Если раньше объединение обучения в формате одной кафедры было более или менее формальным, то в последние годы оно становится все более и более сущностным, потому что ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА как часть общей педагогики все яснее осознает себя. Благодаря повседневной практике и трудам теоретиков педагогики искусства, среди которых, прежде всего, необходимо назвать Б.Юсова и его последователей, мы все яснее осознаем, что у педагогики искусства есть своя особая методология, которая может быть полезна не только на уроках искусства, но и на любых уроках в школе, вузе и в послевузовском образовании.
Кафедра имеет в своем составе уникальную структуру - лабораторию интерактивных театральных проектов, где работают режиссеры, актеры и театроведы, имеющие в качестве одного из высших педагогическое образование, поэтому в рамках этой кафедры и этой лаборатории изучали и разрабатывали, прежде всего, методы театральной педагогики, интересные всему общему образованию.
К 2012-2013 учебному году исследования в области педагогики искусства, и театральной педагогики в частности, стали основной научной темой исследования кафедры. Учебный процесс строится на основных идеях и законах педагогики искусства в самых разных курсах: от краткосрочных 36-часовых курсов повышения квалификации до больших двухгодичных программ переподготовки педагогических кадров. В некоторых программах практически все курсы строят на основе методов педагогики искусства, а в некоторых эти методы применяются фрагментарно и локально, однако присутствие этих идей и методов ощутимо и на курсах, адресованных всем специалистам: педагогам изо, музыки, МХК, театра.
Не везде и не всегда школьные учителя, воспитанные в предыдущей, репродуктивной парадигме образования, одинаково легко и охотно идут навстречу инновации. Нередко создание открытой художественно-творческой среды наших программ и занятий настораживает, пугает и даже вызывает прямую агрессию, но все же процесс перехода к средовой и творческой педагогике неукоснительно развивается.
Научить никого ничему невозможно. Можно только научиться. Поэтому и учитель - весьма сомнительная профессия, если только не писать это слово с заглавной буквы - Учитель, но в этом случае речь идет не о преподавателе того или иного предмета, а о личности, у которой в первую очередь учатся жизни, а это уже, в свою очередь, включает и обучение профессии или предмету и отношению к профессии, к людям, к Родине, и формирование мировоззрения и жизненной философии.
Вот и получается, что настоящий учитель не учит и не воспитывает, он просто живет так, как считает нужным и правильным, а масштаб его личности, его интересов, кругозора, его увлеченность любимым делом, умение общаться с людьми привлекают к нему учеников, которые, глядя на него, строят свою жизнь, советуясь с ним, споря, участвуя в совместных творческих или научных поисках и проектах. Таким человеком был Леопольд Сулержицкий, друг и идейный последователь Льва Толстого, соратник Константина Станиславского и первый преподаватель его системы, исследователь, практик, неутомимый труженик, выдумщик, талантливый педагог, режиссер, художник, памяти которого была посвящена Всероссийская конференция, проведенная нашей кафедрой. Следует признать, что Станиславский, юбилей которого мы отметили недавно, опередил свое время не только в области разработки системы воспитания актера, но и в области разработки проблем общей педагогики. По сути, он сформулировал принципы, которые потом обрели свое место в таких направлениях педагогической мысли, как педагогика сотрудничества, гуманистическая педагогика, открытые образовательные технологии. В его концепции легко просматриваются идеи поддерживающей педагогики, образовательного пространства или средовой педагогики, проектной деятельности, тьюторского подхода. В общей педагогике все эти идеи начинают формироваться в то же самое историческое время и, вероятно, более или менее независимо друг от друга. Эти принципы полностью отвечают требованиям концепции «Новой школы», где в центре педагогического процесса стоит личность учащегося, личность педагога. Согласно этим принципам сам процесс обучения строится на основе деятельностного подхода, в котором заложена личностная творческая активность учащегося. Причем деятельность подразумевает не единичное действие, а логику действий, выстроенную по законам режиссуры. Знания, умения и навыки как готовый результат при таком подходе не самоцель, но учащиеся добывают и осваивают их самостоятельно в процессе практической деятельности. На первое место выходит игра - игра как процесс, игра как образ жизни и способ познания мира, игра как законченная художественная форма.
Принципы театральной педагогики выдвигают особые требования как к организации учебного процесса, так и к самим педагогам. При новой организации познавательной деятельности на уроке происходят изменения направленности коммуникаций. Вместо привычного поля общения учитель - ученики возникает многовариантное поле: ученик - ученик, ученик - группа учеников, группа учеников - группа учеников, а учитель становится организатором этого процесса. Хороший педагог вместе со своими учениками заново постигает законы бытия, природы, общественных отношений, студийности, превращается из транслятора готовых знаний в организатора творческого процесса, консультанта, сотворца, своеобразного связного между миром детей и миром взрослых. Для этого он сам должен находиться в постоянном творческом поиске, реализуя один из главных принципов педагогики К.С.Станиславского «Уча - учись».
Особенность театральной педагогики состоит в том, что если хотя бы один из педагогов использует в своей работе ее принципы, рано или поздно это потребует перестройки работы всего коллектива в целом, включение его в коллективное педагогическое творчество. А это в свою очередь требует организации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Это возможно через систему ассистентуры, где обучение принципам и методам театральной педагогики проходит в непосредственной педагогической и творческой деятельности, но, кроме того, что не менее важно, в научно-методической и исследовательской деятельности под руководством мастера.
Путь становления мастера в идеале требует четырех этапов: обучение методике в качестве ученика (школьника или студента); наблюдение за обучением методике старших школьников, студентов или слушателей факультета переподготовки кадров в качестве ассистента-волонтера; педагогическая стажировка в качестве второго педагога при обучении студентов или слушателей факультета переподготовки кадров; самостоятельная завершенная педагогическая деятельность в качестве руководителя класса или курса. Таким образом, мастерство передается из рук в руки методом постепенного, послойного освоения секретов. Такой способ подготовки кадров позволяет в процессе освоения методики развить индивидуальные творческие качества личности ученика-стажера, которые станут основой его профессиональных компетенций и выработки своего профессионального почерка, своего авторского стиля.
Сегодня на кафедре эстетического образования и культурологии МИОО две учебные программы построены полностью на принципах педагогики искусства с опорой на театральную педагогику. Во-первых, мы готовим театральных педагогов - руководителей детских театральных коллективов на отделении социальной педагогики факультета переподготовки педагогических кадров, во-вторых, осуществляем повышение квалификации учителей всех предметных областей по теме «Освоение метода художественно-педагогической драматургии современного урока».
В настоящее время сложилась сбалансированная целостная программа курсов переподготовки в рамках отделения социальной педагогики. Курс рассчитан на два года обучения на базе первого высшего образования. Фактически в основе курса лежат два главных направления: педагогика и режиссура; таким образом, этот курс представляет уникальную в истории отечественного образования возможность приобрести широко востребованную, но при этом официально не существующую специальность режиссера - педагога образовательного пространства (московская версия) или школьного театрального педагога (санкт-петербургская версия). Эта специальность предполагает профессиональную подготовку специалиста как в области педагогики, психологии, методики работы с детьми, так и в области театральных дисциплин, что определяет специфический набор предметов и структуру курса. Программа опирается на современные подходы в образовании и рассчитана на активное личностное включение обучающихся в познавательную, исследовательскую и творческую деятельность, поэтому даже теоретические курсы, знакомящие слушателей с основами педагогики, психологии и основными принципами современных подходов в образовании, преподают не столько в лекционной, сколько в семинарской и тренинговой форме. Все профессиональные предметы курса можно условно разделить на два основных блока, составляющих основу специальности социального педагога и составляющих основу специальности режиссера. Надо, однако, сказать, что все предметы тесно взаимосвязаны и составляют некоторое смысловое и методическое единство и в идеале должны составить синкретическое ядро предлагаемой нами специальности. Содержание одних дисциплин нередко развивается и углубляется в рамках других дисциплин. Одни и те же методы работы по-разному эксплицируются в преподавании различных предметов. Зачеты и экзамены часто бывают интегрированными.
Курс актерского мастерства рассчитан на три семестра. Несмотря на то что он имеет свои отдельные задачи и особенности, в сетке расписания он неотделим от курсов по режиссуре и методике. Первый семестр завершается промежуточным зачетом по актерскому мастерству, а третий - экзаменом. Курс включает четыре основных раздела: импровизация как основа актерского мастерства в театре, где играют дети; логика действий как путь к перевоплощению; конфликт (прямое столкновение) и событие на материале классической драматургии, возможной для реализации в детском театральном коллективе; сквозное действие роли. Курс актерского мастерства, как и большинство курсов цикла профессиональных дисциплин, практико-ориентированный, практические занятия проходят в основном в форме тренингов и репетиций. При этом используется деление на малые творческие группы и выполнение индивидуальных заданий в ходе общегрупповой работы. Образовательный процесс строится на базе авторской методики С.Клубкова, адаптированной для работы с педагогами детских театральных коллективов. Лекционные занятия проводятся в форме бесед с элементами семинарских приемов после практического освоения курса. Основной принцип обучения - личностное проживание, поэтому для этого курса методически обоснованно то, что теоретическая часть опирается на опыт практической работы, обобщая и систематизируя личный творческий опыт слушателей. Занятия по актерскому мастерству проходят в интеграции с занятиями по режиссуре и методике. Поэтому важно, чтобы эти курсы проходили в форме интенсивных творческих мастерских. Для занятий по этим предметам обязательно выделяют двухнедельные линейки, когда занятия ведут ежедневно и полный день.
Курс режиссуры знакомит слушателей с основными приемами работы режиссера, начиная от выбора и анализа драматургического материала до воплощения замысла. Слушатели на практике осваивают премудрости профессии в области работы с материалом и его анализа, рождения замысла спектакля и его художественного образа, поиска путей воплощения. Кроме того, они овладевают приемами работы с актером, сначала в процессе творческого интенсива друг с другом, а затем перенося этот опыт на работу с детьми в своих театральных коллективах в период педагогической практики. Обучающиеся проходят путь развития режиссерского мастерства в соответствии все с тем же принципом «зерна»: от музыкального этюда через постановку инсценировок сказок, отрывков из классической драматургии до постановки одноактной пьесы. Особым образом связан он и с двумя курсами, посвященными драматургии, поскольку зачет к одному из них - создание инсценировки сказки, а другой помогает сориентироваться в море мировой драматургии перед выбором отрывков для постановки. Курс режиссуры продолжается вплоть до конца четвертого семестра. В четвертом семестре практические занятия по режиссуре связаны с действенным анализом и постановкой выпускных работ в своих творческих коллективах. Контроль осуществляется в форме зачета в конце второго семестра и экзамена в конце четвертого семестра.
урс «Методика преподавания театральных дисциплин» распределен в течение двух лет обучения и завершается экзаменом в четвертом семестре. Предмет «Методика преподавания театральных дисциплин» - центральное звено курса, связывающее в единое целое практически все предметы. Он особенно тесно связан с курсом возрастной психологии, психологии творчества и педагогики искусства. Поэтому именно в этом предмете запланирована курсовая работа, которая, по сути, становится основной формой итогового контроля первого года обучения. Именно в этом курсе мы знакомим слушателей с основными особенностями театральной работы с детьми, теми отличиями от работы с профессиональными взрослыми актерами, которые необходимо учитывать в работе театрального педагога. Этот курс как раз и становится тем узлом, той точкой пересечения педагогики и режиссуры.
Предмет «Методика создания драматургического текста» непосредственно связан с группой театральных дисциплин. Драматургические работы, написанные в процессе и результате обучения, становятся материалом для постановок. Таким образом, слушатели осваивают азы актерского мастерства и режиссуры, используя собственные инсценировки и драматургические этюды. В первом семестре зачетной работой по этому предмету становится инсценировка сказки, а завершающей экзаменационной работой, которую сдают в третьем семестре, одноактная пьеса, которая может стать материалом для выпускной аттестационной работы.
Три историко-культурных курса также тесно взаимосвязаны. «История мировой художественной культуры» - центр этого блока, сложный комплексный предмет, включающий разнообразие форм и приемов преподавания, а также использующий различные современные образовательные технологии. Собственно говоря, все курсы нашей программы практико-ориентированные, но этот курс может служить образцом применения инновационных интерактивных методик, которым мы обучаем слушателей, в блоке педагогических и методических дисциплин. В основе преподавания лежит несколько основных методических идей. Во-первых, курс строится как интегративный, объединяющий все искусства: музыку, литературу, театр, пластические и другие искусства, под интеграцией в этом случае подразумевается не механическое соединение предметов, а своеобразие проявления одних и тех же философских, эстетических и этических доминант эпохи в каждом из видов искусства. Во-вторых, основа курса - метод событийного проживания обучающимися каждой культурно-исторической эпохи. Для этого к каждой эпохе, к каждому стилю проектируют специальные задания-ключи, помогающие освоить эстетические коды культуры в практической, творческой и игровой деятельности. В-третьих, занятия ведут два педагога одновременно, это позволяет не только соединить специалистов разных искусствоведческих областей, но и организовать проблемный диалог, в поле которого подключается и вся группа обучающихся. Курс построен по принципу периодизации основных культурно-исторических эпох, знакомит слушателей с историей мировой художественной культуры, начиная с архаики и заканчивая ХХ веком. Первый год обучения завершается индивидуальным зачетом, форма итогового контроля - экзамен. Как зачет, так и экзамен - органическое продолжение всего обучения, они фиксируют способность обучающегося разработать сначала задание, а потом и цикл занятий по истории искусств, отвечающий требованиям средовой, деятельностной, личностно ориентированной педагогики.
Курс «История драматургии» тесно связан с историей мировой художественной культуры, опирается на ее теоретический материал и на знакомство с курсом «Методика создания драматургического текста», что позволяет полностью построить курс на семинарских занятиях. Предполагается, что слушатели заранее готовятся к семинарам, получая предварительно список литературы и проблемные вопросы для обсуждения. Для педагогов, занимающихся театром с детьми и вынужденных создавать репертуар для своих студийцев, очень важен курс «История детской литературы». С одной стороны, этот курс связан с историей мировой художественной культуры, с другой - с методикой создания драматургического текста и курсом возрастной психологии. Хорошая детская литература, с одной стороны, дает материал для написания инсценировок, с другой стороны, знание логики и понимание современных тенденций развития детской литературы, помогает создавать собственные драматургические произведения для детей. Курс читают в третьем семестре и завершают групповым зачетом.
Программу «Социальная педагогика. Режиссура детского театрального коллектива» кафедра создавала с учетом современных подходов в образовании и требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов. Ключевыми подходами этой программы стали: личностно ориентированный, деятельностный, компетентностный, герменевтический, синергетический. Основой методики обучения становится получение нового опыта, формирование профессиональных компетенций в результате личностного проживания в процессе коллективной творческой деятельности. Курс включает самые разные формы занятий: тренинги, мастерские, дебаты, интегрированные творческие формы. Кроме того, важным принципом реализации образовательной программы стал принцип целостности и комплексного подхода, программа не просто набор отдельных предметов, а целостная система взаимосвязанных курсов. Часть учебного процесса проходит в форме интегрированных занятий, которые так же, как курс «История мировой художественной культуры», нередко вместе ведут два педагога разных специальностей - режиссер и психолог, педагог по актерскому мастерству и педагогике. Такой подход позволяет обучающимся увидеть общее и разное в методологии основных предметов, которыми они овладевают.
По завершении двухгодичного курса обучения слушатели пишут выпускную аттестационную работу. Эта работа имеет две основные части, две главы: теоретическую и практическую. В теоретическую часть работы, как правило, входят обзор и анализ психолого-педагогической и другой специальной литературы по теме, описание выбранных методик и технологий, соответствующих целям исследования, обоснование этого выбора. Практическая часть работы описывает практику применения отобранных методик и технологий в процессе постановки спектакля, осуществления творческого проекта или выполнения какой-либо другой творческой работы с детьми, которая была выполнена слушателем в рамках подготовки к выпускной аттестационной работе. Завершается работа самоанализом и выводами в соответствии с целью исследования. Лучшие выпускные работы представляют на ежегодном фестивале-семинаре детской театральной педагогики «Пролог-Весна», который проводится уже почти десять лет. Выпускники наших курсов становятся квалифицированными специалистами в области театральной работы с детьми в широком смысле этого слова. Предложенная нами система подготовки позволяет им осуществлять не только непосредственно педагогическую деятельность в детских театральных коллективах, но и становиться популяризаторами идей и принципов педагогики искусства, и в частности театральной педагогики, в педагогической среде. Они становятся активными проводниками в процессе внедрения театральных методик в практику общего образования.
В результате общения с выпускниками двухгодичных программ переподготовки педагогических кадров как по специальности «Социальный педагог», так и по специальности «Учитель культурологи и МХК» нередко в конкретных школах формируются небольшие группы учителей-предметников, заинтересованных в овладении методами педагогики искусства и театральными методиками для повышения эффективности образовательного процесса.
В связи с этим была разработана программа повышения квалификации учителей-предметников «Освоение метода художественно-педагогической драматургии современного урока». Это направление молодое, осуществляется кафедрой эстетического образования и культурологии четвертый год и находится в стадии становления.
В основу разработанного нами курса легли идеи, методические рекомендации и практический опыт Б.Юсова, А.Мелик-Пашаева, З.Новлянской, Ю.Троицкого, Л.Савенковой, А.Ершовой, В.Букатова, В.Ильева, Л.Предтеченской, С.Клубкова.
Мы исходим из того, что учитель должен стать организатором познавательной деятельности учащихся, соучастником их творческих проектов и развивающих игр. Для этого ему необходимо поменять свой взгляд на природу образовательного процесса, организовать процесс обучения так, чтобы у обучающихся возникала потребность познания, были созданы условия, позволяющие этому познанию свершиться. Процесс обучения перестает быть педагогоцентрированным, возникает целая палитра возможных игровых ролей как для педагога, так и для учеников. А для того чтобы суметь этой возможностью воспользоваться для активизации учебного процесса, учителю необходимо овладеть такими навыками актерского мастерства, как внимание, мышечная свобода, воображение, вера и умение погружаться в игровые условности, ему понадобятся умение слушать, осуществлять пристройку, отдавать инициативу, импровизировать и спонтанно реагировать на изменение предлагаемых обстоятельств, понимание природы действия и законов его подлинности, владение словесным действием.
Мы полагаем, что урок, построенный как игра или творческая деятельность, должен учитывать законы драматургии и режиссуры. Однако урок - это не моноспектакль, где педагог - исполнитель, а учащиеся - зрители, это скорее интерактивное действо, где учащиеся становятся участниками, а учитель - организатором, соучастником или играющим тренером. При этом конфликт как столкновение двух или более противоборствующих сил, так же как в пьесе, лежит в основе построения драматургической конструкции урока, он его движущая сила. Поэтому учитель, планируя урок, становится драматургом, создающим эту конструкцию, продумывающим событийный ряд урока, то, что станет предметом конфликта на этом уроке, каким по сути и по форме будет этот конфликт, как распределятся участники, определяет сверхзадачу. На самом уроке учитель уже становится режиссером, воплощающим свой драматургический замысел, занимает позицию, ведет эту игру, предполагает то или иное развитие событий. У педагога есть инструменты влияния на происходящее: передача инициативы, смена мизансцены, изменение предлагаемых обстоятельств. Надо сказать, что предлагаемые обстоятельства и их изменение один из самых мощных и действенных инструментов управления спонтанным импровизационным игровым процессом. Задавая изначально условия игры, мы определяем те рамки, в которых этот спонтанный процесс будет протекать, и те условия, которые будут его менять, но внутри этих рамок игроки абсолютно свободны. Это позволяет им ставить свои собственные цели и задачи, добиваться их, чувствовать удовлетворение от достигнутого или разочарование от неудачи, испытывать эмоции, включаться в процесс всем своим организмом - целостно.
Такому подходу к образовательному процессу мы обучаем на наших курсах повышения квалификации. Самый лучший способ обучения - провести педагогов самих через эти методики, приемы и методы. Таким образом, занятия на этих курсах строятся в соответствии с требованиями режиссуры урока. Слушатели знакомятся с основами актерского мастерства, включая навыки владения словом и словесным действием, постигают азы режиссуры, и драматургии, овладевают приемами социоигрового стиля и драмогерменевтики. Помимо этого в курс включены элементы таких технологий открытого образования, как технология дебатов или технология критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), а также освоение приемов активного слушания и других коммуникативных навыков, необходимых учителю.
Помимо аудиторных занятий, которые проводят в игровой, практико-ориентированной форме, предусмотрены взаимопосещения открытых уроков с последующей рефлексией и самоанализом. В 2011-2012 учебном году мы ввели систему постепенного освоения и введения в практику урока инновационных элементов. Сначала слушатели осваивают материал на личном опыте, в роли учащегося. Затем пробуют отдельные приемы, элементы друг на друге в процессе практических занятий. Затем придумывают фрагмент урока с применением одного или нескольких новых приемов, демонстрируют его в ходе урока, анализируют, что планировали, для чего, что получилось, а что нет, отвечают на вопросы преподавателей, получают замечания и рекомендации, планируют одно из основных событий урока, стараясь соблюдать основные законы драматургии, пробуют воплотить свой план в ходе открытого урока с последующим самоанализом и рефлексией, наконец, создают урок по законам драматургии и воплощают его, следуя требованиям режиссуры. Этот открытый урок, его описание и анализ, включая анализ педагогической ситуации и обоснование целей, и становится основой курсовой работы, которую сдают как итоговую по окончании курсов. Первым критерием успеха становится факт получения удовольствия от процесса урока учащимися и самим учителем. Познание мира через игру и в игре, в процессе коллективной и индивидуальной творческой деятельности - это, на наш взгляд, единственно возможный естественный путь развития личности.

Елена КОСИНЕЦ, методист МИОО