Я убежден, что сегодня детям нужно давать  базовое образование,  чтобы  они почувствовали вкус к знаниям, чтобы хотели учиться, узнавать новое, использовать полученные знания.
В физике есть эффект Допплера. В школе это изучают, пишут формулы, рисуют кривые, но дети не понимают, что это такое. А этот эффект звука - изменение частоты волн - постоянно в нашей жизни наблюдается в изменении тона звука проезжающей мимо машины, мы каждый день сталкиваемся с ним. Школьные знания не должны быть оторваны от жизни.
В мою бытность  руководителем Гособразования СССР меня критиковали, что из выпускников педвузов только чуть больше половины идут в школу, остальные становятся редакторами, журналистами, секретарями. Дескать, зачем столько людей учить в педагогических вузах? Но разве это плохо, ведь они формируют прослойку интеллигенции. Меня лично совсем не смущает большое количество образованных людей в нашем обществе. Ведь извечным вопросом остается вопрос о смысле жизни. Сейчас мы потребляем у природы больше, чем она может восстановить. Если природа будет ухудшаться, то это  для всех. Если не будет хватать воды, то это для всех. Должна быть общая задача: обустроить мир для всех. Когда говоришь: «Ты куришь, парень, через сорок лет у тебя будет рак легких», он смеется: «Ха, через сорок лет...» Для него отдаленная угроза не угроза.
Что происходит сейчас в обществе и в мире в целом? Хозяйственная деятельность человека, приобретая глобальный характер, начинает оказывать ощутимое влияние на процессы, происходящие в биосфере, и  она теряет способность к самовосстановлению. Несбалансированные взаимоотношения общества и природы (нерациональное природопользование) приводят к экологическому кризису и даже к экологической катастрофе.
Усиливающееся воздействие человека на природу в результате роста населения и научно-технического прогресса имеет не только экологические последствия. Нарастание экологической напряженности из-за истощения природных ресурсов, загрязнения окружающей среды проявляется и в социальной сфере. Глобальный экологический кризис современности характеризуется нарастающей нехваткой продовольствия в мире, ростом заболеваемости населения, возникновением новых болезней, миграцией населения, возникновением военных конфликтов. Эти  причины глобального экологического кризиса связаны с потребительским отношением человека к природе, последствиями научно-технической революции, а также недостаточным уровнем экологического образования и просвещения.
Сегодня изъятие из природы продуктов, необходимых для удовлетворения потребностей человека, превышает способности природы их восстанавливать. Несмотря на все успехи современной науки и техники, уровень современного производства продуктов потребления в сравнении с природными процессами остается крайне несовершенным: выход полезного продукта из сырья, изымаемого из природы, не превышает 10%. Это означает, что из 100 кг сырья мы извлекаем 10 кг полезного продукта, возвращая в окружающую среду 90 кг вещества в виде отходов.
Население Земли численностью более 6,6 миллиарда человек оказывает огромную антропогенную нагрузку на атмосферу. В первую очередь это относится к выбросам главного побочного продукта современной энергетики  - диоксида углерода. Нарушение баланса диоксида углерода в природе ведет к нестабильности климата, возрастающему количеству ураганов и наводнений, повышению температуры выше пределов, оптимальных для существования людей. Потепление климата привело к тому, что за последние 40 лет толщина арктического льда уменьшилась более чем на 40%. В ближайшие 50 лет, по мнению ученых, в летние месяцы ледовый покров в Арктике будет исчезать. Это связано с риском таяния материкового льда и повышения уровня океана. В результате промышленной деятельности человека стало заметнее истощение в стратосфере озонового слоя, защищающего жизнь на Земле от ультрафиолетового излучения. И положение усугубляется.
Неудивительно, что треть людей на Земле недоедают, имеют пониженный по отношению к норме вес, страдают от болезней, имеют низкую продолжительность жизни. Большое количество людей умирает от голода и его последствий. В то же время треть человечества переедает и страдает от болезней, связанных с избыточным весом. В основе идеологии современного общества лежат свободное предпринимательство и извлечение прибыли. Фактически на Земле в настоящее время существует потребительское общество, в котором удовлетворение сиюминутных желаний определяет его развитие. Необходимо изменение пути развития цивилизации в наиболее короткий срок. Большинство ученых считают, что именно XXI век должен стать поворотным событием в истории цивилизации,  что необратимые изменения в природе произойдут в середине этого века.
ООН создала специальную комиссию «Наше общее будущее». Эта комиссия выработала концепцию устойчивого развития, в основе которой лежат идеи улучшения качества жизни людей текущего поколения, не лишая последующие поколения таких же возможностей. Условие достижения устойчивого развития - его осуществление в пределах несущей емкости биосферы - в пределах ее самовосстановления. Речь идет о формировании нового нравственного идеала человека, на добровольной основе меняющего свои потребности и принимающего на себя всю полноту ответственности за условия жизни других людей и всех видов живых организмов на Земле. Главная мысль концепции устойчивого развития состоит в необходимости гармонизации отношений человека, общества и природы, их согласованных изменений, коэволюции. Это должно привести не только к улучшению качества жизни людей, но и к сохранению биоразнообразия в природе. По сути, у концепции устойчивого развития нет разумной альтернативы.
В марте 2005 года министры образования и охраны окружающей среды европейских стран приняли европейскую стратегию образования в интересах устойчивого развития, что положило начало объявленному ЮНЕСКО Десятилетию образования в интересах устойчивого развития (2005-2014 гг.). В России в апреле 1996 года была утверждена концепция, в которой образование рассматривалось как важнейший фактор устойчивого развития. Экологическая доктрина РФ (2002 г.), а также Экологическая доктрина города Москвы (2005 г.) предусматривают создание системы образования в интересах устойчивого развития. Перед школой стоят задачи переосмысления содержания образования  для наиболее эффективной подготовки выпускников для жизни в современном обществе.
Перед человечеством встала нелегкая задача - осуществить кардинальные изменения в сознании каждого человека, сформулировать и добровольно принять ограничения и запреты, диктуемые законами развития биосферы, а это требует изменения многих стереотипов в поведении людей, механизмах экономики и социального развития. Принятие обществом идей устойчивого развития возможно только через систему образования и просвещения. Именно эта сфера деятельности способна изменить массовое сознание людей, ориентируя его на отношение к жизни, поиск компромисса там, где экономические интересы производства вступают в конфликт с экологическими интересами общества. Добиться реализации поставленных целей можно на основе реализации идей личностно ориентированного обучения:
- личностно ориентированные подходы в образовании должны в первую очередь обеспечить целостное развитие личности. Поэтому образование в равной степени должно заботиться о развитии творческих, интеллектуальных, духовных, социальных качеств каждого учащегося;
- центральное звено учебного процесса  - самостоятельная образовательная деятельность учащихся, а не пассивное овладение знаниями. При этом важную роль играет не только овладение знаниями, но и применение этих знаний на практике. Особую важность приобретает тесная связь обучения с жизнью, предполагающая четкое осознание, где и каким образом полученные знания могут быть использованы на практике;
- преподавание не главное в деятельности учителя. Учитель выступает не столько как источник знаний и контролирующий субъект познания,  сколько как координатор, организатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
- активность субъектов познания заключается в первую очередь в способности адекватно оценивать существующее положение дел, в ответственности за результат обучения;
- активные и интерактивные формы обучения предполагают общение между субъектами познания;
- дифференциация обучения с учетом уровня подготовки по предмету, способностей, задатков, интереса в той или иной области, особенностей восприятия информации  обязательно должна  опираться на предшествующие знания и опыт;
- обучение  должно осуществляться в сотрудничестве, тут важны использование групповых, коллективных и парных форм работы, совместные размышления и дискуссии.
Образование для устойчивого развития представляет собой в целом интегративное направление, цель которого - помочь учащимся принять такие ценности, развить такие знания и умения, которые позволят им в дальнейшем выбирать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты.
Павка Корчагин говорил: надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Так что у каждого из нас должна быть в жизни цель: прожить так, чтобы сохранить нашу цивилизацию, развивая ее, нашу природу, мир, передать потомкам. Ведь педагоги - уникальные люди, наше достояние. Желаю нам всем удачи в  нашем нелегком деле!

Геннадий ЯГОДИН, доктор химических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук, академик Российской академии образования,  директор Московского музея образования МИОО