Но менялись времена - менялись и образовательные запросы московского учительства. Незабываемы для старшего поколения словесников 70-е и 80-е годы, когда на курсах повышения квалификации преподавали заслуженные учителя Г.Богданова, Л.Айзерман, Н.Нефедова, которые давали педагогам практическую методику, полезные советы по организации конкретных уроков, учили создавать собственные методические системы.
90-е... Эпоха демократизации в области образования, максимальной свободы в выборе учебников и педагогических технологий. Изменились сами подходы к системе дополнительного профессионального образования. Многие группы повышения квалификации стали формироваться на базе школ. Это было удобно для самих учителей, но прежде всего это давало возможность привлечь к преподаванию специалистов-практиков, носителей уникальных методик, способствующих достижению желаемых образовательных результатов. Скажем, на протяжении долгих лет на базе школ Западного округа столицы для учителей русского языка и литературы вела постоянно действующие мастер-классы Г.Лазаренко, в памяти многих словесников Москвы эти мастер-классы остались как образец творческого, увлеченного отношения учителя к своей профессии.
В 90-е годы филологи Москвы с нетерпением дождались выхода в свет учебно-методических комплексов нового формата, созданных авторскими коллективами нашего родного института. Это и учебники по литературе под редакцией А.Княжицкого с их оригинальной идеей интеграции изучения литературы и других видов искусства; это и учебники по литературе под редакцией кандидата филологических наук, доцента М.Ладыгина, открывшие российскому школьнику доселе неведомый мир зарубежной литературы, поэтапно погружающие юного читателя в тайны литературы как искусства слова. Подчас курсы повышения квалификации строились на основе знакомства учителей с теми или иными методическими подходами в рамках линий учебников.
В последнее десятилетие интересным явлением стало то, что многие преподаватели, одновременно будучи обычными школьными учителями, оттачивали свое мастерство на курсах повышения квалификации, а также теоретически осмысляли свои методические находки, в недрах института рождались заслуженные учителя. К их числу можно отнести О.Зайцеву, О.Мончаковскую. Институт сформировал и целую плеяду научных кадров. Работая на курсах повышения квалификации, успешно защитили диссертации преподаватели кафедры филологического образования Е.Суханкина, С.Колосова. Кадровое пополнение происходило и за счет привлечения специалистов окружных методических служб Н.Тралковой, С.Драбкиной, В.Сперантова, Н.Генераловой. Очень ценными работниками стали победители профессиональных конкурсов и грантов Н.Акопова, Г.Гордиенко, О.Брюханова, Н.Генералова.
Важным событием институтской жизни стало открытие кафедры филологического образования, объединившей всю методическую работу с учителями русского языка и литературы Москвы. На должность заведующей кафедрой была избрана кандидат филологических наук, профессор Л.Дудова. Сотрудниками кафедры на разных этапах ее развития были кандидат педагогических наук, доцент, организатор конференции «Языкознание для всех» О.Дроздова; доктор педагогических наук, профессор, разработчик культуроведческого направления в лингводидактике Л.Новикова. Каждый вносил свой вклад в объединение педагогов-словесников под эгидой Московского института открытого образования.
На сегодняшний день кафедра филологического образования МИОО - это коллектив единомышленников, способных профессионально развиваться, а значит, целенаправленно и ответственно готовить квалифицированных специалистов в сфере преподавания предметов филологического цикла. На кафедре работают крупные ученые-методисты, занимающиеся вопросами риторизации школьного образования: доктора наук З.Курцева, Н.Махновская, Ю.Щербинина, кандидаты наук О.Сальникова, Е.Суханкина. В этом смысле кто-то не в шутку, а всерьез назвал кафедру вторым домом Т.Ладыженской - основоположника риторического образования в современной российской школе.
Кафедра тесно сотрудничает с Российской государственной библиотекой и Российской государственной детской библиотекой, Российской ассоциацией чтения, при этом участвуя в реализации совместных региональных проектов, касающихся проблем детского чтения (Т.Исаченко, В.Чудинова, Н.Сметанникова). Не случайно несколько лет назад были впервые открыты группы переподготовки педагогических кадров по программам «Тьютор по речевой коммуникации» и «Тьютор по чтению».
Кафедра филологического образования МИОО активно привлекает к работе на курсах повышения квалификации ведущих авторов федеральных учебников по русскому языку и литературе В.Журавлева, В.Чертова, Л.Комиссарову, Б.Ланина, С.Зинина. Такие курсы всегда пользуются особым спросом среди учителей. В таком сотрудничестве заинтересованы и издательства.
Не менее важен и тот факт, что кафедра стала базой для повышения квалификации учителей русского языка и литературы при подготовке школьников к государственной итоговой аттестации. Частые гости на проводимых кафедрой конференциях, семинарах и круглых столах председатели федеральных предметных комиссий по русскому языку и литературе И.Цыбулько и С.Зинин. Ежегодные совместные семинары, экспертная работа, взаимное участие в конференциях, проводимых ФИПИ и кафедрой, стали реальной практикой профессионального общения учителей-словесников Москвы с федеральными институтами.
Подготовка команды Москвы для участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе (в рамках деятельности школы юного филолога) - еще одно из приоритетных направлений работы кафедры на современном этапе.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования поставило перед учителями задачу достижения новых учебных результатов. Кафедра не могла не откликнуться на этот процесс. В кратчайшие сроки сотрудники кафедры создали программы повышения квалификации нового типа. Речь фактически идет о постепенном переходе курсов повышения квалификации на уровень стажировки учителей в пилотных школах города - обладателях лучшего педагогического опыта. Работа по принципу «знаешь как - поделись с коллегами» представляется основополагающей при постепенном переходе на реализацию тех положений и требований, которые заложены в государственном документе - ФГОС ООО.
Поворотным этапом деятельности кафедры филологического образования МИОО стало объединение профессиональной общественности столицы под эгидой предметных педагогических ассоциаций. Сентябрь 2011 года - это время рождения двух региональных общественных организаций - Независимой ассоциации словесников и Ассоциации библиотекарей образовательных учреждений города Москвы. На сегодняшний день эти организации - независимые юридические лица и успешно реализуют уставные цели и задачи, среди которых одной из важнейших можно считать содействие всем тем субъектам образовательного процесса, которые так или иначе связаны с филологическим образованием современных школьников.
На протяжении более чем двух лет кафедра филологического образования МИОО совместно с членами ассоциаций проводит цикл общегородских мероприятий, посвященных пропаганде русского языка, русской культуры, русской книжности, это ежегодная читательская конференция «Современная литература и Я-читатель», ежегодная научно-практическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество», ежегодный турнир «Знатоки русского языка» среди учителей-предметников (нефилологов) и библиотекарей образовательных учреждений, Московские методические чтения «Фестиваль методических идей», круглый стол с авторами современной учебно-методической литературы для педагогов и школьников.
К важнейшим направлениям взаимодействия кафедры и ассоциаций также относятся: совместная разработка по предложению Московского центра качества образования пакета контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации московских школьников по русскому языку и литературе; совместная разработка профессионального стандарта качества для процедуры аттестации педагогических кадров; участие в профессионально-общественном обсуждении Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»; участие по инициативе Московского центра педагогического мастерства в качестве экспертов в конкурсе «Учитель года», а также участие в том или ином статусе (эксперт, наблюдатель, член оргкомитета или жюри) в олимпиадном движении столицы; по предложению Всероссийского педагогического собрания участие в разработке проекта «100 книг»; при поддержке ведущих издательств участие в профессионально-общественной экспертизе учебников Федерального перечня на их соответствие ФГОС ООО; осуществление профессионально-общественной экспертизы программ повышения квалификации при переходе на ФГОС ООО.

Роман ДОЩИНСКИЙ, доцент кафедры филологического образования МИОО, председатель РОО «Независимая ассоциация словесников»