Проект «Comenius-420» изначально был поддержан значительным числом руководителей школ и заведующих кафедрами университетов - непосредственных организаторов образовательного процесса, которые ежедневно сталкиваются с необходимостью актуализации содержания образования. Педагоги этих образовательных учреждений внесли свою творческую лепту в реализацию проекта. По мере развития проекта к нему присоединялись новые партнеры, укреплялась уверенность в том, что наследие Коменского не устарело, а, наоборот, актуально, поскольку эпохи XVII в., когда творил Коменский, и начала XXI в., то есть спустя 400 лет, типологически схожи. Схожесть эта заключается в месте и роли «человека с маленькой буквы» в определении своей собственной судьбы, во влиянии на судьбы общества. Не секрет, что самостоятельность человека, его субъектность становятся объектом самых изощренных манипуляций. Человек отчуждается от общественного бытия, само общественное бытие подвергается инфляции. Педагогика Коменского - гуманитарная реакция, гуманитарный ответ духовно-нравственному вызову. В этом заключается ее всемирно-исторический смысл и тогда, и сейчас. Медаль Яна Амоса Коменского - одна из самых престижных наград ЮНЕСКО - предназначена для поощрения выдающихся достижений в области педагогических инноваций, исключительной личной преданности образованию и идеалам ЮНЕСКО.
Перечитывая Коменского, мы все вместе открывали его для себя заново. Среди наиболее крупных акций проекта «Comenius-420» назовем несколько. Это «Уроки Коменского», начатые по инициативе педагогов Центра образования №1435 и Речицкой школы (Гжель) Раменского района Подмосковья: открытые уроки педагогов как в своей школе, так и на базе школ-партнеров, содержание уроков ориентируется на социальные и личностные проблемы современного школьника, которому предстоит с ними неизбежно столкнуться или он уже сталкивается. Это активная поддержка идеи минскими педагогами: Комитетом по образованию Минска, Минским городским институтом развития образования, клубом учителей «Большая перемена»; ведущие городские акции, например Академия урока, посвященная в том числе юбилею Яна Коменского. Это «Педагогический день» в Карловом университете в Праге для педагогов московской школы №2025. Его помогли организовать чешские коллеги с педагогического факультета университета, прежде всего Институт профессионального развития работников школ, школа Кунратице - партнер университета. «Педагогический день» стал мобильной лабораторией обмена инновационным профессиональным опытом чешских и российских педагогов. Педагогический факультет дал возможность большой группе московских и минских педагогов опубликоваться в научном сборнике университета. Это открытые уроки педагогов Коммерческой академии в городе Лысе-над-Лабой (под Прагой). Уроки записали на видеокамеру и предлагают российским педагогам для ознакомления с особенностями методики преподавания в чешской школе. Это открытая авторская публичная лекция по теме «Земля и Небо Яна Коменского, или Comenius: новое содержание жизни», прочитанная несколько раз в России и Беларуси. В лекции поставлена специальная цель - раскрыть современное значение педагогического учения Коменского. Это организация отдельной секции, посвященной Коменскому, в рамках Всемирного философского конгресса летом 2013 года по инициативе кафедры философии образования Московского института открытого образования. Работа секции позволит актуализировать общегуманитарный потенциал творческого наследия мыслителя.
По итогам проекта опубликован сборник статей и материалов, авторами которых выступили российские, белорусские и чешские педагоги. Теперь идет подготовка серии научно-методических публикаций педагогов в ходе проекта, подготовка самостоятельных сборников материалов на базе каждого образовательного учреждения. Кроме того, оперативную публикацию промежуточных результатов проекта обеспечивает партнер проекта «Учительская газета - Москва».
Работа в проекте показала глубину взглядов и понимания жизни великим просветителем. Поэтому и было решено продолжить проект, посвятив его 425-летию Коменского. Найденные формы профессионального взаимодействия будут сохранены и станут опорой для поиска новых партнеров и способов совместного педагогического исследования. Основная идея остается такой же. Ее конкретизация в новой теме позволит педагогам более предметно нацеливать свой анализ на жизненно важные ситуации в биографии и судьбе современного человека, учить школьников и студентов опознавать и ориентироваться в них. Жизненная ситуация, случай, событие как «квант» жизни - основная идея проекта «Comenius-425».
В качестве весьма существенного дополнения необходимо обратить внимание на судьбы и творческое наследие других великих людей, чьи юбилеи отмечаются в 2013 году. Изучение этого позволит глубже понимать, шире интерпретировать основную тему проекта, которая предполагает подготовку к юбилеям, которые мы отметим в 2013 году. Это:
- 190-летие со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского (1823-1870 гг.);
- 185-летие со дня рождения Льва Николаевича Толстого (1828-1910 гг.);
- 125-летие со дня рождения Антона Семеновича Макаренко (1888-1939 гг.);
- 95-летие со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского (1918-1970 гг.);
- 120-летие со дня рождения Алексея Федоровича Лосева (1893-1988 гг.);
- 130-летие со дня рождения Ивана Александровича Ильина (1883-1954 гг.);
- 150-летие со дня рождения Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945 гг.);
- 100-летие со дня рождения великого летчика Александра Ивановича Покрышкина (1913-1985 гг.);
- 900-летие «Повести временных лет», нашего начального исторического повествования, акта национального самосознания, ведь так мы начинались.
В 2014 г. - 180-летие со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева (1834-1907 гг.).
Продолжится празднование 200-летнего юбилея победы России в Отечественной войне 1812 года: в 1813-1815 гг. российская армия совершала Заграничный поход, окончательно освобождая народы Европы.
Все это темы для большого педагогического разговора о человеке современном, его жизненном пути в лабиринтах мира XXI века. Статьи и материалы педагогов, участвующих в разговоре, мы будем периодически публиковаться в сборниках в рамках проекта «Comenius-425». Цель проекта - выявить спектр жизненно важных ситуаций, случаев, событий для судьбы современного человека, дать им педагогическую интерпретацию.

Сергей ПИМЧЕВ, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, профессор Московского института открытого образования

Информация к сведению

Задачи проекта «Comenius-425»:
- выявление и описание с педагогической точки зрения, составление перечня конкретных жизненно важных ситуаций, случаев, событий для судьбы современного человека;
- нахождение способов, методов, форм, условий моделирования выявленных ситуаций в образовательном процессе;
- проведение апробации результатов педагогического поиска, анализа;
- публикация основных результатов.
База проекта:
- образовательные учреждения России, Беларуси, Чехии, Словакии, участвующие в проекте.
Сроки:
2013-2017 гг.
Ожидаемые результаты:
- практические: современное прочтение наследия Коменского, изменения в содержании образования - учебных программах отдельных педагогов; новые формы профессионального взаимодействия педагогов разных школ, регионов, стран; конкретные открытые уроки, классные часы, мастер-классы, авторские лекции и т. п. (их сценарии), ориентированные на основную тему;
- теоретические: выявленные и описанные жизненно важные ситуации; способы их педагогического моделирования, интерпретации.
Группа управления проектом:
- заслуженный учитель России, учитель истории школы №2025 Н.Баулина; доктор исторических наук, профессор Российского университета дружбы народов В.Блохин; главный специалист-эксперт Департамента международного сотрудничества Министерства образования и науки Российской Федерации С.Богомолов; директор Центра поддержки и развития инновационной образовательной практики Минского городского института развития образования (МГИРО) (Минск, Беларусь) Л.Венцерева; заместитель директора гимназии им. А.Эйнштейна (Братислава, Словакия) Е.Врбанова; профессор антропологии и образования Свободного университета Берлина (Берлин, Германия) К.Вульф; Методический кабинет Российских Соотечественников www. Metodkabinet.EU (Италия) Н.Генина; Отличник профессионального образования Российской Федерации, методист Центра педагогических конкурсов и управления проектами МИОО Г.Головина; кандидат исторических наук, зав. кафедрой ЮНЕСКО Московского института открытого образования (МИОО) (Москва) Ю.Горячев; доктор наук, директор Учебного центра Прага-Глоубетин Карлова университета (Прага, Чехия) В.Гоффманнова; директор Речицкой средней школы (Гжель, Подмосковье) Н.Гребенникова; проректор МИОО Г.Данилова; доктор наук, директор Коммерческой академии в г. Лыса-над-Лабой (Чехия) И.Дворжакова; директор школы №26 г. Минска О.Жук; главный редактор журнала «Минская школа сегодня» (Минск, Беларусь) Т.Иванова; доцент Силезского университета в Опаве (Опава, Чехия) Б.Ильюк; кандидат педагогических наук, ректор Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева (Саранск, Мордовия) В.Кадакин; директор Центра образования №1435 М.Калинцева; заслуженный учитель России Е.Капланская; методист Центра педагогических конкурсов и управления проектами МИОО О.Козырева; доктор философии, директор Института профессионального развития работников школ Карлова университета (Прага, Чехия) Я.Koнoвa; доктор педагогических наук, проректор МИОО Л.Курнешова; народный учитель России А.Кухтинская; доктор исторических наук, профессор, проректор МИОО А.Лубков; кандидат педагогических наук, директор школы №2025 г. Москвы И.Малахова; академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, директор Института коррекционной педагогики РАО Н.Малофеев; кандидат педагогических наук, зав. лабораторией психолого-педагогического технологий проектирования социокультурного пространства Лесосибирского педагогического института С.Митросенко; заместитель директора по научно-методической работе Центра образования №1435 Г.Михеева; доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии образования МИОО В.Меськов; шеф-редактор «Учительской газеты - Москва», заслуженный работник культуры РФ В.Молодцова; кандидат педагогических наук, доцент, ректор МГИРО Т.Мороз; заместитель директора по воспитательной работе Центра образования №1435 Ю.Овчинникова; председатель Клуба учителей «Большая перемена», методист МГИРО Т.Павлючук; профессор, декан факультета образовательных наук Университета им. Н.Коперника (Торунь, Польша) P.Petrykowski; кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, профессор МИОО (научный руководитель проекта) C.Пимчев; директор Центра детского и юношеского творчества «Киевский» А.Романов; заслуженный учитель России, учитель русского языка и литературы школы №1205 А.Романов; доктор педагогических наук, профессор, президент Московского городского педагогического университета (МГПУ) В.Рябов; доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии образования МГПУ А.Савинков; заслуженный учитель России, доцент, директор Центра педагогических конкурсов и управления проектами МИОО Л.Савинкова; кандидат педагогических наук, директор школы №70 П.Самсонов; директор Первой Чешско-русской гимназии (Прага, Чехия) Н.Сватанова; профессор, директор, главный редактор Издательского дома «Инновации и эксперимент в образовании» А.Сиденко; председатель Союза чешских писателей (Прага, Чехия) К.Сыс; член Союза писателей России, главный редактор интернет-портала «Столетие» А.Тимофеев; заслуженный учитель России, заместитель директора по развитию инновационных процессов Верхнемазинской средней школы им. Д.В.Давыдова (c. Верхняя Маза, Ульяновская область) С.Узбекова; директор Центра мультимедиа МИОО Т.Фиалкова; кандидат педагогических наук, зав. кафедрой эстетического образования и культурологии МИОО М.Фоминова; заведующая библиотекой школы, руководитель историко-патриотического клуба «Отечество» (г. Приморск, Ленинградская область) Л.Фомичева; доктор философии, учредитель РВ - Высшей профессиональной школы и средней школы менеджмента, S.R.O. (Прага, Чехия) Д.Чапкова; кандидат исторических наук, доцент Московского государственного института международных отношений (университета) (МГИМО) Т.Черникова; доктор педагогических наук, профессор, проректор по науке Мордовского государственного педагогического института им. М.Е.Евсевьева (Саранск, Мордовия) Т.Шукшина; заместитель директора по научно-методической работе гимназии №1538 Л.Яценко.

Контакты:
Электронная почта:
kuna@live.ru
Телефон в Москве:
(499) 977 54 11
Сайты:
Центр педагогических конкурсов и управления проектами МИОО www.edu.of.ru/teacher
Лаборатория прогностики «Куна» www.kunalab.ru