Особенности образовательных технологий определяют подходы к ознакомлению с ними учителей. В плане организации работы кафедра открытых образовательных технологий стала одним из оригинальных и интересных подразделений МИОО. В чем же специфика работы кафедры? В первую очередь это работа не с группой педагогов из разных школ, а с педагогическим коллективом отдельно выбранной школы. Такая организация обучения способствует созданию школьной педагогической команды. В традиционном подходе повышения квалификации учитель, повышающий свое педагогическое мастерство, очень часто оказывается в непростой ситуации. На курсах у педагога есть возможность получить новые знания, импульс к активности, желание проверить теоретические положения на практике, однако, возвращаясь на работу, учитель порой сталкивается с непониманием коллег. Ему приходится объяснять, что нового он собирается внедрять, для чего это необходимо. Зачастую те инициативы, которые пробуждаются у педагога на курсах повышения квалификации, в школе постепенно сходят на нет. Совсем другое дело, когда работа идет в команде единомышленников. Такая команда способствует развитию всего коллектива школы, помогает воспринять новое, применить знания на практике, поддержать друг друга.
Кафедра открытых образовательных технологий одна из первых переступила барьеры узкой предметности. «Никто не знает так много, как мы все вместе», - с этих слов обычно начинается занятие, и окружающий нас мир предстает во всей своей целостности. В обыденной жизни мы не делим его на отдельные сектора, мы постоянно чувствуем, как переплетены и связаны между собой физика и литература, математика и музыка. Школа же усиливает эту искусственную сегментацию.
Одним из методологических принципов кафедры избран принцип надпредметного характера образовательных технологий. Структура познавательной деятельности универсальна, например, алгоритм исследования или проекта эффективно работает в различных предметных областях. Поэтому сотрудники кафедры предложили московским учителям разных школьных дисциплин объединяться в одну группу. Учитель физики сел за одну парту с учителем литературы, оказалось, что у преподавателей технического и гуманитарного циклов, с одной стороны, много общего, а с другой - они способны обогатить друг друга в процессе решения педагогических проблем.
Организация преподавания образовательных технологий основана на принципах деятельностного подхода. Преподаватели кафедры любят замечательную цитату И.В.Гете: «Суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет». Сухие, оторванные от учительской практики, теоретизированные лекции были отвергнуты кафедрой как малоэффективные. Подача материала в лекционной форме сведена к минимуму, основной объем учебного времени занимают практические упражнения, групповая работа и другие формы активности, позволяющие опробовать преподаваемый материал на себе, понять технологические приемы и принципы изнутри. Учитель как бы проживает новую технологию, пробует на себе все ее плюсы и минусы, оценивает процесс с позиции ученика. Для осознания и рефлексии полученного опыта слушателю предоставляют так называемую распаковку. Под распаковкой преподаватели подразумевают совместную работу со слушателями в виде комментариев к своим действиям, обсуждения и анализа сущности, модели и приемов изучаемой технологии. Все курсы, проводимые кафедрой, обязательно предусматривают большую практическую составляющую.
На занятии, построенном в соответствии с технологией, ведущую роль играет диалог - основная форма интерактивного взаимодействия. Диалог, отражающий стратегическую линию открытых образовательных технологий, требует изменения позиции преподавателя и слушателей, что само по себе порождает ориентацию на субъект-субъектные отношения в образовательной деятельности. Занятия школьной команды на курсах повышения квалификации основаны на принципах сотрудничества и толерантного отношения к иному мнению.
Значительное место занимает рефлексивная часть организации обучения. У слушателей есть возможность отразить результаты обучения в своей деятельности, проанализировать, насколько новый материал включается в собственную профессиональную картину, дать критическую оценку, отметить проблемные зоны и простроить свою дальнейшую образовательную и профессиональную траекторию развития.
Следующая особенность работы кафедры - непрерывное сотрудничество с педагогическими коллективами. Школы, прошедшие обучение на кафедре, получают серьезную методическую поддержку. Преподаватели и методисты помогают сформировавшимся командам проводить семинары, круглые столы, педагогические советы, открытые уроки, фактически создавая сеть педагогических мастерских, где учителя делятся опытом. Эта работа вылилась в необычное масштабное и творческое мероприятие, известное в среде московского учительства как Форум педагогических инсталляций. Уже второй год осенью московские учителя приезжают на форум, где единовременно в течение дня проводится свыше двадцати мастер-классов, уроков, круглых столов и других форм активности, причем на протяжении всего дня осуществляется тьюторское сопровождение образовательной деятельности всех участников мероприятия.
Специфическая особенность кафедры и то, что обучение проходит на территории школы. Педагогам нет необходимости после тяжелого рабочего дня ехать зачастую на другой конец Москвы, торопиться к положенному времени. Сотрудники кафедры проводят занятия в знакомых стенах родной для педагогов школы. Это позволяет активно сотрудничать со школами из удаленных от центра районов Москвы.

Галина МЕЙЧИК, заведующая кафедрой открытых образовательных технологий МИОО,
Анастасия МИТЬКИНА, преподаватель кафедры открытых образовательных технологий МИОО