Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы:
- Несмотря на значительный рост числа московских детей, большинство из них устроены в детские сады, и у нас уже рекордное количество детей, которые посещают дошкольные учреждения, -  422 тысячи, что на 113 тысяч больше по сравнению с концом 2010 года. Это огромный прирост. За год было построено 76 новых детских садиков. Проблема с устройством детей достаточно остро еще сохраняется на новых территориях. Средняя зарплата учителей по итогам 2012 года составила 57 тыс. рублей, то есть на 7 тыс. больше, чем средняя заработная плата в целом по городу. Это уже неплохая заработная плата,  впервые за много лет у нас практически нет вакансий учителей. Нам удалось качественно обновить материально-техническую базу образования  - это ремонт зданий, благоустройство игровых площадок, стадионов, обеспечение  школ новым оборудованием, компьютерными классами, ноутбуками для учителей. Сформирована система общественного самоуправления, в школах города созданы и начали уже активно работать управляющие советы, включающие педагогов, родителей и учащихся. Система образования стала прозрачнее: вся информация о средней заработной плате, финансировании, поставках оборудования, работе управляющих советов конкретных школ сегодня доступна на школьных интернет-сайтах. Кроме того, работает электронная запись в школы. В 2012 году московские школьники сдали ЕГЭ значительно лучше, чем в предыдущие годы. Например, количество отличников по сравнению с 2010 годом выросло почти в 2 раза. Тем не менее Департамент образования  не должен на этом  успокаиваться, процесс образования требует постоянного внимания и совершенствования.

Исаак КАЛИНА, руководитель  Департамента образования:
- Программа столицы  «Развитие образования города Москвы на среднесрочный период 2012-2016 годов» была  утверждена постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года с общим объемом финансирования более 1,5 трлн рублей.
Цель программы  - создание условий для социальной и образовательной успешности каждого юного москвича. Необходимо отметить, что направление деятельности в рамках программы полностью согласуется с приоритетами развития отечественного образования, заданными указами Президента России. И конечно же, для эффективной реализации основных задач программы сегодня создаются все необходимые условия. Например, в результате реализации Департаментом строительства городской программы по строительству система образования получила в 2012 году новые здания,  значительные средства и в 2011, и в 2012 году израсходованы на ремонты, и почти всех учреждений, которые требовали того или иного ремонта, это коснулось, хотя, конечно, еще  остаются большие задачи, в том числе  по благоустройству, которое с 2013 года мы уже будем вести совместно с префектурами округов и управами.
Большая работа проведена совместно с Департаментом информационных технологий. Можно сказать, что приняты достаточные меры по формированию материально-технологической базы для развития современных информационных технологий в образовании. Поэтому задача 2013 года и следующих лет - это разработка, развитие, содержание на электронных носителях, с тем чтобы не только самые передовые наши педагоги, но чтобы все педагоги Москвы умели это использовать в своей деятельности. Для этого ведется очень много курсов повышения квалификации, семинаров совместно с коллегами из Департамента информационных технологий.
Я должен сказать, что сегодня в работе учителя-предметники очень широко используют информационные технологии, что делает  их труд достаточно современным и что вместе со значительным ростом заработной платы сегодня делает эту работу привлекательной для молодежи, причем  не только молодежи,  но и  людей среднего возраста. Мы проанализировали возрастной состав учителей наших школ, и надо сказать, что он имеет достаточно хорошую статистику, то есть, как и положено, большая доля учителей  - это люди в возрасте от 35 до 50 лет, но появляется сегодня уже и достаточно молодых,  несмотря на разговоры о том, что в школе остаются только пожилые, статистика показывает, что пожилых учителей примерно столько же, сколько молодых, то есть кривая распределения по возрасту сегодня достаточно правильная в наших школах.
При этом необходимо сказать, что не только у учителей повысилась зарплата, что само по себе хорошо, но (это, может быть, было для нас даже более важно) что начала подниматься зарплата воспитателей дошкольных образовательных учреждений, дошкольных отделений в школах. Она в среднем по городу была 36 тыс., но так как детские сады вступили немного позже остальных образовательных учреждений в новую систему оплаты труда, основной рост пришелся на конец 2012 года,  в последним квартале 2012 года зарплата была уже более 40 тыс. Мы надеемся, что в 2013 году сумеем удержаться на уровне зарплаты воспитателей выше, чем 40 тыс. Вообще-то, по нашим расчетам, она должна выйти на цифру 43-44 тыс. рублей.
Очередность в детских садах снята, и не могу еще раз не отметить, хотя очередь в конце 2010 года была 25 тыс.,  мы видим увеличение  на 113 тыс.,  потому что количество детей тех возрастов, которые сейчас поступают в детские сады, намного больше, чем количество детей, которые выходят из детских садов. В следующие три года прирост рождаемости  был очень высокий, поэтому задача по обеспечению дошкольников от трех до семи лет остается достаточно острой  в  22 районах,  особенно, конечно,  на новых территориях. Но в течение 2013 года, по расчетам Департамента строительства, будет создано около 1,5 тыс. дополнительных мест,  мы сегодня тоже внимательно смотрим  на эту проблему на новых территориях, думаю, что  в течение летнего периода нам удастся оптимизировать использование помещений школ, развивать вариативные формы, что увеличит возможность приема детей в дошкольные отделения.
Сегодня электронная регистрация в первые классы уже идет в привычном режиме, и мы видим, что в этом году уже почти 73 тыс.  семей подали заявления. Это более 80% прогнозируемого числа будущих первоклассников,   где-то 82-83% от тех примерно 90 тыс., которые мы ожидаем в этом году. Мы в этом году немного модернизировали закрепление школ за домами, то есть мы ушли от того, что за домом была закреплена только одна школа:  теперь за домом закрепляются все близлежащие школы в микрорайоне, их бывает две-три, в плотных застройках иногда даже пять. Родители имеют полную возможность привести ребенка как в основную, закрепленную школу, так и в любую из этих школ. Это сегодня резко повысило поступление в закрепленную школу, если в прошлом году было только 32%, то в этом году уже почти 64%, причем, мы думаем, еще здесь сказывается то, что не все москвичи, к сожалению, проживают по адресам регистрации. Но как только мы получим в соответствии с федеральным законодательством возможность принимать детей во все школы, а это, к сожалению, будет  только 1 августа,
то все люди, фактически проживающие рядом со школами, которые они выбрали, немедленно будут зачислены в свои школы по месту фактического проживания, поэтому проблем с этим тоже не будет, люди поступят в те школы, которые они для себя выбрали.
Сегодня, скажем так, оптимизация школ, детских садов, создаются достаточно крупные образовательные комплексы, которые предоставляют московским семьям широчайший спектр образовательных программ на выбор. То, что не может сделать одна маленькая школа, сегодня могут сделать эти образовательные комплексы. К сожалению, мы не всегда можем пойти навстречу желаниям коллектива и разрешить объединение, потому что иногда заявки поступают от учреждений, скажем так, разделенных достаточно серьезными дорогами. Поэтому мы вынуждены иногда отказывать коллективам образовательных учреждений и просить их искать другие варианты оптимизации так, чтобы обеспечить главное - безопасность наших детей. Сегодня уже создано немалое количество образовательных комплексов, которые вместе с теми комплексами, которые в Москве созданы еще 20 лет назад,  успешно действуют, показывают очень высокие результаты. Не могу не сказать,  что и заработные платы учителей при абсолютно равном нормативном финансировании с маленькими школами в этих школах значительно выше. Там есть преимущество не только для детей, не только для семей, но и для самих учителей.
Говоря о тех ресурсах, которые за два года поступили в систему образования, я обязан сказать о том, как это отражается на результатах и воспитательной, и учебной работы наших школ. Могу признаться, что меня радует не только то, что растет количество ребят, показывающих высокие результаты, но и то,  что постоянно растет количество школ, которые сумели создать такую учебную атмосферу, что достаточно немалые группы ребят показывают высокие учебные результаты.
То же самое можно сказать по итогам олимпиад. В этом году завершилась городская олимпиада,  представители, ученики 579 школ города стали призерами и победителями московского этапа Всероссийской олимпиады (в 2010 году таких школ было только 421). Результаты заключительного всероссийского тура мы узнаем в апреле-мае, будем надеяться, что московские школьники также достойно выступят на этих олимпиадах.
Что касается начального и среднего профессионального образования, то  московские колледжи традиционно пользуются популярностью среди московских подростков и юношей, наполняемость колледжей растет. В  последние годы особо приятно,  что значительно увеличилось количество взрослых, которые проходят обучение в наших колледжах: или они сами лично поступают, или их направляют фирмы на переобучение, в 2012 году таких было 37 тыс. Мы сегодня очень серьезно работаем с директорами колледжей, считаем, что эта цифра недостаточна, что взрослых мы можем обучать гораздо больше,  для этого нам надо просто повышать качество этого обучения и, наверное, рекламировать эту возможность.
Что касается поведения московских школьников,  то за последние два года количество школьников  (это данные Управления внутренних дел), которые привлекаются к ответственности за те или иные правонарушения, снижается. При этом не могу не сказать, что мы сравнивали эти цифры с другими регионами Центрального округа, и, несмотря на то что Москва  - мегаполис и соблазнов у московских подростков больше, цифры правонарушений  по Москве гораздо ниже, чем и по Центральному федеральному округу, и по Российской Федерации.
Очень большим стимулом для работы  коллективов образовательных учреждений сегодня служит рейтинг на присуждение грантов мэра в сфере образования. Мы составляем этот рейтинг уже два года,  очень уплотнились результаты в первых 300 школах, конкуренция за участие в получении гранта мэра резко повысилась. Надо сказать, что те школы, которые хорошо работали два года назад, продолжают работать хорошо, никакого падения в их работе нет, но к ним сегодня приближается достаточно большая группа школ Москвы, которые составят им, надеемся, в ближайшие годы серьезную конкуренцию. Наверное, в какой-то мере всему этому помогает та прозрачность системы образования, которую мы вместе с коллегами из Департамента информационных технологий стараемся обеспечить вплоть до того, что даже еженедельные рабочие совещания департамента с руководителями всех образовательных учреждений города уже идут в открытом доступе в сети Интернет. По тому, как подключаются люди, как просматривают потом записи видеоселекторов в архиве, мы видим: общество очень активно интересуется той работой, которая делается в системе образования. И директора, и  коллективы ОУ понимают,  что без участия в первую очередь родительского сообщества получить хорошие результаты невозможно.
Департамент вошел в число трех пилотных столичных департаментов  - участников программы «Открытое правительство»,  мы расцениваем это не только как некоторую отметку тому, что мы делаем, но и как новую возможность расширить общение с обществом. Для формирования активной гражданской позиции и стимулирования инициативы школьников по улучшению того мира, в котором они живут, -  своего двора, микрорайона, города - разработан и внедряется в школах Москвы межпредметный учебный модуль «Московский школьник  - ответственный информационный гражданин». Цель проекта  -  максимальное информирование школьников о жизни города, его достижениях, проблемах, формирование навыка работы с городскими информационными порталами, вовлечение их в реальное участие в создании условий для комфортного проживания москвичей. Реализация  этого проекта осуществляется в рамках учебных предметов  информатики, обществознания, экономики и  во внеурочной деятельности. По окончании курса учащиеся будут проходить дистанционное тестирование, направленное на выявление знаний и умений по работе с информационными порталами и сервисами Правительства Москвы.
Первый год реализации программы завершился в целом в соответствии с теми задачами, которые были поставлены, плановые показатели достигнуты. Считаю, что в системе образования наметились тенденции к серьезным изменениям, способным поднять его на качественно новый уровень.