Татьяна ВАСИЛЬЕВА, заместитель руководителя Департамента образования:

Сегодня мы предлагаем директорам московских образовательных учреждений обсудить, какой должна быть система повышения квалификации руководителей ОУ. Каждый из директоров участвовал или участвует в повышении своей квалификации, которую они могут пройти в МИОО или других вузах столицы, у них есть возможность  также по выбору не столько пройти повышение квалификации, сколько получить второе высшее образование и в федеральных вузах (Финансовой академии при Правительстве РФ, Высшей школе экономики, в Плехановке), сегодня многие московские директора учатся там на магистерских программах. В то же время все-таки сохраняются обязательство и гарантия проведения повышения квалификации директоров ОУ по различным  программам. Сегодня существует 156 таких программ, в том числе модульные программы различной продолжительности, которые можно выбирать. Но, к сожалению, опросы директоров школ, которые мы проводим, их выступления на семинарах и конференциях показывают, что не все директора полностью удовлетворены качеством повышения квалификации и содержанием курсов. Модули постоянно меняются, они вариативны, но далеко не всегда отвечают тем потребностям в необходимых знаниях, которые всегда есть у конкретного руководителя ОУ. Наверное, это зависит от того, какие задачи мы ставим перед организаторами процесса повышения квалификации.
В начале 2013 года произошли изменения в государственном задании, был взят на рассмотрение стандарт, когда вопросы повышения квалификации, содержания и оплаты повышения квалификации, возможно, будут решаться на базе норматива и их решением будет заниматься само образовательное учреждение. Оно будет решать, кого направлять на повышение квалификации, где и в какие сроки. МИОО при этом будет выполнять функции как организатора собственных курсов повышения квалификации, так и организатора этого процесса, то есть оператора, направляющего  педагогов на повышение квалификации в другие учреждения по заявкам школ.
Вопрос повышения квалификации директоров гораздо более серьезный, требующий, наверное, учета всех мнений. У огромного количества вузов уже есть сформированные программы, мы считаем, что все эти программы хорошие, но всегда есть предложения и пожелания по их улучшению, чтобы сделать их более результативными. Сегодня мы обсуждаем:
- каким повышение квалификации должно быть по содержанию;
- должно ли оно быть модульным, когда можно будет набирать модули различных профилей;
- должно ли оно быть узкоспециализированным, когда директор, имеющий хорошее базовое педагогическое образование, получает только юридические, экономические знания, а когда директор имеет иное образование, получает психолого-педагогические знания.
Это все такие модели, которые, возможно, в какое-то время могут закрыть потребности директоров ОУ в повышении их квалификации. Понятно, что включение повышения квалификации в норматив будет с нового учебного года, но уже сейчас мы должны понять, что, собственно, хотим получить.
Уже сейчас мы получаем от директоров, например, такие предложения: преподавание на курсах повышения квалификации должно проходить в рамках государственной политики, современной образовательной системы, необходимо изменить  подбор преподавателей, структурировать и обновлять методическую базу, увеличивать количество занятий в форме вебинаров, проводить стажировки в действующих образовательных учреждениях по тем или иным направлениям работы ОУ.
При этом директора задают и вопросы: планируется ли модернизация системы повышения квалификации, возможно ли в рамках курсов повышения квалификации увеличить количество часов по нормативно-правовому обеспечению образовательных отношений, финансово-экономическим знаниям и аудиту, возможно ли включение в систему повышения квалификации директоров ОУ практико-ориентированных стажировок на постоянной основе.
Думаю, что сами вопросы уже содержат те предложения, которые можно и нужно обсуждать. Например, говорить о том, что те образовательные учреждения, которые могут лучше других стать стажировочными площадками для участия в такой работе, должны на это получать деньги.
Проблемы организации системы повышения квалификации мы будем обсуждать на нескольких заседаниях разных директорских клубов и, надеюсь, в конце концов сформируем общее техническое задание на повышение квалификации: и содержательно-организационное, и, возможно, с точки зрения оплаты, потому что оно может быть разным по часам и, следовательно, разным по оплате. Кроме того, в системе повышения квалификации возможны разные подходы: то, что обязан дать работодатель, я получу, а то, что он не обязан дать, сама оплачу. Это все тоже вопрос для обсуждения.

Сергей АСТАХОВ, директор школы №958:

Конечно, всем нам хочется, чтобы курсы повышения квалификации были для нас полезными и имели практико-ориентированный характер.
Я постоянно размышляю и анализирую свой опыт прохождения курсов и как учитель, и как директор школы, пытаюсь выработать те предложения, которые помогут так совершенствовать систему и курсы повышения квалификации для руководителей ОУ, чтобы они были полезны и нужны, чтобы не оказались липой.
Мне хотелось бы, чтобы курсы вели узкие профессионалы, так как только они знают свой предмет глубоко и могут грамотно донести знания до директоров. В основной массе все мы пришли в директора из учителей, методистов, поэтому как таковые психолого-педагогические знания у нас есть, информацию обо всех изменениях в технологиях обучения, методиках, в частности связанных с введением федеральных государственных образовательных стандартов, до нас могут донести наши заместители, в конце концов мы можем найти ее и сами. А вот грамотной, профессиональной организации жизнедеятельности школы нас не учили, а если и учили, то делали это, как ни странно, педагоги или люди, которые сами в этом были непрофессионалами. Однако не будет глубокого обучения, если тот, кто учит, не погружен в проблему, а у нас порой получается, что учит всему понемножку, по верхам один человек. Поэтому я предлагаю привлекать к работе по повышению квалификации профессионалов не из педагогических вузов, а из вузов другого профиля - экономических, юридических.
Уверен, что форм проведения курсов повышения квалификации должно быть как можно больше: и очные лекции, и вебинары, и дистанционное обучение, и самообразование. Причем все материалы, как мне кажется, должны быть доступны и в бумажном варианте, и в электронном (как в видеоформате, так и в аудиоформате). Еду на машине - еще раз прослушиваю, о чем говорил лектор, усваиваю информацию, еду в метро - просматриваю видео или читаю лекцию. То есть должны быть носители, на которых будет представлена вся информация в различной форме.
Все мы ратуем за то, чтобы в школе осуществляли системно-деятельностный подход: учусь в деятельности, решаю практические задачи, нарабатываю разные варианты решения проблем. Но очень немногие преподаватели на курсах реализуют деятельностный подход, хотя такой подход должен быть и при обучении нас, директоров. Теория нужна, но нужно больше практических ситуаций-моделей, решая которые, директора фактически нарабатывали бы способы действия. Но как узнать, кому нужно больше теории, а кому практики? Для этого необходимо разработать анкету-запрос, указав разные профили обучения (чем больше, тем лучше), директор будет отвечать на вопросы, выбирая то, что считает важным для себя, а затем в зависимости от ответов можно распределить директоров на определенные группы. Это будет своеобразный вид самодиагностики, который поможет понять, какие модули нужны руководителю ОУ. Тем самым повышение квалификации станет персонифицированным, каждый директор будет мотивирован, так как будет понимать, что эта программа обучения предназначена именно для него. Я сейчас прохожу курсы повышения квалификации, но там все вместе - и директора, и завучи, и учителя ОБЖ, а ведь у каждого есть своя специфика. Если это курсы для руководителей, то в группе должны быть только руководители без включения в нее других категорий педагогов.
Важным для директора ОУ я считаю изучение психологии, но не возрастной, не общей, а психологии управления. Это должны быть не академические знания, оторванные от жизни, а те знания, которые доступны только руководителям (управление сотрудниками на невербальном и вербальном уровне, методики и приемы управления, достижения синергии, которые осваиваются в тренингах и хорошо разработаны в бизнесе).
У меня есть еще одно предложение, которое, допускаю, может показаться спорным, - платность повышения квалификации. Какую-то часть средств государство, конечно, должно гарантировать для повышения квалификации руководителей ОУ. Но если директор хочет выйти за стандарт, получить обучение по таким программам, за которые город не сможет заплатить (например, есть очень нужные, но очень дорогие тренинговые программы), он может вложить в это свои личные средства. Например, я прохожу то обучение на курсах по определенной программе, вижу преподавателя, который проводит хороший психологический тренинг, не могу выйти из программы, но готов заплатить на организацию тренинга отдельно для меня. Наконец, я могу найти и на стороне такую организацию, которая бы предоставила мне за плату такую услугу. Ничто так не дисциплинирует, как вклад собственных денег в свое образование, это я знаю по собственному опыту. Кажущаяся бесплатность развращает, поэтому я предлагаю ввести, может быть, частичную оплату курсов самими директорами, тогда они будут относиться к повышению квалификации более ответственно.
 Но вот курсы закончились. Кто может сказать, произошло ли повышение квалификации? Я хочу сказать, что при повышении квалификации квалификация не всегда повышается. Чтобы понять, произошло ли это, я предлагаю не выдавать свидетельства сразу по окончании курсов, а разработать какую-то форму или отчетность для директора по проблемам курсов, чтобы спустя два-три, а может, и четыре месяца директор в какой-либо форме, может быть, в виде защиты проекта, доказал, что его квалификация повысилась, только после этого он сможет получить свидетельство.
Мы живем в изменчивом мире, каждый месяц, а то и каждую неделю происходят изменения в нормативно-правовой документации. Конечно, директор должен быть в курсе этих изменений. Для этого я предлагаю либо ежегодное недельное погружение с отрывом от работы для изучения и ознакомления со всеми изменениями (для тех изменений, которые происходят нечасто), либо доступ для директора к базе документов (это может быть база, разработанная Департаментом образования). Хотя, честно говоря, не вижу особого смысла тратить на это деньги, так как сегодня есть электронная база «Образование», может быть, есть смысл выделять целевую субсидию для приобретения доступа к этой базе.

Алена РЫБАЛЬЧЕНКО, директор школы №227:

Что касается финансирования, то, на мой взгляд, здесь было бы логичным заплатить бюджетные деньги наставникам, которые могли бы быть приставлены к молодым директорам, потому что молодые директора сегодня, как правило, имеют образование в сфере менеджмента (их назначили именно с этим условием), а теоретические знания на курсах, которые дают замечательные педагоги (я сейчас сама прохожу курсы в МИОО), - это то, что мы уже получили в вузах. Мне, например, нужны практико-ориентированные курсы, так как я до каких-то определенных вещей сегодня вынуждена доходить своим умом, а ведь где-то кем-то это давно уже сделано. Если бы я, например, пришла на неделю к наставнику в школу, которая входит в триста лучших, то у меня была бы планка, к которой надо стремиться. Думаю, что даже молодой директор может проанализировать, как тут строится работа и что ему надо делать в своей школе.

Артем РОВЕНСКИЙ, директор школы №7:

Какие проблемы возникают при повышении квалификации директоров образовательных учреждений? С 2005 года я практически ежегодно прохожу такие курсы в различных организациях, те проблемы, которые можно было выявить, уже обозначены, в частности фактическая оторванность предлагаемого материала от практической деятельности директора и теоретизация излагаемого материала. Сейчас у директора действительно отсутствует возможность выбора интересующего курсового модуля для прохождения обучения с учетом его базового образования для решения тех задач, которые стоят перед ним. Подавляющее большинство директоров имеют педагогическое образование и нуждаются не в углублении своих знаний в области педагогики, а в получении знаний в других областях, востребованных в процессе управления современным образовательным учреждением. Для большинства директоров сегодня актуальны экономические, юридические и финансовые составляющие подготовки.
Сегодня к обучению директоров привлекают квалифицированных преподавателей, но они не имеют практического опыта в области управления образованием. Например, занятия могут вести очень хорошие, грамотные экономисты или юристы, но какие конкретные проблемы возникают при управлении образовательным учреждением, они могут не знать. В результате возникает оторванность предлагаемого материала от практической применимости в образовательном учреждении, то есть директор ОУ не может использовать то, что дает преподаватель в своей работе, а тот компенсирует этот недостаток значительным количеством домашних заданий, проведением контрольных мероприятий, связанных с подготовкой долгосрочных проектов. Но этим нельзя оценивать эффективность повышения квалификации руководителей ОУ.
На современном этапе развития образования передача управленческого опыта в виде лекционно-семинарских занятий неэффективна в достаточной степени, необходимо применение более практико-ориентированных методов. Основные проблемы при обучении директоров - это малое применение на занятиях активных методов обучения (круглых столов, деловых игр, анализа конкретной ситуации, проблемного метода, коллективно-распределенной деятельности), отсутствие предложений по методам решения конкретных практических задач современного этапа развития образования (реорганизация, изменение нормативно-правовой базы, повышение уровня самостоятельности учреждений), отсутствие практически применяемых методических рекомендаций, шаблонов документов, алгоритмов действий после прохождения обучения.
Мне кажется, что наиболее востребованной может быть организация курсов повышения квалификации в формате практико-ориентированных стажировок по аналогии со стажировочными площадками в рамках вхождения ОУ в пилотный проект или привлечения на базу образовательных учреждений бизнес-консультантов - директоров, способных транслировать свой успешный опыт управления организацией.

Мнение по поводу

Алексей СЕМЕНОВ, ректор МИОО, академик РАН и РАО:

- Та позиция Департамента образования, которая уже была высказана, конструктивна и продуктивна. За время работы института в последнее десятилетие произошел переход от того, что всем нужно идти в МИОО, сейчас есть уже более 50 организаций, которые имеют и предлагают свои модули. Со всеми этими модулями можно ознакомиться на едином сайте МИОО, учитель сам записывается на обучение туда, куда ему нужно. В этом смысле утверждение Артема Ровинского, что нет выбора, не совсем верно и не вызывает никакого понимания у тех, кто знает, что выбор есть. Если выбрали не МИОО, а другой институт и уже там вам не дали выбора или качества, то это уже ваш выбор - вы выбрали место, где вам не повезло, это очень плохо в том смысле, что мало информации. Кто хочет сделать качественный выбор, тот должен зарегистрироваться на сайте МИОО и выбрать свой модуль из десятков и сотен модулей, касающихся его, из десятков организаций, из разных форм. Претензии должны быть конкретны, потому что, когда говорят: «В московской системе повышения квалификации плохо учат», - это ни к чему продуктивному не приводит.

Исаак КАЛИНА, министр образования Москвы:

- Нас, нынешних управленцев, так часто критикуют, но какими добрыми мы будем казаться, когда к руководству департамента и окружных управлений образования придут такие молодые директора!
Честно говоря, я не ожидал таких предложений от директора. А может, нам повышение квалификации связать с аттестацией? Я считаю, что внесение платы вообще вещь замечательная, поскольку без платежа нет ответственности за действия. Может быть, нам вообще не проводить бюджетные курсы повышения квалификации директоров ОУ до того, как они пройдут аттестацию? Прошли директора аттестацию, а дальше мы платим за повышение квалификации, не прошли аттестацию, пусть за повышение квалификации платят сами и снова пробуют занять руководящую должность...
Мы все время думаем о миссии повышения квалификации, считая, что тем самым доводим педагогов и руководителей до требуемого уровня, но повышение квалификации должно приводить к превышению требуемого уровня на будущее.