития ребенка, возрастосообразность - мы строим школу ступеней, и поэтому важно разобраться, какое содержание образования, какие формы работы адекватны каждой возрастной группе. Для школы и общества важны прозрачность и привлекательность образовательного процесса, которые достигаются в том числе за счет использования современной образовательной среды. Удачные решения для всех этих поставленных задач, различные подходы к их решению с опорой на советскую и российскую интеллектуальные традиции, по сути, уже предлагают педагоги и управленцы.
Сегодня нужно осваивать разнообразные формы взаимодействия между школой и социумом, учитывая опыт отечественной школы и зарубежных систем образования. Например, учителя начальной школы должны проводить время в дошкольном учреждении, учиться и осваивать там формы работы и способы деятельности, которые доступны дошкольникам, и наоборот, они должны понимать, как устроены принципы жизни основной школы, для того чтобы обеспечивать плавность перехода со ступени на ступень. Учитель должен организовывать процесс самостоятельного получения ребенком знания, детской продуктивной деятельности, стать компетентным взрослым, сопровождающим ребенка на каждом из его путей развития и учения. Важная характеристика современного учителя должна состоять в том, чтобы учитель сам стал мастером обучения, находил такие формы для этого процесса, когда он получит возможность демонстрировать образцы учения. Мы довольно часто говорим о том, чему должен или хотя бы мог научиться ребенок, но почти никогда не показываем, как мы чему-то учимся на глазах у ребенка или вместе с ним, не рефлексируем с ним на эту тему, не показываем, как мы преодолеваем трудности, работая с нашими учениками, двигаясь по разных траекториям.
Одно из важных пониманий учителя - то, что информационные технологии сегодня видоизменяют процесс интеллектуального труда и поэтому становятся важнейшими инструментами современной педагогики, осваиваются и используются во всех областях школьного образования именно как инструмент, и прежде всего как инструмент формирования и организации универсальной учебной деятельности. Мы все сейчас стали свидетелями того, как возникают новые психологические орудия, как каждый раз при их появлении (а инструменты информационных технологий, безусловно, такие орудия, которые появились у нас в жизни) меняется процесс этой деятельности и, в частности, учения. Про эти самые психологические орудия Л.Выготский говорил, что их появление вызывает новые формы их использования, отменяет или делает ненужным применение некоторых естественных орудий, работу, которую выполняют эти орудия, видоизменяет протекание и отдельные моменты (интенсивность, деятельность, последовательность) всех психических процессов, входящих в состав инструментального акта, замещает одни функции другими, то есть пересоздает, перестраивает всю структуру поведения. Речь идет о том, что при появлении нового орудия, которое занимает место традиционного, привычного (например, письма), мы ощущаем конфликт между тем, применению какого орудия мы учим ребенка, и тем, с чем он сталкивается в своей жизни за пределами школы, тем, какими орудиями пользуются там. Если конструктивно подходить к этому вопросу, то при освоении в ходе пользования ИКТ как инструментов исследования, наблюдения, творчества, поиска информации, моделирования или фиксации окружающей действительности, можно обнаружить новые возможности, которые возникают и начинают постепенно включаться в образовательный процесс, использоваться и его организаторами, и его участниками. Например, федеральный государственный стандарт начальной школы уже зафиксировал требования к результатам обучения, подчеркнул необходимость обучения ребенка новому инструменту письма, ввел клавиатурное и компьютерное письмо в начальной школе. Можно относиться к этому по-разному, можно говорить о том, какие способы работы отомрут, как трансформируется образовательный процесс (мы это наблюдаем в Москве уже сейчас) с введением компьютера. Но с введением клавиатурного письма учителя довольно быстро обнаруживают, что есть реальная возможность обеспечить комфортную и адекватную возможность ребенка в ситуации работы с письменным текстом. Инструмент клавиатурного письма обеспечивает за минимально потраченное время на его освоение возможность создания довольно больших текстов. Это то, чем ребенку стоит заниматься вместе с учителем. С самого начала начальной школы мы приводим ребенка в информационную среду, в которой есть место для размещения результатов деятельности практически на каждом уроке - в информационной среде школы формируется портфолио каждого ребенка.
Если описать принципы подхода к работе на каждой возрастной ступени, то мы имеем в виду все уровни образования, а не только школьное образование, не только начальную или старшую школу, но и работу тех образовательных учреждений, что ведут ее с детьми от ноля до 18 лет. Мы стремимся создать среду, доброжелательную по отношению к детям, среду, в которой будут созданы условия для освоения ребенком мира всеми органами чувств. Детский сад для нас - совместные (при руководстве и опеке взрослого) игра, конструирование, творчество. Начальная школа - школа становления учебной деятельности и некоторого самовыражения. Основная школа - школа выстраивания системы взаимоотношений с людьми по поводу совместной продуктивной деятельности. Старшая школа - выбор пути, реализации научных, творческих проектов. Нам важно выстроить систему, которая обеспечит плавный переход со ступени на ступень, который не может происходить в назначенный день и час, когда ребенку исполнилось 6, 10 или 14 лет. Для того чтобы этот переход был осуществлен адекватно, соответствующие педагогические коллективы должны быть настроены на совместную работу и участие в работе как на нижней, так и на верхней ступени.

Елена БУЛИН-СОКОЛОВА, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой развития начального образования МИОО (из выступления на семинаре «Школа Сколково»)

От редакции

Недавно Елена Игоревна отметила свой юбилей. Журналисты «Учительской газеты» присоединяются к многочисленным поздравлениям и добрым пожеланиям ее коллег и друзей.