Несколько позже начались и олимпиады, проводимые городскими отделами народного образования. В 60-е годы этой работе сопутствовали три больших события. Во-первых, олимпиады, проводимые университетами и городскими отделами народного образования, объединились в одно общее мероприятие. Во-вторых, в других городах стали тоже проводить олимпиады, так что Ленинград и Москва утратили свою исключительность. Высокий уровень задач стали распространять по СССР выпускники университетов Ленинграда и Москвы, начали появляться математические школы. Произошло и третье серьезное событие - на Московскую математическую олимпиаду пригласили команды из столиц союзных республик. Но это еще не была Всесоюзная олимпиада, тогда еще не существовало Министерства просвещения СССР, были Министерство просвещения РСФСР и министерства союзных республик. Когда появилось Министерство просвещения СССР, тогда был дан старт и всесоюзным олимпиадам. Сначала проводили районные олимпиады, которые стали первым туром перед городскими, московскими. Их проводили математические общества и Московский городской институт усовершенствования учителей (МГИУУ), преобразованный впоследствии в Московский институт повышения квалификации работников образования (МИПКРО). Заведующей математическим кабинетом этого института была чрезвычайно энергичная Серафима Михайловна Гуль. Тогда началось участие в организации математических олимпиад Николая Николаевича Константинова, который работал в ИТЭФ и одновременно в 7-й школе. Он приходил в Институт повышения квалификации вместе с Михаилом Львовичем Гервером, который тоже работал в школе и в Институте теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАН. Они помогали составлять задачи для районных олимпиад. Серафима Гуль была официальным шефом олимпиад. В МИПКРО ежегодно создавали сборник олимпиадных задач, Константинов привлек к работе студентов, которые помогали проверять работы школьников. Приходилось постоянно бороться с недостаточной квалифицированностью методистов, которые поставляли совсем не те задачи, которые нужны для олимпиад. Тогда во главе руководства института стояли методисты, которые имели чисто школьное образование, таким образом, возник конфликт между университетским направлением в образовании и традиционным школьным. Константинов входил в состав жюри олимпиад и отмечал, что они проводились в напряженной обстановке.
Академик РАН Андрей Колмогоров, бывший председателем методической комиссии Министерства просвещения, пытался смягчить конфликт и наладить контакт с методистами. Этот процесс проникновения вузовской математики в школьную привел к преобразованию МИПКРО в Московский институт открытого образования (МИОО). Изменилось не только название, изменился статус института. Во главе его стоял уже не директор, а ректор, первым ректором стал Алексей Семенов, который был членом жюри Московской олимпиады, он сам преподавал математику и хорошо понимал, что такое математические школы. Алексей Львович принес много нового и полезного в систему образования даже в «мелочах». Например, раньше, если ученик оканчивал школу с золотой или серебряной медалью, награды утверждали в институте методисты, которые иногда «зарубали» работы по своим критериям. Семенов назначил своих людей, которые работали вместе с методистами и следили за тем, за что «срезали» медали. Если возникали какие-то сомнения, курирующие методистов работники обращались к Семенову, который окончательно решал вопрос.
Начиная с 70-х годов благодаря инициативе Николая Константинова в школе №179 существовали свои математические классы. Она была на очень хорошем счету, пока директором школы была Екатерина Харлампиевна Дмитриева. В этой женщине удивительным образом сочетались доброта, либерализм и в то же время жесткость в решениях. Может, это было связано с тем, что она воевала, была командиром взвода зенитной артиллерии. По возрасту Екатерина Харлампиевна вынуждена была уйти на пенсию, новые директора, недолго державшиеся на месте, пытались вернуться к консервативным методам преподавания. Из школы ушли все квалифицированные математики. Математические классы прекратили свое существование в 80-е годы, стал вопрос, кого принимать в школу, вокруг которой практически нет жилых кварталов, школа начала гибнуть. Один из очередных директоров захотел набрать 3 класса православной журналистики, пришли записаться три девочки.
Огромную роль в возрождении школы сыграл Николай Константинов, который в 2000 году набрал новый математический класс и сам вел его. В последующие годы Константинов набрал новые классы, и так повелось, что Николай Николаевич стал куратором и научным руководителем школы от МИОО, в которой он занимает должность старшего научного сотрудника. Школа №179 сейчас стала частью МИОО.
Константинов выстроил систему работы со школьниками, включающую математические классы, олимпиады, летние школы. В конце 70-х годов Константинов придумал и организовал массовые мероприятия школьников - Турнир Ломоносова и Турнир городов, который перерос в Международный турнир городов. Николай Николаевич - председатель оргкомитета Международного турнира городов, а председатель жюри - ученик и соратник Константинова, учитель 179-й школы Сергей Дориченко.
Вся эта деятельность Николая Константинова даже получила нарицательное имя - «Константиновская система», которую всегда и во всем активно поддерживает МИОО.

Информация к сведению


Николай Константинов родился 2 января 1932 года в Москве (отец - потомственный почетный гражданин России, мать - грузинская дворянка).
С 1941 по 1943 год Николай Николаевич провел в эвакуации, жил и учился в городе Елабуге Республики Татарстан. В 1943 году Константинов вернулся в Москву в родную школу и окончил ее в 1949 году с золотой медалью. В том же году, еще будучи школьником, он провел свою первую математическую олимпиаду для учеников своей школы. Будучи комсомольцем, работал пионервожатым в своей школе, сохранив с некоторыми из своих пионеров дружбу на долгие годы.
В 1949 году Николай Константинов поступил в МГУ им. М.В.Ломоносова на физический факультет. Будучи студентом, начал работу по ведению физических и математических кружков, что стало его основной деятельностью на многие годы, в 1950 году он был зампредом Московской физической олимпиады, в 1953-1954 учебном году провел свой первый семинар для студентов мехмата МГУ.
В 1954 году Николай Николаевич с отличием окончил МГУ, с 1954 по 1959 год работал ассистентом на кафедре математики физического факультета МГУ, с 1959 по 1963 год был аспирантом сначала на кафедре логики мехмата МГУ у А.Ляпунова, а затем в Институте теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ) у А.Кронрода, после чего защитил кандидатскую диссертацию.
С 1963 по 1968 год Константинов работал в одной из лабораторий ИТЭФ старшим научным сотрудником, после чего короткое время в Институте патентной информации был начальником машины «Раздан» (тогда это была машина с самой большой памятью среди советских машин). В 1968 году в соавторстве с В.Минахиным и В.Пономаренко Николай Николаевич создал компьютерную программу, моделирующую движение кошки, и мультипликационный фильм, полученный в результате работы программы. Для задания динамики программа решала дифференциальные уравнения. Это был, по-видимому, первый случай использования таких уравнений движения при создании компьютерной анимации, авторы обогнали свое время. Среди трудов Н.Константинова - две работы по теоретико-множественной геометрии, одна работа по информатике, более десятка работ по математической экономике и несколько статей, посвященных преподаванию математики (включая конкретные курсы математического анализа для учащихся математических школ).
С 1969 по 1988 год Константинов работал в Институте экономики АН СССР старшим научным сотрудником, в 1988 году перешел в координационный научно-методический совет «Зодиак», где несколько лет был ученым секретарем, основал Независимый московский университет (НМУ), в настоящее время он входит в попечительский совет НМУ, в попечительский совет Московского центра непрерывного математического образования, работает в МИОО и в школе №179.
C 1962 года по настоящее время Константинов работал с небольшими перерывами в столичных школах №7, 57, 91, 179, с 1967 года много лет участвовал в работе летнего стройотряда на ББС МГУ, в результате чего возникла традиция: группы учеников из математических школ Москвы приезжали на ББС для участия в работе стройотряда; организовал для школьников эстонские летние трудовые лагеря, которые проходили до объявления независимости Эстонии.
В начале 70-х годов Н.Н.Константинов был организатором заочного кружка для участников Всесоюзной математической олимпиады, работавшего под эгидой журнала «Квант», в 1979 году организовал многопредметный Турнир имени М.В.Ломоносова для старших школьников (начиная с 7-го класса), председателем которого он остается по настоящее время, начиная с 1967 года и до 1980 года он участвовал в работе жюри Всесоюзной математической олимпиады, обычно был старшим по какому-нибудь классу.
В 1980 году Николай Николаевич организовал Международный математический турнир городов, президентом которого остается по настоящее время. В первом турнире, проходившем по инициативе Н.Константинова, А.Толпыго (Киев) и А.Анджанса (Рига), участвовали школьники Москвы и Киева, а А.Анджанс участвовал в составлении задач. Сейчас в Турнире городов ежегодно участвуют около 10 тысяч школьников из более чем 100 городов более чем 20 стран мира. Турнир городов - ассоциированный член World Federation of National Mathematics Competitions (WFNMC, Международной федерации национальных математических соревнований), а Константинов - член правления этой организации и ее представитель в Европе. В 1989 году Николай Константинов организовал Международную летнюю конференцию Турнира городов (для наиболее успешно выступивших победителей Турнира городов в 9-х и 10-х классах), возглавляет ее жюри. В 1988 он был председателем жюри Балканской олимпиады, проходившей в Болгарии, а в следующем году - членом жюри этой же олимпиады, проходившей в Алма-Ате, в 1992 и 1998 годах - членом жюри Международной математической олимпиады в Москве и Мар-дель-Плате (Аргентина).
Николай Константинов награжден медалью Поля Эрдеша «For his significant contribution in developing the «Tournament of the Towns» Contest in Russia» (1992 г.), Почетной грамотой Московской городской Думы «За заслуги перед городским сообществом» (2002 г.), он лауреат Гранта Москвы в области наук и технологий в сфере образования (2004 г.).

Светлана КОВАЛЕВА, учитель физики школы №179 МИОО