​Исаак КАЛИНА, министр образования Москвы:

Полномочия сегодняшнего руководителя образовательного учреждения, если внимательно прочитать все законодательство,  намного шире, а уровень самостоятельности  в принятии решений намного выше, чем  был у заведующего районным отделом образования в советское время. При этом, правда, хочу напомнить, что в Москве было всего 33 зав. районо,  что отбор на эти должности был, согласитесь, намного жестче, чем сегодня отбор на должность руководителя образовательного учреждения, которых в Москве три тысячи, то есть в сто раз больше, чем  заведующих районо.  Но надо понять простую вещь: требования к руководителю, который занимает эту должность, не меняются  от размера  учреждения, которым он руководит, они зависят от того функционала, от тех полномочий, которые он реализует. Маленький детский садик, большой образовательный комплекс - все равно полномочия  одинаковы, и требования будут  предъявляться одинаковые, и не надо говорить, что «У меня детский сад маленький - всего  на три-четыре группы, а  от меня, понимаете, требуют как от заведующего роно».  Нет, мы требуем больше, чем от заведующего роно, так определяет  полномочия и обязанности руководителя ОУ законодательство, и это то, за что все руководители учреждений боролись многие годы. Они хотели, чтобы у учреждения  была свобода, а свобода  одна не ходит, она всегда приходит вместе с ответственностью. Появилась большая свобода, появилась большая ответственность. Чтобы эту ответственность реализовывать, нужно соответствовать этому  своими знаниями, результатами работы ОУ. Поэтому не могут  снижаться требования в аттестации руководителей образовательных учреждений, они могут со временем только повышаться. Руководителям не нужно ждать каких-то послаблений в аттестации, не говорить о том, что, дескать, всего двух баллов недобрали, так как не в этом дело. Сегодня руководитель должен быть на 100 баллов готов к тому, чтобы реализовывать огромные полномочия самостоятельной ответственности и свободы. Начальники окружных управлений образования сегодня должны нести ответственность за те представления, которые они направляют в аттестационную комиссию. Это и для них показатель того, способны ли они вести расстановку и подбор кадров, проводить тренинг руководителей ОУ. И если мы получаем исключительно благостные представления, а потом анализ результатов  учреждения, тестирования показывает, что все далеко не так, как было написано и заверено в представлении, то возникает вопрос, а можно ли доверять начальникам подбор, тренинг кадров?   Нужно создать в каждом округе  кадровую комиссию, пригласив для работы в ней авторитетнейших директоров ОУ, которые могут  провести собеседование с теми кандидатами, которых им направят начальники окружных управлений образования, проанализировать  результаты  работы этих кандидатов на руководящую должность и понять, а нужно ли начальнику подписывать представление на аттестационную комиссию. Пусть кадровая комиссия будет решать, какие директора нынче нужны образовательным учреждениям.
Сегодня аттестационная комиссия состоит из авторитетнейших директоров образовательных учреждений, но тем не менее  состав самой  аттестационной комиссии нужно расширить, увеличить ее количественный состав, с тем чтобы повысить объективность работы, дать возможность еще  большему количеству авторитетнейших директоров города принимать участие в заседаниях  этой комиссии. И  конечно, все заседания аттестационной комиссии  нужно готовить так, чтобы все люди, которые  проходят аттестацию, имели возможность прийти на заседание, присутствовать  и слышать, как идут все обсуждения. Комиссия не должна скрывать ни от кого ни одного слова.

Алексей РЫТОВ, директор Московского центра  качества образования:

Дело, конечно, не только в цифрах, а и в качестве подготовки руководителей, в их осведомленности о принятых документах, касающихся прохождения аттестации. Сегодня произошли определенные изменения  в подходах к всестороннему анализу результатов  профессиональной деятельности и профессиональной компетентности наших  руководителей - они приведены в соответствие с  результатами квалификационных испытаний.  Я имею в виду прежде всего приказ Департамента образования о проведении аттестации руководителей государственных образовательных учреждений в 2012-2013 учебном году (от 20 августа 2012 года №573): в нем утвержден семидесятипроцентный барьер для прохождения квалификационных испытаний в форме тестирования. Некоторые руководители, не прошедшие тестирование, почему-то рассчитывали на пятидесятипроцентный порог, когда приказ уже был изменен, как и требования, которые стали уже другими.   С 2013 года внесены изменения в содержание тестов, предназначенных для прохождения квалификационных испытаний. Они связаны с применением  Федерального закона  (от 8 мая 2010 года) №83 в редакции от 6 декабря 2011 года с изменениями, вступившими в силу 1 января 2013 года, о внесении изменений в отдельные акты РФ, а также с  увеличением полномочий  руководителей образовательных учреждений, основанных на постановлениях Правительства Москвы и Департамента образования. Сегодня изменены подходы к анализу результативности профессиональной деятельности руководителей ОУ, так как в образовательном  учреждении руководитель - гарант качества образования, при аттестации руководителей теперь учитываются не только результаты тестирования, но и наличие  положительной динамики результатов деятельности образовательного учреждения. Для полного анализа деятельности изучают не только представление работодателя на аттестуемого руководителя ОУ, но и открытые информационные источники  - официальные сайты образовательных учреждений, результаты освоения образовательных программ, публичные отчеты учреждений, рейтинг образовательных учреждений на сайте Департамента образования,  информацию из регистров  качества, результаты ЕГЭ и ГИА, результаты тестирования в рамках  госконтроля и аккредитации, мониторинг освоения основной образовательной программы дошкольных образовательных учреждений по ФГТ и некоторые другие параметры. Таким образом, информацию, представляемую в аттестационную комиссию,  мы проверяем,  всесторонне анализируем в рамках поручения, данного руководителем Департамента образования, а сама процедура проходит в соответствии с основными принципами аттестации: гласностью, открытостью, коллегиальностью, которые обеспечивают  более объективное отношение к аттестуемому.