Кафедра экономики - это соединение науки и образовательной практики, повышение квалификации учителей экономики, преподавание экономических и финансовых дисциплин на факультете подготовки руководящих и педагогических кадров.

Столь заметные даты в образовании - это не только время торжеств, но и время подведения определенных итогов, обобщения научно-педагогического опыта и образовательной практики, глубокого осмысления сложившейся ситуации и выявления новых тенденций развития. Выделяя четыре этапа в развитии современной системы школьного экономического образования по степени государственного регулирования и уровню учебно-методического обеспечения (1992-1998 годы, 1999-2003 годы, 2004-2010 годы, 2011 год и по настоящее время, интересно проанализировать два последних этапа и попытаться подвести промежуточные итоги, так как именно в этот период роль кафедры экономики МИОО в формировании научного пространства системы образования Москвы стала наиболее значимой.
Предмет «Экономика» позволяет в полной мере решать задачи деятельностно-компетентностного обучения школьников, научно-практического образования, воспитания, профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся. То есть именно те задачи, на которые и ориентированы федеральные государственные образовательные стандарты. В результате продвижение моделей организации экономического образования детей, которые обеспечивают доступность для подрастающего поколения качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики и новым научным тенденциям, стало главной составляющей работы кафедры экономики, ее миссией.
Актуальность внедрения в сфере экономического образования инновационных разработок, основанных на передовых научных тенденциях, определяется отсутствием системного подхода в обучении экономике школьников на базовом уровне, их слабой финансово-экономической и предпринимательской подготовкой и в связи с этим - неадекватной оценкой ими рисков в экономической и финансовой сферах, что в целом ведет к снижению уровня экономической безопасности выпускника. В настоящее время предмет «Экономика» не- обязательный, поэтому в школах, где классов социально-экономического профиля нет, его в основном изучают в различных формах интеграции, на основе межпредметных связей, как элективный курс или факультативно, а также в системе дополнительного образования. Однако формирование экономических компетенций школьника только на основе интеграции экономики в другими предметными областями, на основе межпредметных связей или в рамках системы дополнительного образования непродуктивно и даже опасно, так как в этом случае не решаются задачи системного подхода к экономическому образованию подрастающего поколения.
Комплекс инноваций в экономическом образовании школьников, который на протяжении последнего десятилетия разрабатывает и внедряет в образовательное пространство московского мегаполиса кафедра экономики, представляет собой единство технологических инноваций (новые образовательные технологии), методических инноваций (модифицированные и авторские разработки педагогов и образовательных аутсорсеров), педагогических инноваций (новые методы и приемы преподавания и обучения) и, наконец, организационных инноваций (новые организационные структуры и институциональные формы). Инновационные процессы опираются на солидную научную базу, а ретроспективный анализ школьного экономического образовательного пространства позволяет сделать вывод и о наличии определенных положительных методологических тенденций.
Проект «Открытая образовательная программа Недели финансового просвещения», который активно реализуют кафедра экономики и центр образовательного аутсорсинга «Практическая экономика и предпринимательство» МИОО, представляет собой органичное единство всех перечисленных инновационных позиций. На первый план здесь выходят образовательные технологии, наиболее востребованные в «критичный» для школьного экономического образования период, с присущими им не только педагогическими, но и разнообразными социальными, управленческими, культурологическими, психолого-педагогическими, экономическими и другими смежными аспектами.
Экономика, как, впрочем, и другие предметы социального профиля, - сфера, требующая дополнительной информационной и поведенческой среды, дополнительных средств и технологий коммуникации, аутентичных практик, которые школа самостоятельно обеспечить не может. Именно поэтому кафедра экономики активно разрабатывает и внедряет концепцию экономической практико-ориентированной образовательной среды (ЭПОС) и аутсорсинговые образовательные технологии, повышающие педагогический потенциал учителя в экономической подготовке школьников.
С 2006 по 2012 год в Москве работали городские экспериментальные площадки первого и второго уровней «Финансовая грамотность и основы потребительских знаний» и «Основы предпринимательской деятельности». Главным итогом их работы стало создание вариантов модулей учебной программы «Финансовая грамотность и основы потребительских знаний» и дидактико-методической модели по основам предпринимательства, которые позволили актуализировать экономическое образование школьников с приоритетом практической, прикладной направленности образовательного процесса и сформировать в Москве новое образовательное пространство ЭПОС. Научное и методическое руководство ГЭП осуществляли кафедра экономики МИОО и Центр образовательного аутсорсинга «Практическая экономика и предпринимательство».
Новые методологические подходы в экономическом образовании активно апробируются в ходе всех открытых образовательных мероприятий, проводимых кафедрой экономики. Их отличительной особенностью в рамках концепции ЭПОС стало привлечение большого числа образовательных учреждений Москвы, активное вовлечение всего педагогического коллектива школ в экономическую образовательную деятельность, участие родительской общественности, повсеместное внедрение новых образовательных форматов.
Социально-образовательные инициативы в сфере финансовой грамотности и предпринимательской подготовки выдвигают не только педагогическое и научное сообщества, но и представители профессиональных участников финансового рынка, бизнес-сообщества, саморегулируемых профессиональных организаций финансового рынка, общественных и некоммерческих организаций, занимающихся защитой прав потребителей. Это позволяет повысить системность в реализации практико-ориентированной парадигмы, в организации финансового и предпринимательского просвещения, более четко определить его реалистичность с точки зрения возможности использования всех видов ресурсов и повышения степени транслируемости новых образовательных практик.
Активное привлечение кафедрой экономики партнерских структур, работающих в режиме образовательного аутсорсинга, обосновано тем, что насущная необходимость повышения качества экономического образования наталкивается на недостаток образовательных ресурсов и компетентности педагогов школы в сфере практической экономической деятельности. При этом для более эффективного привлечения внешних для системы общего образования ресурсов технология образовательного аутсорсинга может стать прорывным направлением развития.
Необходимость доминирования практико-ориентированного экономического образования в школе на базовом уровне стала актуальным трендом развития образовательного процесса, она инициирует формирование специально организованной информационной и поведенческой среды, внедрение дополнительных средств и технологий коммуникации, аутентичных практик, которые самостоятельно школа обеспечить не может. Таким образом, аутсорсинговые образовательные технологии, социальное партнерство, волонтерские практики в школьном экономическом образовании должны увеличить педагогический багаж учителя, пополнить научное пространство новыми продуктивными концепциями.
Кафедра экономики разрабатывает различные форматы передачи части образовательных функций партнерским структурам, заинтересованным в росте образовательного потенциала в сфере повышения финансовой грамотности и предпринимательской подготовки подрастающего поколения. Распространение программ повышения финансовой грамотности и предпринимательской подготовки подрастающего поколения на московском образовательном пространстве через просветительские практики, информационно-образовательные проекты дает возможность повысить эффективность экономической подготовки выпускников. Для этого в Московском регионе уже есть достаточный ресурсный потенциал: кафедра экономики как научно-методический центр, ядро партнерских структур, постоянно участвующих в открытых образовательных мероприятиях. Социальное партнерство с отдельными представителями бизнес-сообщества постепенно перерастает в образовательный аутсорсинг, при этом среди образовательных аутсорсеров сформировались новые категории - выпускники экономических и педагогических вузов, профессионально занимающиеся образовательной практикой со школьниками.
В модели организации экономического образования детей и молодежи, разработанной кафедрой экономики, интегрируются финансовое и предпринимательское образование на базе школьного курса экономики, финансовое просвещение и информационно-образовательные проекты социальных партнеров. С нашей точки зрения, продуктивное формирование финансово-экономических компетенций у выпускников школы возможно лишь в результате активного взаимодействия всех образовательных, информационных и просветительских практик.
Напомню, что просветительские практики в нашей стране имеют солидную историю. В конце XIX - начале XX века в России было сформировано и распространено общественно-педагогическое движение в поддержку коммерческого образования, что способствовало выходу российского коммерческого (экономического) образования на передовые европейские позиции. Общественно-просветительское движение в поддержку финансовой и экономической грамотности, которое сегодня активно развивается в московском мегаполисе, стало продолжением лучших традиций российского экономического образования.
В просветительских практиках и волонтерском движении в сфере повышения финансовой грамотности и предпринимательской подготовки детей и молодежи активно используют технологии неформального и информального образования, что дает возможность обучающимся получить аутентичную практику и почувствовать финансовый рынок изнутри, что крайне важно для формирования финансово-экономических компетенций.
Меняющиеся личные и внешние экономические обстоятельства, необходимость адекватного финансового обеспечения основных событий жизненного цикла человека, высокий уровень информационной асимметрии на финансовом рынке свидетельствуют в пользу неформального, а также и информального образования. Для повышения результативности этих видов образования научные сотрудники кафедры экономики разработали механизм трансляции в неформальное образование (насколько это возможно) таких наиболее продуктивных элементов образования формального, как системность, продолжительность, оправданная с научно-педагогической точки зрения, последовательность обучения, эффективные информационно-коммуникационные технологии и методики.
Научное сопровождение и продвижение профессорско-преподавательским составом кафедры экономики комплекса инноваций в школьное экономическое образование не только делают процесс формирования у подрастающего поколения практических финансово-экономических компетенций более динамичным, но и обеспечивают качественную педагогическую поддержку выпускников в профессиональной ориентации, повышают уровень их социализации, а также позволяют привлечь на системной основе представителей бизнес-сообщества и профессионалов финансового рынка к участию в образовательном процессе.
Дальнейшая разработка специалистами кафедры экономики концепции ЭПОС, внедрение образовательного аутсорсинга в школьное экономическое образование позволят актуализировать точки роста системы образования Москвы, тем самым меняя «образовательный ландшафт» в более перспективном направлении.

Наталия КАЛИНИНА, заведующая кафедрой экономики, руководитель ЦОА «Практическая экономика и предпринимательство» МИОО