Учитель - уникальный человек, который, несмотря ни на какие изменяющиеся условия, всегда был значимой фигурой в деле развития, воспитания и обучения своих подопечных. Общеизвестно, что педагогическая деятельность - сфера повышенной речевой ответственности, но придает ли учитель этому должное значение? Хотя абсолютно справедливо он нередко обращается к своим ученикам со словами: «Следите за своей речью!» А как говорит он сам, как говорим мы? Невольно вспоминается ставший классическим пример из кинофильма «Доживем до понедельника», где учительница начальных классов сетовала, что ее дети «ложат» зеркало в парты.
Всегда ли мы отдаем себе отчет, что вернейший способ узнать человека - это прислушаться к тому, как он говорит, потому что «язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры» (Д.Лихачев). А ведь учитель являет собой образец речевого поведения! Трудность профессии учителя в том и состоит, что почти каждое его действие, в том числе и речевое, постоянно находится «под прицелом» учащихся (а некоторые нелицеприятные высказывания педагогов, увы, появляются в сети Интернет).
МИОО всегда держал руку на пульсе современного образования, поэтому в 2007 году в перечне разнообразных курсов повышения квалификации кафедра филологического образования впервые объявила курс «Речевая культура педагога (коммуникативно-речевой практикум)», который был адресован школьному учителю, преподающему любой предмет. Планируя набрать одну группу, мы прогнозировали, что может быть более 25 желающих (что оправдалось: зарегистрировались 100 человек!), но мы не могли предположить, что в их числе окажутся работники библиотек и дошкольных образовательных учреждений. В отдельных случаях на кафедру поступали предложения провести такой курс в группе, организованной из педагогов конкретной школы. Так началась наша активная деятельность, связанная с повышением уровня речевой культуры педагога и других работников образовательных учреждений. Сегодня мы насчитываем более 500 выпускников, завершивших обучение на этом курсе.
Программа «Речевая культура педагога» включала и по сей день включает разделы «Культура речи и культура общения», «Особенности педагогического общения», «Речевой поступок в педагогическом общении», «Профессионально значимые речевые жанры», «Виды речевой деятельности», «Публичная речь».
Наши занятия и сегодня кардинально отличаются от других курсов, привычных для слушателей, так как помимо традиционных (лекции, семинары) мы используем особые формы работы со слушателями, например: ортологические упражнения (нормы акцентологические, фонетические, грамматические); речевые тренинги (импровизационные высказывания); коммуникативно-речевые игры (разыгрывание различных ситуаций педагогического общения); занятия с элементами какого-либо речевого жанра (диспут, дискуссия, выступление на педагогическом совете, методическом объединении); риторический агон (произнесение разного вида публичных речей); видеозапись выступлений слушателей, их анализ и самоанализ; просмотр и анализ фрагментов кинофильмов с ситуациями педагогического общения. Все это отражает ярко выраженную речевую практическую направленность наших занятий.
Особый интерес слушателей и в то же время некоторое волнение вызывает раздел «Публичная речь», завершающий курс: подготовленные публичные речи записывают на видеокамеру, которые затем анализируют. Каждый учитель в такой ситуации выступает не только в роли оратора, но и аналитика своей и чужой речи.
На первых же занятиях еще в самом начале работы по этой программе выяснилось, что многие педагоги испытывают дискомфорт, выступая публично. Совместно рассматривая такие ситуации, мы отметили основные причины возникновения у учителей психологического барьера, или «ораторской лихорадки», это непривычная обстановка, присутствие видеокамеры; боязнь аудитории, скованность; в некоторых случаях заниженная или неустойчивая самооценка; недостаточный уровень подготовки к публичному выступлению; неумение выразить мысль своими словами (слабо выраженные механизмы речи: памяти, эквивалентных замен, антиципации) и вследствие этого вынужденное чтение подготовленного текста, а не произнесение речи. В результате мы пришли к выводу, что подобный вид работы не только целесообразен, но и крайне полезен.
Все учителя отмечали уже тогда, 6 лет назад, востребованность и значимость курса «Речевая культура педагога». Приведем лишь некоторые их высказывания (мнения были представлены анонимно в письменной форме).
«Каждый учитель должен постоянно пополнять свои знания и совершенствоваться. Умение строить эффективное общение важно как в школе, так и в повседневной жизни».
«Занятия для меня были очень полезны, информативны. Теперь я больше внимания буду уделять манере общения, тому, что и как я говорю».
«Знания, полученные за время курсов, я смогла применить на своих уроках. Кроме того, я получила возможность увидеть со стороны недостатки своей речи».
Особенно ценными были отзывы администрации школ, где мы проводили занятия со слушателями одного педагогического коллектива, завучи отмечали, что «полученный опыт сразу нашел свое отражение в выступлениях педагогов на последовавших за курсом семинарах, педсоветах и конференциях: это были грамотно простроенные речи, взвешенные и подготовленные со знанием дела выступления, которые приятно было слушать, учителей уже не смущала видеосъемка». В результате совместной работы, замечают руководители школы, «изменились и улучшились взаимоотношения не только между коллегами, учителем и учеником при общении, но и в общении между педагогическим и административным составом. От позиции конфронтации мы перешли к более продуктивному диалогу, больше понимания и внимания мы стали проявлять друг к другу».
Именно от учителя, воспитателя, руководителя образовательного учреждения зависит, сможет ли он в своей профессиональной деятельности создать ситуацию гармонизирующего общения с учениками и их родителями, коллегами. Именно речевые поступки становятся своеобразным каналом, соединяющим ученика и педагога, который способен повлиять на представление школьников о доброжелательном и толерантном отношении друг к другу, о корректном и достойном разрешении возможной кризисной ситуации общения.
Учитывая возрастающий за эти годы запрос учителей на курсы по повышению коммуникативно-речевой культуры, в 2011 году мы разработали программу объемом 600 часов.
На обучение по этой программе факультета профессиональной переподготовки педагогических кадров «Тьюторское сопровождение образовательной деятельности» («Тьютор по речевой коммуникации») были заявлены 65 человек, и в сентябре 2012 года три группы ФПППК приступили к обучению. Это были заинтересованные в развитии своей коммуникативной компетенции сотрудники образовательных учреждений, включая администрацию ОУ.
Программа факультета профессиональной переподготовки и ПК и сегодня пользуется успехом. В 2012 году были набраны 6 групп (150 человек), обучающихся на ПК объемом 72 часа и 2 группы (57 человек) на 600-часовую программу ФПППК, двухгодичную программу ФПППК (1300 часов) с присвоением квалификации «Тьюторское сопровождение образовательной деятельности» («Тьютор по речевой коммуникации и коммуникативно-информационным технологиям»).
Эти программы кафедры филологического образования, направленные на развитие и совершенствование речевой культуры личности, включают:
    формирование этической культуры;
    формирование коммуникативно-речевой компетенции;
    формирование умения строить гармонизирующий диалог;
    высокий уровень психолого-педагогической культуры;
    развитие всех видов речевой деятельности;
    владение профессионально ориентированными (педагогическими) речевыми жанрами (устными и письменными);
    формирование логической культуры.
Риторику как предмет практической направленности, культурообразующего и интегрирующего характера (она тесно связана с филологией, логикой, этикой, психологией и другими науками) можно считать уникальной дисциплиной, позволяющей рассматривать все языковые явления с точки зрения их использования в тексте, в устной и письменной речи и способной влиять на развитие, совершенствование (и самосовершенствование) образованной, функционально грамотной, интеллигентной личности, а это ли не одно из главных направлений в современном образовании?
Гармоничная личность - человек, находящийся в единстве с миром, людьми и самим собой, человек, прежде всего умеющий налаживать и осуществлять эффективное взаимодействие, организовывать успешную коммуникацию, приводящую к положительным результатам.
Следуя общечеловеческой народной мудрости, так или иначе отраженной в разных культурах в разное время, можно сделать один общий вывод о значимости речи и владения ею для человека: чтобы быть понятым, нужно уметь писать, чтобы быть услышанным - уметь говорить, чтобы расти и развиваться - уметь читать, а чтобы понимать других - уметь слушать! Все это виды речевой деятельности, занимающие важное место в жизни каждого человека, тем более если этот человек - педагог!

Зинаида КУРЦЕВА, профессор кафедры филологического образования МИОО,
Елена СУХАНКИНА, доцент кафедры филологического образования МИОО